Совет по педагогической этике ВКО порой вынужден разбирать странные жалобы

13 января 2024, 10:35
Сейчас читают:
Совет по педагогической этике ВКО порой вынужден разбирать странные жалобы Совет по педагогической этике ВКО порой вынужден разбирать странные жалобы
Совет по педагогической этике ВКО порой вынужден разбирать странные жалобы

Консультативно-совещательный орган (КСО) по вопросам педагогической этики работает при департаменте по обеспечению качества в сфере образования ВКО с апреля 2021 года. Жители нашей области активно используют этот инструмент для защиты прав учителей и учащихся в случае их нарушения должностными лицами в системе образования. Вот только иногда эти жалобы сами могут стать поводом для иска о защите чести и достоинства.

В 2023 году КСО рассмотрел 13 обращений от учителей и родителей. В некоторых случаях нарушения педагогической этики были и впрямь вопиющие. Один директор школы прививал дисциплину учащимся поистине солдатскими методами: выставлял провинившихся перед строем, заставлял мыть грязную обувь, стоя босиком на мокром полу, запрещал пользоваться туалетом во время уроков. Другая его коллега неэтично высказалась в соцсетях о деятельности конкурирующей организации образования. Третья грубо бранила учениц, которые, по её мнению, были ненадлежащим образом одеты. Учительница оказалась втянута в ресторанную потасовку с членовредительством. Во всех этих случаях областной совет по педагогической этике рекомендовал применить дисциплинарные взыскания. Всего в минувшем году по результатам работы КСО были наказаны 11 педагогов.

Однако некоторые обращения вызывают искреннее изумление у членов совета. Некоторые заявители не утруждают себя сбором и предоставлением доказательств или свидетелей предполагаемых нарушений педагогической этики, уверенные, что КСО поверит им на слово. Да и то, что в глазах жалобщиков выглядит как попрание их прав и свобод, иногда оказывается элементарными деловыми требованиями.

Учительница заявила, что администрация "вынуждает" её присутствовать на педсоветах и не позволяет вести часы по предмету, для преподавания которого у педагога нет соответствующей квалификации. В другой организации образования педагоги пожаловались на слишком требовательного администратора, который, по их мнению, устроил им настоящий буллинг. В ходе разбирательства выяснилось, что от них просто требовали сдать в срок материалы, которые нужны для аттестации школы.

— Уровень правовой грамотности наших педагогов и родителей оставляет желать лучшего, — констатирует член КСО, юрист локального профсоюза работников образования и науки ВКО Иван Соколов. — Особенно меня поразил случай, когда учителя подали групповую жалобу на методиста. А потом выясняется, что сама жалобщица один раз опоздала на десять минут, в другой — на пятнадцать. Допускаю, что методист, может быть, сделала замечание на повышенных тонах. Да за такие систематические опоздания увольнять надо! У нас куча прав. Но где права, там и обязанности должны быть. А где ответственность? Есть должностная инструкция, которую все чётко должны соблюдать. А администрация на то и поставлена, чтобы контролировать все трудовые отношения и выполнение функциональных обязанностей.

По мере роста популярности среди населения КСО всё чаще вынужден разбирать ситуации, не имеющие отношения к педагогической этике. Эти конфликты возникают из-за того, что администрация школы попросту не выполнила свои управленческие функции. К примеру, родители пожаловались на то, что воспитательница в детском саду не уделяет достаточного внимания их детям и не в состоянии наладить дисциплину. Оказалось, что количество детей в группе намного превышает нормативы и что воспитатель несколько месяцев работает без подмены полный рабочий день. Налицо элементарная недоработка администрации.

— Уже в который раз мы вместо педагогической этики разбираемся в организации внутреннего распорядка, внутришкольного контроля, налаживании морально-психологического климата, — констатирует председатель КСО, руководитель департамента по обеспечению качества в сфере образования ВКО Айгуль Байжанова. — Все подобные конфликты — результат плохого педагогического менеджмента. Их можно решить, не выходя за пределы организации образования.

Иногда Совет по педагогической этике даже пытаются использовать как инструмент для сведения каких-то личных счётов. Мама пятиклассницы обвинила в неэтичном поведении опытную учительницу, которая перед концом полугодия вышла замещать уволившегося молодого коллегу. В ходе заседания жалобщица признала, что её дочь остро реагирует на шутки учителя из-за того, что не очень понимает учебный материал. И что сама родительница, закончившая эту школу, также имеет давние обиды на "буллинг" со стороны педагогов. Неэтичного поведения в отношении самой девочки, по признанию матери, допущено не было. И всё же родительница считала себя вправе требовать отстранения педагога: "Я считаю, что это нужно сразу пресекать, чтобы завтра не дошла очередь до моего ребёнка!"

Мама не попыталась встретиться с учителем или обратиться в администрацию школы, чтобы прояснить ситуацию. Она подняла вопрос в родительском чате, а затем направила заявление непосредственно в департамент по обеспечению качества в сфере образования. При этом жалобщица сама допускала в отношении учителя оскорбительные выражения.

— Не обязательно лично встречаться с директором, чтобы прояснить ситуацию, — считает член КСО, начальник отдела человеческого капитала Палаты предпринимателей ВКО Асет Адылхан. — Можно письменно обратиться к нему по факту нарушения. Собрать соответствующую информацию. К письменному обращению нужно приобщить хоть какие-то доказательства, аудио­записи, привлечь родителей, которые также негодуют. Если директор не реагирует, можно обратиться в городской отдел образования. Если и они никак не реагируют, тогда уже надо обращаться на областной уровень. Есть определённая последовательность. Надо и позицию администрации школы узнать. Возможно, на этом этапе вы все вопросы уже сняли бы.

К слову, другие родители из пятого класса, взбудораженные перепиской в чате, сами пошли на урок и убедились, что ничего неэтичного там не происходит. Дети также не подтвердили обвинения в адрес педагога. Даже если учитель и впрямь допускал в разговоре жаргонные словечки, никаких конкретных выражений разгневанная мама привести так и не смогла.

— Для отстранения педагога от преподавания в том или ином классе, а тем более увольнения должны быть веские основания, — поясняет председатель КСО. — Администрация должна провести полный анализ по качеству преподавания, морально-психологическому взаимодействию. Для этого есть психолог в школе. Вопрос должен пройти через внутришкольный конт­роль, чтобы можно было принять окончательное решение. На основании одного заявления о том, что учитель якобы кого-то обзывает, никого отстранить не могут. В данном случае идёт нарушение конституционных прав самого педагога. Кто разрешил родителям в чате использовать уничижительные выражения в её адрес, давать клички, сомневаться в профессиональной деятельности?

Совет по педагогической этике ВКО напоминает о том, что голословные и бездоказательные обвинения в чей бы то ни было адрес могут в свою очередь стать основанием для встречного иска о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Ирина Плотниеова

Также читайте