Авиаперевозчиков Казахстана заставят снизить цены

30 марта 2012, 6:54
Сейчас читают:
Самолеты для казахстанцев скорее роскошь, чем средство передвижения. Многие соотечественники из-за дороговизны авиабилетов предпочитают пользоваться более доступными видами транспорта - автобусами и поездами. Некоторые пассажиры считают, что авиакомпании просто пользуются своей безнаказанностью и необоснованно завышают цены на билеты. Есть ли тут реальная подоплека, решили выяснить специалисты Агентства РК по защите конкуренции.

Анализ антимонопольного ведомства показал, что на внутреннем рынке авиаперевозок практически отсутствует конкуренция. Доминирующее положение занимают две авиакомпании: "Эйр Астана" и "Авиакомпания "СКАТ". На их долю приходится больше половины всех внутренних рейсов, в том числе тех, которые осуществляются из Усть-Каменогорска. Остальная часть авиаперевозок достается другим пяти авиакомпаниям, но и здесь большую долю маршрутов обслуживают "Семейавиа" и "Иртыш Эйр".

В таких условиях, сообщил заместитель председателя Агентства РК по защите конкуренции Еркегали Алимкулов, авиакомпании необоснованно завышают цены на билеты. Точно так же, по его мнению, поступают поставщики авиационных услуг. Они продают горючее по завышенным ценам, потому что тоже не имеют конкурентов на рынке.

Что касается маршрутов за пределы республики, в те же страны СНГ, то здесь казахстанским авиаперевозчикам приходится сбавлять аппетиты и снижать тарифы даже при высоких ценах на топливо. Иначе пассажиры уйдут к более лояльному перевозчику.

Такой механизм снижения цен должен появиться и внутри страны, считают антимонопольщики. В частности, АЗК предлагает внести изменения в законодательство по авиаперевозкам и государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение. Агентство уже обратилось с запросом в Министерство транспорта и коммуникаций. К примеру, при распределении рейсов АЗК предлагает соблюдать принцип "один маршрут - несколько перевозчиков". При покупке топлива - обеспечить авиаперевозчикам прямой доступ к производителям, минуя посредников. Те же самые механизмы конкуренции, по данным АЗК, нужно ввести и в сфере авиауслуг. Это касается топливозаправки, техобслуживания воздушных судов, доставки на борт продуктов, обработки багажа, грузов и почты.

В настоящее время, сообщает антимонопольное ведомство, разрабатываются соответствующие правила, которые будут регулировать деятельность авиаперевозчиков и поставщиков услуг. Правила будут утверждены совместным приказом Министерства транспорта и коммуникаций, Агентства РК по регулированию естественных монополий и Агентства РК по защите конкуренции.

Помимо внутренних рычагов воздействия должны заработать внешние. По информации антимонопольного ведомства, в настоящее время разрабатывается проект Модельного соглашения о воздушном сообщении между странами СНГ, который тоже будет предусматривать развитие конкуренции на международных маршрутах, а значит, должен привести к снижению цен на авиабилеты. Помогут ли эти механизмы на деле удешевить стоимость авиаперелетов - покажет время.

Ирина Попова

Также читайте