В Восточно-Казахстанском областном этнографическом музее-заповеднике открылась выставка икон (+фото)

10 апреля 2012, 9:53
Сейчас читают:
С 6 апреля в Восточно-Казахстанском областном этнографическом музее-заповеднике работает выставка икон. Представленные на ней памятники сакрального искусства - лишь малая часть большой коллекции. Из трехсот икон на обозрение посетителей выставлено не более тридцати. Все они посвящены Пасхе - светлому празднику православной церкви.

У каждой иконы своя история, зачастую - трагическая. Многие из них семьдесят лет верующие скрывали от советской власти в укромных местах и буквально спасали из огня, когда горели православные церкви. Испытание временем не прошло даром. Некоторые иконы потеряли былой облик - краски потускнели, местами появились трещины.

Когда начался развал Советского Союза, идея сохранить церковное наследие появилось у нынешнего директора этнографического музея Николая Зайцева. В середине восьмидесятых он собрал в коллекцию первые иконы. Позже, уже после образования музея в фонде стали появляться десятки новых экспонатов. Иконы XVIII - начала XX века собирались у старообрядцев и частных коллекционеров Восточного Казахстана и Алтайского края.

- В девяностые годы нам удалось отреставрировать часть икон в Марфинской обители в Москве у лучших реставраторов России. Но сейчас такой возможности нет. В Казахстане, к сожалению, реставрацию не делают. Поэтому иконы, которые поступили к нам в последнее время, ждут своего часа в фонде музея, - говорит старший научный сотрудник отдела редких книг и иконописи областного этнографического музея-заповедника Петр Сушко.

На многих иконах - изображение Иисуса Христа. Сюжеты связаны с Пасхой - Воскресением Господним. Среди них есть большие - храмовые и те, что поменьше. Они располагались в домах православных. Создавали иконы выдающиеся иконописцы, такие как Андрей Рублев. Только им доверялось выписывать лики святых. Остальную работу - одежду и окружающую обстановку писали помощники мастеров иконописи. Но есть среди икон и такие, которые создавались обычными крестьянами. Для обывателя разницы почти не видно, для профессионала налицо - черной краски в крестьянском письме больше. Да и писали их православные в нетрадиционной форме. «Крещение Господне», к примеру, изображено на обычной столовой клеенке, а икона «Не рыдай меня мати» вставлена в раму с алтайской росписью.

Есть у икон и свои тайны. Одна из них «Святитель Инокентий Иркутский» долгое время оставалась безымянной. Передал ее музею верующий по фамилии Быков. Миниатюрную икону в разбитом киоте (раме) он подобрал на свалке в алтайском селе, где сгорела церковь. Кто здесь изображен, Петру Сушко удалось выяснить спустя двадцать пять лет.

На вопрос горожан, почему такая уникальная красота хранится в музее, а не в церкви, Петр Сушко отвечает просто: все эти иконы «пострадавшие», и относиться к ним нужно по-особому. Поэтому лежат образцы сакрального искусства в хранилище музея вдали от сквозняков и солнечного света и только на несколько дней выставляются на обозрение публики.

Выставку «Свет Христов просвящает...» можно посетить до конца апреля ежедневно с 10.00 до 17.00 часов в областном этнографическом музее по адресу: ул. К. Кайсенова, 67.

Ирина Попова

Также читайте