Экстремальное путешествие по старой австрийской дороге (+фото)

22 июля 2012, 6:16
Сейчас читают:

О существовании старой австрийской дороги в Восточном Казахстане знают даже россияне. Однако нам, казахстанцам, известно о ней немногое. Пролегает трасса в сложной горной местности, и проехать по ней рискнет не каждый. Но те, кто здесь побывал, об этом не жалеют. Говорят, повидали уникальные места.

Эта дорога - своеобразный памятник истории, архитектуры и человеческого труда. "Старо-австрийка" скоро отметит свой вековой юбилей. Да, трасса непростая, в некоторых местах опасная. Ее строили практически вручную на высоте 2000 метров над уровнем моря. Но ведь держится покрытие, и по нему каждое лето проезжают и казахстанские, и российские туристы.

Краткая справка

Старая австрийская дорога - это трасса, которая связывает Катон-Карагайский и Курчумский районы. Дорога плохая, но проходит она по удивительно красивым местам.

Трасса овеяна легендами. Достоверной информации немного. Известно, что она была построена после Первой мировой войны, в 1914 – 1916 годах, австрийскими военнопленными. Отсюда, собственно, и название дороги.

Старая австрийская дорога проходит в непосредственной близости от озера Маркаколь и Маркакольского заповедника. Трасса полуразрушена, в некоторых местах опасна. Данный маршрут – для любителей экстрима.

Обязательное условие: наличие джипа. На обычной легковушке такую дорогу не преодолеешь. Этот маршрут принято считать джип-туром.

Подготовка к поездке

Знающие люди не советуют ехать в одиночку (то есть только на одном автомобиле). Лучше всего найти себе единомышленников. Отправляться в путешествие рекомендуется на двух-трех машинах: так проще вытаскивать автомобиль в случае затора. Обязательно возьмите с собой трос. Ну и, конечно, туристическое снаряжение, палатку.

Описание маршрута

Итак, направляемся в сторону Маркаколя. Для этого выезжаем на Самарское шоссе, проезжаем село Самарское, переправляемся через Казнаковскую переправу и едем до Курчума по асфальтированной трассе. Здесь, в Курчуме, хорошая дорога заканчивается. Проезжаем еще около 180 километров до села Алексеевка (ныне - Теректы). Отсюда начинается грунтовая дорога, достаточно неплохая - можно уверенно "выжимать" 60 и даже 70 км/ч. В Курчуме и в Алексеевке при необходимости можно дозаправиться. Далее держим путь на Урунхайку.

От села Урунхайка двигаемся по той же трассе дальше. Примерно через 11 километров дорога делает резкий поворот направо. Это своеобразный ориентир. Он означает, что нам нужно повернуть налево.

Будет ощущение, словно едешь по руслу реки. Кругом валуны и камни. Скорость движения низкая: тут не разгонишься. Так проезжаем два-три километра. Затем поднимаемся на так называемый Алатайский перевал. В общей сложности он длится шесть километров. В дождливую погоду есть риск не преодолеть этот подъем.

После подъема открывается восхитительный вид на гору Самовар. Свое название она получила потому, что над ней практически всегда парят облака. Словно клубы пара над самоваром. В этом месте удобно сделать привал.

Уже после привала спускаемся в долину реки Кара-Каба. Попадаем на территорию Катон-Карагайского национального парка. Здесь нам встречается первый металлический мост с деревянным покрытием. Памятник архитектуры, истории данного региона. Здесь обязательно нужно сделать памятные снимки.

Всего на своем пути мы встретим четыре подобных моста. После преодоления последнего проезжаем еще два километра и отмечаем, что русло реки совершает небольшой изгиб. Образуется что-то вроде полуострова – песчаный берег, сосны, отличное место для ночлега. Есть кострище. Здесь при желании можно остановиться на несколько часов или даже на день.

Едем дальше. Через три-четыре километра движения по дороге нам попадается полностью разрушенный мост. Здесь преодолевать реку придется вброд. Отнестись к этому нужно с вниманием и осторожностью. В этом году весна была маловодной. Однако в другое время уровень воды в реке может оказаться значительным. Включаем нижнюю передачу - и уверенно движемся вперед.

Попадаем на небольшое жайляу – Верхнее Зимовье. Здесь всего несколько домов и привольно пасущийся скот.

От Зимовья едем по дороге дальше к перевалу Бурхат. Тут перепады высоты достигают - от 1600 до 2100 метров. Когда поднимемся, откроется прекрасный вид на Белуху. Если повезет с погодой, можно будет сделать хорошие снимки.

Далее снова идут крутые спуски, перепады высоты, серпантин. Старая австрийская дорога оттого и прекрасна, что на ней множество сложных, потенциально опасных моментов.

Спускаемся в долину реки Бухтарма. Отсюда берут свое начало две дороги. Если поехать по правой развилке, мы попадем в село Урыль, оттуда – на Рахманы и озеро Язовое. Левая дорога ведет в сторону Бухтармы, Большенарыма. По этой дороге можно вернуться в Усть-Каменогорск.

Примечание

В долине реки Кара-Каба удобно останавливаться на ночлег. Воду можно взять прямо из реки.

Оптимальный срок для поездки: четыре дня (два из них уйдут на дорогу до Урунхайки и обратно, еще два дня лучше иметь в запасе для неторопливого знакомства со старой австрийской дорогой).

Что посмотреть

Абсолютно все пейзажи по данному маршруту. На памятных снимках обычно стараются запечатлеть следующие ключевые точки маршрута:

? Алатайский перевал

? реку Кара-Каба и место ночевки

? брод, через который вам предстоит перебраться

? Верхнее Зимовье

? перевал Бурхат

? все четыре моста, которые встретятся по данному маршруту

? долину реки Бухтармы

? если повезет с погодой - гору Белуху.

Советы бывалых

? Для совершения данного джип-тура нужен автомобиль в хорошем техническом состоянии. Наличие запасных колес, троса, лопат и других "откапывающих" орудий труда обязательно.

? Автозаправочные станции есть в Урунхайке, затем - в Катон-Карагае.

? После Маркаколя, скорее всего, сотовой связи не будет.

? В данную поездку лучше не отправляться тем, кто боится серпантинов, крутых подъемов, резких спусков. А также тем, кто не желает во время отпуска получать порцию экстрима.

Подробный отчет о поездках по старой австрийской дороге вы можете посмотреть по этим ссылкам:

http://vsobolev.com/staro-avstriyskaya-doroga

http://vsobolev.com/staraya-avstriyskaya-doroga-zinoviev

http://yk.kz/news/show/14441

Там представлена огромная подборка фотографий, а также комментарии тех, кто уже совершал тур по легендарной старой австрийской дороге.

Благодарим за помощь в подготовке материала разработчика карты виртуального туризма Михаила Юрченкова, а также всех, кто предоставил фотографии для публикации.

Ирина Краскова

Также читайте