Автоинспектор, оформлявший контрабандные автомобили, осужден на три года

15 ноября 2011, 14:34
Сейчас читают:

Жарминским районным судом автоинспектор регистрационно-экзаменационной группы районного отделения дорожной полиции с. Калбатау Кайрат Каирбаев был приговорен к трем годам лишения свободы, сообщили в пресс-службе областного суда. Напомним, что имя сотрудника дорожной полиции стало известно в связи с расследованием финансовой полицией дела о контрабанде дорогих автомобилей.

Каирбаева подозревали в пособничестве некой криминальной группировке, которая нелегально поставляла в Казахстан легковой автотранспорт. Сотрудник дорожной полиции поставил на учет более пятидесяти незаконно ввезенных иномарок, нанеся тем самым государству материальный ущерб в 95 миллионов тенге.

У этого дела, выражаясь языком театральных критиков, сильное начало и слабый финал. Финансовой полиции так и не удалось установить тех самых «неизвестных лиц», которые и заварили всю кашу с поставкой контрабандных иномарок. Не получилось доказать и факт извлечения материальной выгоды, которую мог иметь Каирбаев, помогая в оформлении машин. На суде с автоинспектора не только сняли часть обвинений, но даже усомнились в том, что у подсудимого был умысел помогать преступникам.

Откуда дровишки

Сколько времени существовала преступная схема, сейчас сказать никто не берется. Финансовая полиция обнаружила только шесть фактов провоза контрабандных машин в течение 2008-2009 годов. Как нам пояснили в департаменте по борьбе с экономическими преступлениями, первыми «неладное» почувствовали сотрудники столичного таможенного комитета. Они поделились своими сомнениями со столичным финполом. А уже оттуда дело спустилось в нашу область. Почти по такой же схеме в ВКО поступали и сами автомобили.

- Машины ввозились в Казахстан из стран Европы, ОАЭ и России, - рассказывает следователь следственного управления ДБЭКП по ВКО Марат Ахмадиев. - По поддельным декларациям их растаможивали на территории Алматы, а вот на первоначальный учет иномарки ставились уже в ВКО. Этих деклараций в базе данных таможенного комитета нет, а под указанными номерами проходят совсем другие машины. Например, реально ввезена «Тойота-Камри», а по документам значится «Хонда ЦРВ».

Поставщики специализировались в основном на дорогостоящих иномарках - последних моделей «Тойота Лэндкрузер», «Лексус-470», «Мерседес-Бенц С500», «Порш Кайенн».

Ищите Колю

Как было уже сказано, в Казахстан машины поставляли некие предприимчивые люди, личности которых следствию установить не удалось. Как сообщили в департаменте, сейчас в отношении этих лиц возбуждено отдельное производство по статье «Экономическая контрабанда».

Однако в ходе расследования дела одно имя все-таки всплыло. На парня по имени Коля сослались и свидетели преступления и, собственно, его участник. Якобы этот Николай привозил авто в Восточный Казахстан и хлопотал об их оформлении.

- Уроженец Павлодара Николай Валл, ныне гражданин Германии, - поясняет Марат Ахмадиев. - Было предположение, что он занимался перевозкой автомобилей. Но вину его доказать не удалось. Он мог, например, ввезти машины нормально, а вот те люди, которые должны были их растаможить, сделали это нелегально.  

Однако, если верить показаниям обвиняемого и свидетелей, проходящих по делу, Коля присутствовал не только при постановке на учет автомобилей, но и лично занимался поиском подходящих кандидатур для этой операции.

Так, двое свидетелей рассказали суду, что познакомились с Колей в селе Калбатау, где молодей человек попросил их за вознаграждение поставить на учет по их документам автомашины. Те согласились и на суде, кстати, утверждали, что денег за свою услугу не брали. Помогли, так сказать, безвозмездно.  

А это уже «плохой Коля» потом без их ведома подделывал подписи и использовал их документы в оформлении последующих партий машин.

Только один свидетель по делу действительно оказался жертвой обстоятельств. Восьмидесятитрехлетний аксакал и впрямь не знал, что стал обладателем последних моделей крутых внедорожников. «Засветил» же дедушку его родственник, бывший сотрудник дорожной полиции. На суде он пояснил, что взял документы своего немощного родственника и передал их тому самому Коле, которому они нужны были для постановки машин на учет в органах дорожной полиции. Вот такая карусель.

Своих не сдают 

Поразительно, но, кроме стороны обвинения, справедливого наказания для автоинспектора Каирбаева больше никто не просил. Все свидетели, проходившие по делу, постоянно меняли свои показания и всячески пытались выгородить односельчанина.

- Понимаете, район маленький, все друг друга знают, - говорит Марат Ахмадиев, - вместе проходили по этому делу и, возможно, поэтому хотели ему помочь.  

Первоначально Кайрату Каирбаеву предъявлялось обвинение сразу по трем статьям Уголовного кодекса. Две из них относятся к коррупционным преступлениям средней тяжести. Это 307-я и 314-я - «Злоупотребление должностными полномочиями» и «Служебный подлог».

Однако в процессе разбирательства обвинению не удалось доказать, что автоинспектор был пособником преступления и оказывал всяческое содействие тем самым «неустановленным лицам».

В вину инспектору ставилось только то, что он осуществлял регистрацию транспортных средств без соблюдения всех правил. Не проверил личные данные обратившихся к нему людей, не осматривал и не пробивал по базе данных дорожной полиции эти транспортные средства. К тому же автоинспектор должен был отправить в соответствующие органы мотивированный запрос о таможенном оформлении транспортных средств, но он этого не сделал.

В результате суд пришел к выводу, что «сам факт незаконной государственной регистрации вышеуказанных транспортных средств не может свидетельствовать о совершении Каирбаевым К.Р. пособничества в легализации имущества, приобретенного незаконным путем, при отсутствии доказательств его вины, и он не может быть подвергнут повторно уголовной ответственности за одно и то же правонарушение».

Все довольны

Самое досадное в этом деле то, что финансовой полиции не удалось представить суду доказательства получения Каирбаевым «имущественных благ и преимуществ в результате совершенных преступлений». Да, автоинспектор, превышая свои полномочия, помогал ставить на учет «серые» тачки, но денег у него дома под подушкой, увы не нашли. Что, в принципе, вполне логично в данной ситуации.

- Сейчас люди стали намного грамотнее и умнее, - комментирует Марат Ахмадиев. - К сожалению, не представилось возможным установить, имел ли он материальные блага. Не знаем, куда он мог эти деньги деть. Мы проверяли только близких родственников.

В результате за Каирбаевым остались только обвинения в злоупотребление должностными полномочиями и служебном подлоге. По этим статьям ему назначено наказание - три года лишения свободы с конфискацией имущества. При вынесении приговора суд также учел смягчающие обстоятельства - такие как наличие у подсудимого положительной характеристики, а также тот факт, что он является отцом пятерых несовершеннолетних детей.

Кстати, по сведениям департамента по борьбе с экономическими преступлениями, коллега Каирбаева автоинспектор Садыков из Аягозского района, задержанный за аналогичное преступление, и вовсе отделался условным сроком. Правда, в его уголовном деле фигурировали менее серьезные цифры.

Что же касается неуплаченных таможенных пошлин и сборов на сумму 95 миллионов тенге, то, по словам следователя Ахмадиева, вопрос с возмещением государственных потерь еще не решен. «Неизвестные лица» вместе с Колей где-то скрываются, а с Кайрата Каирбаева все взятки гладки.

Машины, которые проходили по этому делу, теперь колесят по дорогам страны и уже сменили нескольких хозяев. Недавно на автомобили был наложен арест, «серые тачки» внесли в специальную базу данных дорожной полиции.

Нынешние владельцы авто могут ими пользоваться, но не смогут продать, пояснили нашему корреспонденту в департаменте финпола. Все претензии на этот счет они могут разрешить в судебном порядке, предъявив иск к предыдущему владельцу.

Также читайте