Ветеран войны и его супруга в этом году отпразднуют 70 лет совместной жизни

9 мая 2016, 4:00
Сейчас читают:
Ветеран войны и его супруга в этом году отпразднуют 70 лет совместной жизни Ветеран войны и его супруга в этом году отпразднуют 70 лет совместной жизни
Ветеран войны и его супруга в этом году отпразднуют 70 лет совместной жизни
Николай и Александра Шелеховы
Фото Виктор Абакумов

— Нет никакого секрета долгих и крепких отношений, — уверена 88-летняя Александра Шелехова. — Мы с мужем просто никогда и не думали разводиться. Вот и весь секрет. Главное — терпение. А любовь... Мне кажется, ее попросту нет. Ну, или она совершенно не такая, как о ней сейчас пишут. Просто нужно верить друг другу и уметь прощать. Остальное — сказки для молодых...

Почти три четверти века эта пара не верит в существование Амура! Да и зачем?

Александра и Николай Шелеховы готовятся отпраздновать благодатную свадьбу - вместе они уже 70 лет.

Познакомились на следующий год после Победы.

Через день после встречи решили пожениться. Через три дня – сыграли свадьбу.

...Чтобы только через 30 лет "невеста" получила золотое кольцо и надела фату.

94-летний Николай Шелехов почти не разговаривает со своей женой. Обет молчания? Ссора? Все гораздо прозаичнее — дедушка практически ничего не слышит.

Я ему что-нибудь кричу на ухо, он вроде слышит, но через слово, — говорит 88-летняя Александра Шелехова. — Уже и не вспомню, когда мы с ним в последний раз по душам разговаривали. Так что не взыщите, романтики будет мало...

***

Николай Шелехов родился в селе Корболиха Алтайского края в 1922 году. С детства помогал родным по хозяйству, пытался везде успеть.

Его будущая супруга Александра появилась на свет в 1927 году в Акмолинской области. Когда в 1930-м в КазССР начался голод, семья Александры перебралась в Корболиху.

Девушка вместе со своими десятью братьями и сестрами трудилась в колхозе.

И вдруг — война!

Николаю Шелехову довелось участвовать в самых кровопролитных боях — под Москвой, на Курской дуге. Дошел до Украины.

Ранение. Полевой госпиталь. Больничные палаты.

Череда бесконечных серых дней. Серый потолок с трещинами, напоминавший причудливую карту. Серые халаты медсестер (в войну не до белоснежной чистоты). Серые, угрюмые лица вокруг. Серый лист бумаги. Карандаш.

— Я писал родственникам, особенно часто брату, — вспоминает фронтовик. — Во время войны получить от кого-то весточку было сродни чуду. Связи практически никакой — только военная почта.

Прикованный к больничной койке Николай Шелехов писал брату одно письмо за другим.

Верил, что тот жив. Дни шли за днями, а новостей от родственника так и не было.

Так прошло несколько месяцев... Врачи сказали молодому солдату: ты теперь не боец — рука серьезно повреждена, хорошо хоть жив остался. Держать оружие не сможешь.

Николай погоревал, попросил было оставить его на фронте, да куда там – молодого парня отправили в тыл, работать на заводе.

...Уже в 1944-м Николай получил письмо от брата.

Обрадовался, залпом прочел послание на серой бумаге.

А под конец заплакал навзрыд.

— Никогда не давал волю чувствам, даже в самые страшные моменты, а тут не сдержался, — вспоминает ветеран.

В письме говорилось, что брат Шелехова получил ранение. Что он геройски сражался и попал в госпиталь... Тот самый, в котором находился Николай. В то же самое время. Злая ирония судьбы — братья лежали в соседних палатах, но так и не встретились.

Не встретились никогда.

— Я бы все отдал, чтобы вернуть то время, найти брата и увидеть его еще раз. Но судьба распорядилась иначе, — с грустью продолжает Николай Шелехов. — Из нас двоих домой вернулся только я... Брат погиб на фронте.

***

Первое время после войны мужчина работал кузнецом в колхозе. Любовь нашла молодого человека внезапно.

— Познакомились мы с Николаем 6 ноября 1946 года, — вспоминает Александра Шелехова. — Его двоюродная сестра жила по соседству, вот и позвала погулять вместе. Вечер мы провели небольшой компанией — разговаривали, смеялись, в карты самодельные играли.

Девушка то и дело бросала осторожный взгляд на парня. Заметил ли? А вдруг подойдет? Но тот будто оборону держал.

На следующий день Александру ждал сюрприз.

— Приходит ко мне утром Коля с другом и предлагает выйти за него замуж. Я сразу согласилась. Почему так быстро? А что тут объяснять, парни все были нарасхват: на 20 девчонок — один парень, — рассказывает Александра Шелехова. — Восьмого ноября и сыграли свадьбу, как сумели. Платьев и колец тогда не было. Накрыли стол: тыква, картошка. Отгуляли. На следующий день есть нечего было — все на торжество ушло. Так ведь и жили: утром подоим корову, каждый выпьет по стакану молока — и на работу.

...К началу шестидесятых пара обзавелась шестью детьми: пятью дочерьми и одним сыном. Родители, чтобы прокормить семью, брались за любую работу.

— Нам с Колей и любоваться-то друг другом некогда было, — с грустью говорит собеседница. — Работа, дом, дети. К ночи уставшие укладывались спать, обнимались и засыпали. Вот вам и вся романтика. Поговорить уже не было никаких сил...

***

В 1963 году Николай Александрович вместе с семьей переехал в Усть-Каменогорск. Здесь он долгое время работал кузнецом.

— Тогда везде требовались мужчины, а меня никуда брать не хотели, — вспоминает Александра Шелехова. — После долгих поисков устроилась прессовщиком — нужно было собирать макулатуру, прессовать ее и потом сдавать за деньги. Затем меня приняли на рыбкомбинат. Там и трудилась до самой пенсии.

Шелеховы всегда старались быть друг другу крепкой опорой. И в радости, и в горе.

— Наш сын очень хорошо рисовал. Его даже в Алма-Ату приглашали, чтобы он там картины писал, — едва сдерживая слёзы, вспоминает Александра. — А он хотел пойти служить в армию. Наверное, потому что отец воевал. Это его вдохновляло. Едва сыну 18 исполнилось, он сразу же побежал в военкомат. Через год мальчик погиб во время службы. Нам так ничего толком и не объяснили. Время было другое — особо права качать не давали, сказали умер, и точка. Как мы это выдержали, не знаю. Хорошо, что у меня Коля был...

***

Несколько лет назад Николая Александровича позвали в Германию. Приглашение прозвучало прямо с экрана телевизора. Немец, бывший враг, хотел отдать фронтовику долг. По словам иностранца — неоплатный.

Было это так.

Близкие Шелеховых смотрели программу "Жди меня". Среди прочих историй запомнили одну.

— Я бы хотел найти человека, которого видел всего раз в жизни, — рассказывал через переводчика бодрый немецкий старикан. — Он, можно сказать, спас мне жизнь. В ситуации, когда этот солдат мог меня убить, проявил сострадание и пощадил. Я обязан ему всей своей жизнью — у меня же дети, внуки. Тогда была чужая война, мне понадобилось много времени, чтобы это осознать и понять подвиг этого неизвестного солдата. И теперь я хочу его найти.

А дальше бывший вояка вермахта рассказал историю, известную всем близким Николая Шелехова с детства.

Курская битва! Вам никакой учебник истории не расскажет, какая там была жуть, — вспоминает фронтовик. — Самое большое танковое сражение — так сейчас пишут. Но сколько там людей погибло... Помню: густой туман, я в дозоре. Слышу, кто-то приближается осторожно. Силуэты вокруг — то ли деревья, то ли люди — не видно ни зги. И вдруг выныривает из "молока" человек. Немец! Совсем мальчишка, глаза испуганные, отбился от своих. Я тут же схватился за ружье и кричу: "Стой! Стрелять буду!" А он как вкопанный замер и смотрит на меня, глаза как блюдца сделались. Оружия нет, дрожит. Сын ведь чей-то. Не знаю, почему я винтовку тогда опустил... Он стоял еще несколько мгновений. Поверить не мог. А потом как сиганул...

...Точно такую же историю немец рассказал на программе "Жди меня". Предложил неизвестному спасителю встретиться, звал в Германию.

Ветеран вермахта хотел остаться благодарным.

— Вы нашли этого немца? спрашиваю у фронтовика.

— Нет, даже не собирался, — отрезает Николай Шелехов. — Пусть и дальше меня ищет.

— Но как же, он ведь преисполнен чувством благодарности к вам. Вы ему сохранили жизнь!

— Это была война. По тем временам я совершил не самый геройский поступок. Да и брататься с человеком, который по нашим стрелял, мне не хочется. Не друг он мне.

***

...На празднование 30-летия совместной жизни Николай Шелехов решил подарить своей супруге золотое кольцо. В первый и последний раз.

— Мы только тогда и вспомнили, что традиционной свадьбы-то у нас и не было, — вспоминает Александра Шелехова. — Вот и решили устроить торжество. Было все: и гости, и кольцо золотое, и фату на меня дети надели. Стол, конечно же, был побогаче, не тыква с картошкой. Мы потом еще внуку отправляли фотографии с праздника. А его друзья смеялись, мол, что это у тебя бабушка — под старость лет замуж вышла, что ли?

...На пенсии Николай и Александра принялись воспитывать внуков. На сегодняшний день их у пожилой пары 11. Уже и правнуки есть. Бабушка даже сбилась со счету, вспоминая, сколько сейчас в семье малышей.

— Какой же он, секрет долгой семейной жизни?

— Нет никакого секрета, — уверена Александра Шелехова. — Мы с мужем просто никогда и не думали разводиться. Вот и весь секрет. Главное – терпение.

***

Собираемся уходить. Желаем супружеской паре с размахом отметить 70-летие совместной жизни. Однако Александра Шелехова удивляется.

— Так в 2017 же году праздновать-то будем, — уверенно говорит пенсионерка.

— Вы ведь женились в 1946-м, значит, в этом году и будет 70-летие, — переубеждаем бабушку.

— А я думала, что в следующем, совсем из головы вылетело. Да если б и забыли: семьдесят лет — разве ж это дата? Вот сто лет вместе прожить — в этом есть диковинка...

Иван Сухоруков

Также читайте