Почему бизнес не рад готовящимся изменениям налоговой политики?

14 октября 2023, 3:25
Сейчас читают:
Почему бизнес не рад готовящимся изменениям налоговой политики? Почему бизнес не рад готовящимся изменениям налоговой политики?
Почему бизнес не рад готовящимся изменениям налоговой политики?

В Казахстане идёт публичное обсуждение нового Налогового кодекса, который должен заработать с 2025 года. Предполагается в числе прочего пересмотреть ставку НДС, вернуться к прогрессивной шкале по индивидуальному подоходному налогу, а также отменить налог на транспорт. Некоторые изменения не очень радуют бизнес-сообщество. Какие поправки в налоговом законодательстве могут ждать казахстанцев и к чему они способны привести? Сам документ и мнения по нему экспертов пытался проанализировать корреспондент YK-news.kz.

Задачи определены

Грядущие изменения налоговой политики в Казахстане были заявлены в Послании главы государства от 1 сентября 2023 года. Президент предложил ввести дифференцированные налоговые ставки в разных секторах экономики, сделав их соразмерными сложности производства, а также вернуть прогрессивную шкалу налогообложения, при которой больше платят те, кто больше получает. Объём существующих налоговых льгот должен сократиться минимум на 20 процентов, а формы налоговой отчётности — на 30 процентов. Те, что оказались неэффективными, отменить совсем, остальные  объединить. 

Консультативный документ регуляторной политики к проекту Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) был опубликован на портале "Открытые НПА" 8 сентября. В нём уже конкретно прописаны и обоснованы те изменения, которые могут произойти в налоговом законодательстве Казахстана в ближайшем будущем. Остановимся на каждом из них.

Пересмотр ставки и порога для постановки на учёт по налогу на добавленную стоимость

Необходимость пересмотра авторы мотивируют тем, что ставка НДС в Казахстане является одной из самых низких в мире — 12 процентов. (В России, Беларуси, Армении она равна 20 процентам, а в странах ОЭСР доходит до 27.) При этом собираемость налога находится на низком уровне.

Бизнес-сообщество увидело существенные недостатки в механическом повышении ставки НДС. Прежде всего потому, что рост НДС ляжет на плечи потребителя, поскольку все производители вынуждены будут повышать цену на конечную продукцию. Снизится покупательная способность населения, которое начнёт экономить на товарах и услугах. 

Евгений Черкашин, руководитель ТОО "Издательский дом "Регион" (выпуск печатных и электронных средств массовой информации): 

— Ставка рефинансирования у нас одна из самых высоких в мире. Это означает очень высокую стоимость кредитов в банках. Соответственно бизнес, который нацелен на формирование реальных производств, сейчас испытывает острейший дефицит в доступных кредитных средствах. И рост ставки НДС вкупе с высокой ставкой рефинансирования формирует критически сложную бизнес-среду, прежде всего для тех, кто занимается реальным производством. Есть вероятность, что пострадают те, кто оказывает услуги или производит товары не первой необходимости. Проводя такого рода реформы, нельзя допустить банкротства предприятий малого и среднего бизнеса, потому что мы начнем терять местное содержание, что в совокупности приведет к потере определенного объема налоговых поступлений и росту социальной напряженности. 

Алия Адамова, руководитель ТОО "Производственно-коммерческое предприятие "Рауан" (производство швейных изделий):

— Рост ставки НДС приведет к повышению стоимости. Мы, как социальное предприятие, вынуждены будем поднять цену на товар, который предназначен для социально уязвимых категорий населения, то есть это сразу будет непродаваемость нашего товара. Соответственно, он у нас будет залеживаться на складах, и это приведет к убыткам. Во-вторых, на мой взгляд, рост ставки НДС приведет к повышению инфляции. В-третьих, все предприятия, которые сейчас работают честно, у которых вся бухгалтерия "прозрачная", начнут уходить "в тень", чтобы не всю свою продукцию облагать НДС. 

Предприниматели высказали мнение, что нельзя механически уравнять ставку НДС в Казахстане и других странах. Необходимо сравнивать также уровень доходов и степень закредитованности населения. А повысить собираемость НДС можно за счёт улучшения работы фискальных органов.

Ставка корпоративного подоходного налога 

Разработчики считают, что ставка 20 процентов является относительно низкой по сравнению с другими странами. Разные ставки КПН для разных отраслей призваны распределить уровень нагрузки в зависимости от рентабельности.

Эксперты не одобрили и это предложение. По их мнению, попытка регулировать ставку КПН в зависимости от рентабельности может негативно сказаться на тех отраслях, которые не гарантируют быстрый возврат капитала. Например, в геологоразведке всегда присутствует риск необнаружения месторождений или низкого содержания полезных ископаемых.

Мурат Темирханов, советник председателя правления "Halyk Research":

— Крупнейшими источниками налоговых поступлений в бюджет Казахстана являются добывающие секторы, чьи доходы чувствительны к мировым ценам на сырье. Такая недиверсифицированная налоговая база по КПН делает Казахстан уязвимым к снижению налоговых поступлений. Нам непонятно желание правительства увеличить ставки по КПН на горнорудный и нефтяной секторы. По нашему мнению, если из-за роста цен на сырье на мировых рынках добывающие компании в Казахстане временно получают сверхдоходность, то такая ситуация очень хорошо регулируется налогом на сверхприбыль.

Независимый казахстанский мозговой центр "Desht":

— Отрасли не могут и не должны иметь одинаковую доходность. В рыночной экономике цены имеют сигнальную функцию, оповещая миллионы поставщиков о том, что выгодно производить. Аналогично рентабельность — это сигнал для инвестиций. Высокие значения привлекают новые капиталы, пока рентабельность не сократится до соизмеримого с риском уровня. Если ее искажать разными ставками налогов, это приведет к кривым потокам капитала, с перенасыщением одних сфер и искусственной "засухой" в других. Если в каких-то сферах наблюдается сверхдоходность, то, возможно, существуют барьеры для входа новых игроков. Если какие-то сферы, наоборот, не развиваются, возможно, есть фундаментальные причины в виде эффекта масштаба или чрезмерного регулирования. В любом случае определять "нормальную доходность" — это не задача бюрократов, так как подобное открывает широкое поле для коррупции.

Ставка индивидуального подоходного налога

Сейчас в Казахстане применяется налогообложение ИПН по фиксированной ставке вне зависимости от размера дохода — так называемая "плоская шкала". Лица, получающие сверхдоходы, имеют такую же налоговую нагрузку, что и лица с низким уровнем доходов. По мнению авторов законопроекта, прогрессивная шкала устранит несправедливость, а также снизит нагрузку для бедного населения. 

Бизнес-сообщество напомнило, что в Казахстане прогрессивная шкала ИПН уже действовала до 2006 года. От неё отказались, потому что существенная часть доходов утаивалась от налогообложения. Часть зарплаты выдавалась "в конвертах". По мнению некоторых экономистов, возврат прогрессивной шкалы уменьшит налоговые поступления, вместо того чтобы их повысить.

Независимый казахстанский мозговой центр "Desht":

— Даже плоская шкала означает неравный вклад. Все пользуются одинаково, но гражданин с окладом 100 тысяч платил бы ИПН 10 000, а имеющий оклад 500 тысяч — 50. Эта мера некорректна и политически, так как ведет к разобщенности между гражданами. 

По мнению экспертов из "Desht", у населения претензии не к самому богатству, а к его источнику — коррупции. 

Экономисты холдинга АО "Aitas KZ":

— Не совсем справедливо пополнять бюджет за счет работников с высоким уровнем заработной платы, которые достигают указанного уровня путем собственных знаний, навыков, умений, стремления и усилий. Такой подход не стыкуется с поручением Президента РК упростить ведение налогового учета. Следовало бы предусмотреть минимальную заработную плату на реальном прожиточном уровне, а не усложнять систему налогообложения доходов физических лиц.

Специалисты "Halyk Research" считают, что Казахстан может перейти на прогрессивную систему ИПН в среднесрочной перспективе, но не раньше, чем будет внедрено всеобщее налоговое декларирование доходов и расходов.

Гармонизация ставок акцизов на табачные изделия

В 2024 году уровень акцизов на табачные изделия должен достичь 28 евро. Соглашение государств – членов ЕАЭС предусматривает дальнейший пересмотр индикативной ставки. Это приведёт к изменению действующих акцизов на сигареты. Ставки будут устанавливаться сроком на пять лет. Едва ли эта новость порадует курильщиков, но у экономистов она возражений не вызвала.

Налогообложение транспортных средств и недвижимого имущества физических лиц

Авторы предлагают отменить транспортный налог для малолитражных автомобилей. Переход в 2025 году к единому рынку нефтепродуктов в рамках стран ЕАЭС приведет к существенному росту цен на ГСМ. В результате резко подорожает эксплуатация автомобилей. Компенсировать отмену налога предполагается через акциз на ГСМ. Чем больше объем двигателя автомобиля, тем выше потребление горючего, и соответственно, налоговая нагрузка. При этом владельцы автомобилей с двигателем, превышающим некий лимит, будут платить транспортный налог в увеличенном размере. То есть автомобили с большим литражом автоматически приравниваются к предметам роскоши.

Этот пункт также кажется спорным. Большинство экспертов считают, что вместо снижения нагрузка только повысится, так как платить скрытый налог человек будет при каждой заправке двигателя. А прожорливый внедорожник — иногда вовсе не роскошь.

"В настоящее время эти машины значительно устарели, стоимость их снизилась ниже уровня новых малолитражных машин, — пишет на портале "Открытые НПА" член общественного совета Григорий Мерисов. — Люди выбирают старые машины с большим объемом по вынужденной мере: на новые нет средств, а из старых только машины с большим объемом могут возить за собой прицеп, преодолевать бездорожье и т. д. Соответственно, надо не только смотреть на объем двигателя, но и на возраст авто".

Звучат и диаметрально противоположные точки зрения. Некоторые комментаторы считают эту поправку самой справедливой, так как наиболее высокая нагрузка ляжет на тех, кто использует свой транспорт в коммерческих целях. Сегодня коммерсанты платят такой же транспортный налог, хотя ездят, заправляются и наносят вред инфраструктуре и экологии значительно больший, чем рядовые автовладельцы.

Что касается налога на имущество, то его повышение, по мнению некоторых экспертов, влечёт за собой коррупционные риски, связанные с занижением стоимости элитного жилья. Законопроект содержит также предложения по налогообложению предметов роскоши. Сегодня таковое в Казахстане отсутствует. Ряд экономистов высказывают мнение, что из категории "роскошь" надо исключить жилое имущество и наземные средства передвижения.

Большинство участников обсуждения сошлись на том, что в целом документ сырой. Он не содержит детального анализа ситуации в Казахстане, грешит механическим переносом реалий других стран на нашу почву. Не просчитаны механизмы компенсации рисков. В настоящее время за счёт изменения налоговой политики правительство рассчитывает исправить ситуацию, возникающую из-за неэффективной работы Минфина и фискальных органов.

— Вы будете всегда ошибаться в своих расчетах, пока не научитесь думать как предприниматели! — высказывает мнение Маргарита Тен. — Как вы можете реально укрепить доходную часть бюджета? Создав для бизнеса простые, понятные, стабильные и справедливые условия на десятилетия вперед. Не надо жадничать, раздувая бюджетные аппетиты. Снизьте их, оптимизируйте и автоматизируйте свои бизнес-процессы, сократите штат, сделайте свое существование необременительным для страны.

Ирина Плотникова

Также читайте