Битва за тариф на проезд в автобусах Усть-Каменогорска может закончиться уже через две недели

Фото: 
Фото: Юлия Горбачёва
Спор между городскими перевозчиками и властями областного центра, который длится более полугода, похоже, близится к завершению. Окончательное решение пообещали озвучить на этот раз в конце июля, но уже известно, что торг идет в районе 70-75 тенге. Поскольку Усть-Каменогорск не единственный город Казахстана, где периодически возобновляется "битва за проезд", есть смысл выяснить, какой вообще существует выход из положения. Как организована система пассажирского транспорта в других городах? Может ли акимат создать в качестве альтернативы муниципальный автобусный парк? И как сообща работать государству и транспортным компаниям? В этих вопросах разбирался корреспондент YK-news.kz.

График перемен

Усть-Каменогорск в ожидании окончательного вердикта относительно расценок на проезд в автобусах. Напомним, вопрос о повышении цен на проезд в областном центре перевозчики подняли еще в прошлом году. Однако решение его застопорилось. Поэтому минувшей весной некоторые автопарки города решили сдвинуть процесс с мертвой точки, ограничив передвижение горожан. Несколько дней автобусы ходили только в часы пик, все остальное время общественный транспорт попросту простаивал на конечных. Для того чтобы принять решение об обоснованности требований перевозчиков, при акимате даже создали специальную рабочую группу из числа предпринимателей, специалистов компетентных отделов городской администрации и представителей общественности.

На прошедшей недавно пресс-конференции руководитель городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Жандос Баирханов рассказал о том, на какой стадии находятся затянувшиеся переговоры.

- Рабочая группа провела последнее заседание, - проинформировал журналистов господин Баирханов. - На рассмотрение городского маслихата 24 июля выносится тариф в размере 70 тенге. Палата предпринимателей предлагает в защиту перевозчиков утвердить цену на уровне 75 тенге за билет. Этот вопрос будут обсуждать и решать на сессии маслихата. Окончательное решение пока не принято.

Встречное движение

Аргументы перевозчиков о необходимости повышения цен содержат стандартный список причин. Среди них и возросшая стоимость топлива и расходных материалов, и рост зарплат для водителей и кондукторов, и обновление подвижного состава.

Противники пересмотра тарифов не отрицают значимости этих изменений, но настаивают на защите потребностей пассажиров. Прийти к компромиссу в этом вопросе оказалось нелегко. За полгода, в течение которых вопрос остается в подвешенном состоянии, специалисты и просто обыватели предлагали самые разные варианты его решения. Но каждый из них оказывался неосуществимым в современных реалиях Усть-Каменогорска. Напомним только некоторые из предложений.

Маршрутная сеть. Пересмотреть схему движения автобусов по городу предлагали депутаты городского маслихата. Это позволило бы оптимизировать затраты и максимально снизить себестоимость перевозки пассажиров. Однако из-за "географических" сложностей Усть-Каменогорска (город разделен реками на несколько частей) такое изменение вряд ли оказалось бы на руку простым жителям. При изменении схемы пассажирам для поездки из одной части города в другую пришлось бы делать несколько пересадок. И платить за проезд в каждом из автобусов.

Дотации из бюджета. На одном из заседаний рабочей группы маслихата даже предлагали субсидировать из бюджета часть расходов перевозчиков. Но и этот путь оказался тупиковым. По данным городского отдела ЖКХ, ни один из автобусных маршрутов в Усть-Каменогорске официально не признан социальным и убыточным. Именно соответствие этим двум критериям по закону позволяет выделять дотации на поддержку перевозчиков.

Создание муниципального автопарка. Такой выход из ситуации, казалось бы, лежит на поверхности. При наличии собственного подвижного состава городские власти смогли бы контролировать ситуацию с общественным транспортом и иметь реальное представление о расходах и доходах перевозчиков. Однако и этот вариант оказался не из простых…

Бюджет на билет

Перевозчики из соседнего Семея по аналогии с местными просят поднять тариф на проезд с 60 до 80 тенге. Две фирмы даже отменили действовавшие раньше в автобусах льготы. Акимат Семея в ответ решил обзавестись собственным автопарком. Власти подали заявку на его создание почти год назад. В антимонопольной инспекции им отказали.

- Пока все перевозчики у нас частные, - рассказали нам в отделе ЖКХ Семея. - В течение восьми лет они на добровольной основе перевозили некоторые категории граждан на льготной основе. А в апреле самые крупные из транспортных компаний от этого отказались. Только у них есть крупные автобусы, и другой альтернативы нет.

В антимонопольной инспекции по ВКО пояснили свою позицию.

- Акимат города Семей обратился к нам с ходатайством согласовать создание ТОО "Автопарк города Семея" со стопроцентным участием государства, - рассказала глава ведомства Людмила Устьянцева. - В рамках Закона "О конкуренции" и других положений мы провели анализ рынка для того, чтобы понять, есть основание для государственного участия в предпринимательской деятельности или нет. На этом рынке присутствуют конкурирующие субъекты, поэтому специалисты инспекции пришли к выводу, что в участии государства нет необходимости.

Оказалось, что по закону государство может участвовать в предпринимательской деятельности в весьма ограниченном количестве случаев. К ним относятся обеспечение национальной безопасности, использование стратегических объектов и те сферы, в которых отсутствует или недостаточно развита конкуренция.

Акимат Семея даже подал в суд, пытаясь доказать свою правоту. В первой инстанции запретительный приказ антимонопольщиков одобрили. А вот апелляцию и кассацию выиграли городские власти. Однако на свое недавнее повторное обращение они так же получили отказ.

Станут ли опираться на опыт коллег власти Усть-Каменогорска, неизвестно. Но вопрос о создании муниципального автопарка рассматривается и у нас.

- Такие планы есть, - рассказал руководитель отдела ЖКХ города Жандос Баирханов. - Сейчас отрабатываем варианты. Смотрим, какие автобусы выгодно закупать, строить ли новую базу или можно воспользоваться какой-то из имеющихся. Но это пока только планы, о конкретике говорить еще рано.

Рейс из будущего?

Несмотря на юридические и организационные перипетии, в Казахстане есть и положительный опыт во взаимодействии государства и перевозчиков.

Перенесемся в близкий нам по многим характеристикам город Павлодар. Местные перевозчики также подали заявку на повышение тарифа. Отдел ЖКХ рассматривает вопрос о том, чтобы поднять стоимость проезда с 50 тенге до 60 или 65. Отметим, что, по данным пресс-службы павлодарского акимата, рабочая группа по общественному транспорту у них собирается не от случая к случаю, а работает постоянно. А еще в одном городе на Иртыше успешно работает муниципальный автобусный парк.

- Государственная транспортная компания не является монополистом на рынке, - комментирует пресс-секретарь акимата Павлодара Алия Алмухамбетова. - Во всех автобусах действуют льготы для 15 категорий граждан. Раньше эти затраты перевозчикам компенсировали в виде дотаций из бюджета. Теперь транспортные компании обеспечивают льготы за свой счет, в качестве благотворительности.

Только за прошлый год на улицах Павлодара появилось больше полусотни новых автобусов. Три десятка из них приобрели за счет бюджета для муниципального парка, остальные купили сами частники. Примечательно, что государство и тут не осталось в стороне. Кредитную ставку фирмам, раскошелившимся на новинки, субсидировали из фонда поддержки предпринимательства "Даму".

Добавим, что в Павлодаре действует система "умных остановок" и онлайн-программа, которая позволяет в реальном времени проверить, как скоро придет нужный автобус. Посмотреть эти данные можно также с помощью приложения на смартфоне.

В Усть-Каменогорске подобная работа только началась. Напомним, не так давно первая "умная остановка" появилась у автоуправления. Пока увидеть, насколько далеко едет автобус, с ее помощью нельзя. Для этого нужно оборудовать весь общественный транспорт специальными навигаторами. Или хотя бы загрузить в устройство данные о графике движения маршрутов, чтобы пассажиры могли свериться с расписанием.

В перспективе местные разработчики собираются шагнуть еще дальше своих павлодарских коллег.

- Разговор вообще идет о создании системы диспетчерского управления на основе космической навигации, - рассказал директор городского центра управления пассажирскими перевозками Владимир Панков. - Подразумевается двухуровневая система. На первом этапе - телематический сервер, который обрабатывает данные и передает в диспетчерский центр. А он уже управляет движением. Данные могут отображаться на любом носителе, в том числе на табло и смартфонах. На внедрение этой программы требуется 52 миллиона. Сейчас этот вопрос рассматривается в городском акимате. Пока все системы, которые внедряют в республике, достаточно сырые. Какое-то проверенное технологическое решение еще не готово.

Какой путь будет избран для системы общественного транспорта в Усть-Каменогорске, пока неизвестно. Вариантов маршрутов - масса, даже в примерах иногородних коллег. Местных жителей же гораздо больше заботит еще не принятое решение о цене "катаний".

Зарина Жумагалиева

Комментарии

Аватар пользователя ххх

Почему не пишите дату выхода статьи, ато сижу гадаю в каком интересно году вышла эта новость.

Добавить комментарий

Условия размещения комментариев.

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением администрации сайта. Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев.

Редакция YK-news.kz оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие действующее законодательство, в том числе высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан.

Кроме того редакция YK-news.kz оставляет за собой право удалять комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, оскорбляют авторов комментируемого материала, а также содержащие ненормативную лексику и ссылки на источники информации, не имеющей отношения к обсуждаемой теме.

Обращаем ваше внимание, что максимальное количество знаков в сообщении не может превышать 500 символов.