Какие жалобы потребителей могут привести к проверкам и штрафам?

14 августа 2023, 11:13
Сейчас читают:

В Казахстане до 2024 года проверки предпринимателей запрещены. Однако есть исключения из этого правила. Бизнесменов в сфере торговли могут проверить — в тех случаях, если от физических или юридических лиц поступили обоснованные жалобы на нарушение законодательства. После проверки возможно наложение штрафа. Когда и как это может произойти — узнавал корреспондент передает YK-news.kz.

Отметим, что в первом квартале 2023 года департамент торговли и департамент по защите прав потребителей объединили. И теперь, после слияния, функции государственного контроля в сфере внутренней торговли перешли в новый департамент торговли и защиты прав потребителей. Сейчас он не только принимает обращения от горожан, но может провести и внеплановую проверку торговых точек. А это чревато наложением штрафов.

— Есть две статьи — 193 и 204-4 Кодекса РК «Об административных правонарушениях», согласно которым мы имеем право привлечь предпринимателя к административной ответственности, — объясняет заместитель руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей ВКО Канат Женисбекулы. — Мы можем провести внеплановую проверку в двух случаях. Первый — за реализацию продовольственных товаров без указания цен или при расхождении цен, указанных на прилавке и на кассе магазина (часть 4 статьи 193 КоАП РК). Второй случай — превышение надбавки в размере 15 процентов от закупочной цены на социально значимые товары (19 наименований: мука, хлеб, рожки, рис, гречка, соль, сахар, яйцо, сливочное и подсолнечное масло, некоторые виды мяса, молоко, кефир, творог, картофель, морковь, капуста). На эти продукты разрешена только 15-процентная надбавка — не больше.

Канат Женисбекулы рассказал, что их департамент совместно с мониторинговыми группами старается регулярно проверять цены на социально значимые товары в регионе.

— Если к нам поступают обоснованные жалобы с подтверждающими доказательствами — мы обязаны провести внеплановую проверку торговой точки, — отметил Канат Женисбекулы. — Что значит обоснованная жалоба? То есть это обращение, подкрепленное фото или видеодоказательствами.

Далее специалисты департамента выезжают на место и проверяют факт нарушения. Если он подтверждается — департамент торговли и защиты прав потребителей может наложить административное взыскание. Впрочем, согласно законодательству, в случае превышения торговой надбавки на социально значимые товары предпринимателю в первый раз могут выписать предупреждение. А вот если в течение года превышение надбавки повторится — уже предусмотрен штраф в размере 10 МРП (или 34 500 тенге) для малого бизнеса.

В случае отсутствия или несоответствия ценников на продовольственные товары предусмотрено взыскание в размере шести МРП (или 20 700 тенге) для малого бизнеса. Здесь ограничиться предупреждением не получится, так как даже за первичное нарушение предусмотрен штраф.

В департаменте торговли и защиты прав потребителей отметили, что за первое полугодие 2023 года к ним поступило 250 обращений. Департамент провел 13 проверок, среди них четыре касались сферы торговли. По их итогам были наложены административные взыскания.

Обратиться в департамент торговли и защиты прав потребителей ВКО можно следующими способами:

  • через портал "электронного правительства" eGov.kz;
  • через телеграмм-бот https://t.me/kzpp_bot;
  • по электронной почте: Dzpp.vko@mti.gov.kz;
  • по телефону горячей линии 26-72-07.

Ирина Краскова

Также читайте