Не профессия, а призвание (+фото)

27 мая 2012, 2:42
Сейчас читают:
Звонарь Свято-Троицкого мужского монастыря Антоний Красюк недавно вернулся из Новосибирска, с фестиваля звонарей. Ежегодный съезд "церковных музыкантов" призван возрождать и совершенствовать древнее звонарное искусство. Устькаменогорцы смогли на практике познакомиться с мастерством своих сибирских коллег.

Сила звука

Самая высокая и оснащенная звонница в Усть-Каменогорске находится в Андреевском кафедральном соборе Свято-Троицкого мужского монастыря.

- Очень рад, что удалось пообщаться с российскими коллегами. Это бесценный опыт, особенно для меня. Ведь я всего полгода несу это послушание. И оно приносит мне огромную радость, - рассказывает о своей поездке Антоний Красюк.. - В первый раз попробовал звонить в колокола в начале 2000 года в храме небольшого поселка на Камчатке, где я жил некоторое время. В той маленькой церкви не было звонницы, так как храм находился в здании бывшей библиотеки. Но там поступили очень просто – поставили два столба с перекладиной и на нее подвесили колокола. Я очень хотел попробовать звонить, и вот решился на пасхальной седмице. Это неделя сразу после Пасхи. Ее еще называют звонной, так как любой желающий в это время может попробовать себя в роли звонаря.

По словам Антония, случая всерьез начать осваивать звонарное мастерство долго не выпадало. До прошлого года, когда в храме возникла необходимость в новом звонаре.

- Когда-то церковные колокола выполняли по большей части сигнальную функцию, - отмечает звонарь. - В пору, когда не было часов, церковный звон возвещал людям о начале службы. Даже те, кто по каким-то причинам не имели возможности прийти в церковь, по ударам колокола знали, какая часть богослужения идет в данный момент, и невольно присутствовали на нем мыслями и сердцем. Сегодня колокольный звон имеет скорее символичное, философско-духовное значение, и может быть, даже миссионерское. Ведь есть люди, которые приходят в церковь, именно услышав колокольный звон.

Колокол – уникальный музыкальный инструмент. Люди во все времена приписывали колокольному звону чудодейственную силу, а ученые до сих пор изучают природу необычных звуков.

- Есть целое направление в науке. Некоторые специалисты всю жизнь исследуют звуки различных колоколов, - рассказывает Антоний. - У этих инструментов масса специфических особенностей. Огромный плюс фестивалей, один из которых мне посчастливилось посетить, в том, что есть возможность пообщаться как раз и с учеными, которые знают природу колокольного звона. Так, к примеру, я узнал очень интересный факт. Оказывается, от самого места удара в колокол звуковые волны идут крестообразно и уже потом расходятся по периметру, что, согласитесь, очень символично.

Вернули голос

Самое интересное, что в России активно изучать колокола стали именно в советскую эпоху, когда многие инструменты просто уничтожались.

- Церковь и всех православных христиан пытались лишить голоса, - говорит усть-каменогорский звонарь. - Но люди находили возможность его вернуть. Когда масса колоколов была попросту переплавлена в какие-нибудь котлы, звонницу создавали из того, что было под рукой. В новосибирском музее мы видели инструмент, сделанный из артиллерийского снаряда. Он имеет интересный и очень своеобразный звук. Для создания колоколов нередко использовались обычные газовые или газосварочные баллоны. А вот, например, на Камчатке в качестве церковных колоколов нередко использовались корабельные рынды разных размеров. Там их раздобыть было несложно.

К сожалению, за годы советской власти исчезло немало настоящих произведений искусства, которые представляли ценность не только для церкви, но являлись настоящим досто­янием истории. Среди них были и уникальные колокола.

- В Троицко-Сергиевой лавре висел колокол, который называли Царь, не путайте с Царь-Колоколом. Он весил больше 65 тонн, - рассказывает Антоний. - Его голос слышался на расстоянии 40 километров. И настолько громо­гласным он был, что звонари, прежде чем начать звонить, кричали: "Православные, не пугайтесь, сейчас ударит Царь". В советскую пору уникальный колокол пострадал. В начале 2000 годов было принято решение отлить нового Царя. Его сделали весом, немного превышающим прежний. На колоколе изобразили картины, отражающие пережитое время. Это своеобразная летопись для будущих поколений.

Акустический эффект, создаваемый Царем в прежние времена, сейчас практически невозможен. И дело даже не в колоколах, а в непрерывном шуме, которым со­временный человек себя окружил.

- Ученые выяснили, что тональность, в которой звучат многие колокола, сливается с городским гулом, чего не было раньше, когда звон мог разноситься на огромные расстояния, - продолжает звонарь. - Можно сказать, что нашему храму повезло. Андреевский собор расположен у реки. Здесь хорошая акустика, по воде звук колокола распространяется намного дальше и слышен четче.

Сам себе композитор

По словам Антония, каждый звонарь способен создать уникальные музыкальные произведения. Церковные правила устанавливают лишь основные принципы разных видов звона. Законченные рисунок и характер придает им сам мастер, исходя из набора колоколов, своего опыта, умения и внутреннего состояния.

- Есть звоны, которые имеют четкий ритм и специфику, практически неизменную, - отмечает он. - Это, к примеру, погребальный, водосвятный звоны или Благовест. Но остальные - звон, двузвон, трезвон, венчальный, пасхальный звоны и другие, не имеют какой-то специальной мелодии, которой должны придерживаться все. Шаблонность заключается лишь в том, во сколько приемов звон будет совершен. А какой будет мотив, это уже решает звонарь. Творения искусных звонарей легко узнаваемы.

История знает немало примеров истинных виртуозов звонарного дела, талант которых восхищает людей до сих пор. Один из таких уникумов – звонарь Константин Сараджев, живший в начале прошлого века в Москве. Его называют гением колокольного звона. Благодаря врожденному дару он был способен различать тональности, недоступные уху обычного человека. Константин Сараджев владел многими инструментами, но смыслом его жизни стали колокола. Он считал, что только этот инструмент способен передать все оттенки звука. Уникальный звонарь создавал целые колокольные симфонии.

Сегодня звонарное искусство в православных храмах возрождается, и не без усилий таких организаций, как Сибирский центр колокольного звона. Именно под его патронатом проводится ежегодный новосибирский фестиваль звонарей. При Центре работает школа, где обучают звонарному делу. Кроме этого, представители центра бывают с передвижными звонницами в отдаленных приходах, где нет своих колоколен или звонарей. Участвуют в крестных ходах, которые обязательно должны сопровождаться колокольным звоном. Мастера делятся опытом с местными звонарями, помогают правильно размещать колокола в звонницах. Еще одно важное направление работы центра – обучение звонарному делу заключенных в колониях.

- Сейчас сообщество звонарей обеспокоено одной из бед современности, - говорит Антоний. - Как дань моде, все чаще стали появляться так называемые электронные звонари. Это современные механизмы, благодаря которым можно управлять колоколами прямо из храма одним нажатием кнопки. Этот звон называют мертвым, потому что в нем нет молитвенности, нет жизни. Если эта практика начнет набирать обороты, то такое призвание, как звонарь, вообще может исчезнуть. Мы пережили тяжелое время, когда звонницы и звонарное дело уничтожались. Но и это смогли преодолеть. Даже история нашего города показывает, что в самые непростые годы церкви удавалось договариваться с властями и звонить по большим праздникам. Нельзя, чтобы сейчас это искусство исчезло только из-за того, что установить аппаратуру легче, чем обучить звонаря этому удивительному искусству.

Также читайте