Автоперевозчики Усть-Каменогорска пытаются привлечь внимание к своим проблемам, ограничив движение автобусов

26 марта 2018, 5:20
Сейчас читают:
Автоперевозчики Усть-Каменогорска пытаются привлечь внимание к своим проблемам, ограничив движение автобусов Автоперевозчики Усть-Каменогорска пытаются привлечь внимание к своим проблемам, ограничив движение автобусов
Автоперевозчики Усть-Каменогорска пытаются привлечь внимание к своим проблемам, ограничив движение автобусов
Фото из архива редакции

Усть-Каменогорску угрожает транспортный коллапс. Мы можем в скором времени остаться без общественного транспорта. Печальную судьбу трамваев может разделить автобусное сообщение. Руководители трёх крупных автопредприятий областного центра 16 марта предупредили об этом акимат города и средства массовой информации. На сегодняшний день вероятность остановки движения сохраняется, несмотря на активно ведущиеся между бизнесменами и властями переговоры. Если ситуация будет развиваться по худшему сценарию, горожане смогут воспользоваться автобусами только в утренние и вечерние часы, передает корреспондент YK-news.kz.

Жмут на тормоз

О том, что движение пассажирского транспорта может быть ограничено, было заявлено 16 марта 2018 года на брифинге, устроенном палатой предпринимателей ВКО совместно с руководством ТОО "Вебас", "VoSсa" и АТЦ "БЭСТ". Перевозчики пригрозили перевести свои предприятия в "пиковый режим". Это означает, что автобусы в городе не появятся между 9 и 16 часами. Движение будет осуществляться только в утренние и вечерние часы, чтобы доставить горожан на работу и обратно.

Остановить движение в дневные часы первоначально предполагалось в субботу 17 марта. С 26 марта перевозчики обещали сделать акцию бессрочной и отменить все существующие льготы на проезд. Ограничения должны были коснуться маршрутов №№ 1, 8, 8а, 11, 12, 19, 25, 32, 33, 39, 42, 67, 351, 371.

Таким неудобным для города способом перевозчики пытались предупредить акимат о серьёзности своего положения. Предприятия находятся под налоговыми санкциями. Первоначальная сумма долга по налогам составляла 3,9 миллиарда тенге, сейчас она выросла почти до 5 миллиардов тенге. Ежедневная пеня составляет 200 тысяч тенге. На имущество предприятий наложено ограничение. Бизнесмены жалуются, что им не на что закупать запчасти и ремонтировать автобусы, даже в счет кредитов, поскольку банки их больше не выдают. В грядущем тендере, на котором распределяются городские маршруты, предприятия-должники не смогут участвовать.

16 марта после встречи с руководством города, на которой, по словам предпринимателей, не было позитивных сдвигов, дирекция трёх автопредприятий предупредила журналистов, что переходит к ограничениям движения рейсовых автобусов. Но едва первые сообщения об этом появились на городских сайтах, как последовала реакция властей. Отдел внутренней политики Усть-Каменогорска сообщил, что в ходе экстренных переговоров достигнуты некие договорённости.

На деле акция 17 марта всё же началась. По словам председателя профсоюза работников малого и среднего бизнеса ВКО Галины Казанцевой, к переговорам о восстановлении перевозок в обычном режиме стороны приступили только в 10 утра. Автобусы нормально пошли лишь около полудня. Горожане этого практически не заметили. Пассажирский поток в выходные ниже обычного, и к ограничениям движения в эти дни люди уже привыкли.

Махинация или экономия?

Мы уже писали о том, что в 2016 году четыре автобусные компании Усть-Каменогорска — ТОО "Вебас", "VoSсa", АТЦ "БЭСТ" и "Рост" — были обвинены департаментом государственных доходов ВКО в уклонении от налогов. Камнем преткновения стало обслуживание маршрутов индивидуальными предпринимателями, что фискальная служба сочла передачей пассажирских перевозок третьим лицам.

Руководство компаний утверждает, что никакой передачи перевозок в помине нет. Вся ответственность перед заказчиками по-прежнему лежит на ТОО, индивидуальные предприниматели всего лишь обеспечивают движение транспорта. Более того, такая организация работы существовала с 1990-х годов, и до позапрошлого года она всех устраивала.

— Акимат эту систему одобряет, — утверждает Галина Казанцева. — Есть письмо, датированное 2014 годом, от заместителя акима города господина Искакова: "Учитывая общественную значимость услуг по перевозке пассажиров городским транспортом, предлагаем отработать вопрос о применении специального налогового режима с департаментом государственных доходов ВКО".

Индивидуальные предприниматели, по словам руководителей предприятий, лучше заботятся о техническом состоянии транспорта, поскольку заинтересованы в регулярном выходе на линию.

В договоре о совместной деятельности между ТОО и ИП чётко прописано разделение доходов, — объясняет директор ТОО "АТЦ "БЭСТ" Елена Рядинских. — ИП, доставляя пассажиров из пункта А в пункт Б, получает наличные деньги за билеты. За этот доход они отчитываются, с него платят налоги. Наш доход — продажа месячных проездных билетов. На эти деньги мы содержим базу, медиков, механиков — всю структуру.

Перевозчики заявляют, что городу выгодна такая организация работы — она позволяет ограничить цену проезда. По расчётам транспортных компаний, если вывести ИП из этой системы, тариф должен возрасти до 210 тенге.

Владельцы автопредприятий подчеркнули, что в ходе прежних проверок у налоговиков претензий по поводу работы с ИП не возникало. За это время ни Закон "О транспорте", ни Налоговый кодекс в плане городских перевозок не изменились. Галина Казанцева заявила, что притязания фискалов базируются на Законе "О транспорте". А налоговому законодательству и Гражданскому кодексу РК действия автотранспортных предприятий не противоречат.

Областная и городская прокуратура, по словам предпринимателей, в этом споре встали на их сторону.

"Прокурор Усть-Каменогорска подавал иск об отмене налоговых доначислений, — сообщается в пресс-релизе областной филиал Палаты предпринимателей. — Однако он был отклонен, поскольку суд решил, что представитель надзорного органа не имеет на это полномочий".

Оптимизация по живому

Свою акцию перевозчики не считают ультиматумом городским властям. Они назвали это оптимизацией и подчёркивают: нарастающий долг не позволяет осуществлять движение транспорта в штатном режиме.

— Я в день 200 тысяч тенге налогов должен на себя вешать. Зачем мне это надо? — заявляет директор ТОО "VoSca" Канат Калелов. — Если мы полностью остановимся, более 1200 человек останутся без работы. Налоговый комитет не пойдёт против закона, он должен арестовать счета. В итоге я не выпущу автобусы на линию. Водители разойдутся по домам.

— Работать без ограничений в таких условиях невозможно. — вторит ему руководитель ТОО "Вебас" Евгений Владимиров. — За отопление и электроэнергию мы платим по безналичному расчёту. Заплатить не можем, поскольку операции с нашими счетами не ведутся. Электроэнергии нет — ремзона расходится. Топлива — насколько хватит, транспорт — до первой поломки. Мы вынуждены оптимизироваться.

Понятно, что такая оптимизация никоим образом не может устроить город. Власти начали обсуждать предложения, внесённые перевозчиками.

— Перевозчики категорически против подъёма тарифов, — подчеркивает Галина Казанцева. — Они добиваются возмещения расходов за льготный проезд, который предприниматели устанавливают по своей инициативе. Также они просят помочь с возмещением расходов по ГСМ, так как в тарифе заложена цена 115 тенге, а фактически она уже выросла до 165 тенге.

Как сообщила пресс-секретарь городского акимата Асем Кайратбек, возобновила работу комиссия по тарифам городских и пригородных сообщений. Эта комиссия проверяет правильность расчётов, представленных компаниями. Достигнута договорённость о движении автобусов в прежнем режиме. Все льготы пока сохраняются.

— Если будут прецеденты, что пассажиров-льготников попросят полностью оплатить проезд, люди должны жаловаться в диспетчерскую компании, осуществляющей перевозки, — посоветовала Асем Кайратбек.

Очередной раунд переговоров с участием заместителя акима ВКО по экономике состоялся 20 марта. По словам Галины Казанцевой, комиссия приняла к рассмотрению расчёты автоперевозчиков. Город не отказывается обсуждать вопрос с субсидией. Но сумеют ли стороны договориться и будет ли снята с повестки дня угроза перехода в "пиковый режим" с 26 марта, пока никто не берётся утверждать.

По тем же рельсам

Перевозчики весьма обеспокоены перспективой создания муниципального автопарка, поскольку ни одно предприятие не может конкурировать в бизнесе с государством. Галина Казанцева сообщила, что направлен запрос в антимонопольный комитет относительно законности образования такой структуры.

Напомним, что городские власти, наученные подобными "предупредительными акциями", которые перевозчики уже проводили в прошлом, действительно создают муниципальный парк. Мы писали, что 2 мая 2017 года акиматом Усть-Каменогорска принято постановление "О создании ТОО "Автобусный парк города Усть-Каменогорска". Затраты на его содержание вполне могли заложить в бюджет 2018 года. На брифинге автоперевозчики сообщили, что потенциальному конкуренту уже выделены деньги на покупку новой техники.

Владельцы автопредприятий не оставляют надежду разрешить свой спор с налоговиками и остаться на рынке автоперевозок. Вопрос об их проблемах поднимался в Национальной палате предпринимателей. На их стороне выступает и уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Болат Палымбетов. Он уже заявил, что намерен подать иск в суд и добиться решения в пользу перевозчиков.

А пока нам остаётся лишь надеяться, что акимат Усть-Каменогорска и автобусные компании сумеют договориться.

Ирина Плотникова
Фото из архива редакции

Также читайте