Взяли за жабры

28 декабря 2013, 5:50
Сейчас читают:
Прокуроры Восточного Казахстана бьют тревогу: за последние четыре года количество рыбы в озере Зайсан сократилось в несколько раз. К примеру, судака стало меньше почти наполовину, а окуня - на 70 процентов. При этом лимиты на вылов против всякой логики растут с каждым годом, как и число браконьеров. Проверяющие уверены: если бездействовать и дальше, рыболовная отрасль в скором времени попросту умрёт. В прокуратуре ВКО подумывают ввести мораторий на ловлю речных и озерных обитателей.

Надзорные органы провели масштабную проверку и ужаснулись: на Зайсане и Бухтарминском водохранилище рыбу буквально вычерпывают сетями. Браконьеры промышляют даже в период нереста.

Только в этом году рыбинспекция извлекла из водоемов более 300 километров китайских сетей (которые вообще-то под запретом). Их хватило бы, чтобы трижды перегородить озеро Зайсан вдоль.

- То, что у нас в области действуют целые преступные схемы ловли и вывоза рыбы, ни для кого не секрет, - заметил специализированный природоохранный прокурор ВКО Бакытжан Изгуттинов. – Браконьеры добывают рыбу даже в заповедных местах и в период нереста. Люди, занимающиеся таким промыслом, в основном живут в прибрежных селах и хорошо известны соседям. Однако восточноказахстанцы почему-то делают вид, что никто никого не видит.

Госинспекторы ловят лишь мелкую сошку, тогда как "крупная рыба" успевает ускользнуть из сетей. Надзорные органы всерьез предполагают, что браконьеры орудуют в промышленных масштабах. Во время проверки прокуроры всего за один день поймали крупных дельцов с большой партией нелегального улова.

- 27 ноября в морозильных камерах одного ТОО в Курчумском районе обнаружили 160 тонн рыбной продукции, - поясняет Бахытжан Изгуттинов. – В том числе 15 тонн филе судака и 610 килограммов икры. Предприятие не имеет документов на эту продукцию, поэтому мы возбудили против его руководителя уголовное дело по факту незаконного лова и приобретения незаконно добытой рыбы. Ущерб государству составил почти 90 миллионов тенге.

Ловись, и большая, и маленькая

Несмотря на то, что численность рыбы в водоемах области снижается, лимит на ее вылов по непонятным причинам растет. Так, численность судака в Зайсане в 2012 году по сравнению с 2010 годом уменьшилась на пять миллионов штук. При этом в 2013 году лимит на вылов этой рыбы увеличился на 190 тонн.

- Лимиты просчитывают сотрудники филиала Казахского научно-исследовательского института рыбного хозяйства, - сообщил природоохранный прокурор. – Но, проводя свои исследования, специалисты охватывают только тысячную долю водоема, во всяком случае, на Зайсане. При таких обстоятельствах трудно дать объективную оценку биологическому разнообразию озера.

В прокуратуре отмечают, что наиболее ценные породы рыбы из-за варварской ловли не успевают вырасти до промыслового размера. Так, средняя длина судака составляет 31,5 сантиметра, тогда как законом разрешено ловить особей больше 38 сантиметров.

При этом рыбинспекция не задержала ни одного браконьера, который бы промышлял мелкой рыбой. Хотя в июле этого года прокуратура Тарбагатайского района обнаружила у браконьеров 12 тонн судака размером с ладонь.

- Для сравнения, в месяц один рыбинспектор изымает всего четыре килограмма рыбы, пойманной незаконно, - говорит Бакытжан Изгуттинов. – В этой службе работают 64 человека, однако каждый из них в среднем задерживает только одного нарушителя в месяц и пополняет бюджет всего на семь тысяч тенге. При этом содержание самого специалиста обходится бюджету в 105 тысяч тенге.

Прокурорская проверка показала, что не на должном уровне работают и природоохранные полицейские. Это, по информации надзорных органов, свидетельствует о том, что они либо не владеют реальной информацией, либо скрывают нарушения.

Рыбное место

К слову, браконьеры не боятся даже штрафов – ибо выплаты за нарушения минимальные. В надзорных органах отмечают, что сумма ущерба, которую должны выплачивать нелегальные рыболовы, в два-три раза ниже рыночной стоимости того же судака или щуки. При незаконном лове нарушитель оплачивает штраф, который доходит до 10 МРП, в период нереста – до 20 МРП. При этом конфискация рыбы по закону необязательна.

- Полагаем, что такое наказание несоразмерно содеянному, - считает Бакытжан Изгуттинов. – К примеру, самка леща во время нереста может наметать до 300 тысяч икринок. Представляете, какой ущерб природе наносит браконьер? А отделывается всего лишь легким испугом.

К слову, не боятся попасться в сети инспекторов и нелегальные торговцы рыбы. По подсчетам прокуратуры, на прилавки области попадают тонны судаков и сазанов, выловленных без разрешения. Только в Усть-Каменогорске более десяти точек стихийной торговли рыбой, к примеру, возле магазинов "Березка", "Ивушка", оптового центра по проспекту Независимости, 8/1, и т. д. В день в таких местах продается около тонны морских и речных обитателей. Или 365 тонн в год. Штрафы за этот вид нарушений сравнительно небольшие, к тому же конфискация рыбы также не предусмотрена.

По щучьему веленью

Чтобы выяснить, почему на удочку рыбинспекции не клюют браконьеры, мы обратились к начальнику ведомства.

- Наши сотрудники имеют право задерживать нарушителей только на водоемах и возле них, - объясняет руководитель Зайсан-Иртышской межобластной бассейновой инспекции рыбного хозяйства Маулен Канатбаев. – Проверять транспорт на дорогах, склады, точки продажи сетей не имеем права. Если сети не изымают на рынках, нам приходится доставать их из воды. Чтобы повысить эффективность работы, в начале года мы сотрудничали с органами прокуратуры и полиции в рейдах по продаже лесковых сетей. Всего изъяли 500 километров. Для сравнения: из водоемов мы вытащили 300 километров.

Маулен Серикович рассказал, что на снижение численности судака и окуня, помимо незаконного вылова, влияют природные факторы. К примеру, в 2009 году Зайсан обмелел почти на четверть, рыбе попросту негде было нереститься.

- Поэтому три года назад мы продлили запрет на ловлю во время нереста с 30 до 45 дней, - объясняет главный рыбинспектор региона. – Это дало результаты. Всего за год количество сазана для промысла увеличилось с 1,2 тонны до 57 тонн. Кроме того, рыболовные хозяйства ежегодно выпускают на своей территории мальков рыб. Чтобы это важное мероприятие не было формальным, при этом процессе присутствуют представители сразу нескольких государственных ведомств. К сожалению, заниматься искусственным размножением судака пока невозможно. В Казахстане нет такой технологии. Говорить о том, что количество рыбы только снижается, нельзя, - ведь допускаются природные колебания численности. Мы ведем мониторинг, начиная с 1950-х годов. С тех пор объемы вылова рыбы по тому же судаку изменились не сильно.

В ведомстве признают, что существует проблема кадров. За ненадлежащую работу в этом году уволили девять рыбинспекторов, из которых четверо были начальниками районных отделов.

В Алтайском филиале Казахского научно-исследовательского института рыбного хозяйства уверяют, что лимиты на вылов рыбы обоснованны.

- К примеру, нас попрекают за то, что после обмеления Зайсана в 2009 году мы разрешили выловить больше рыбы, чем в полноводные годы, - рассказывает заведующая лаборатории института Ольга Кириченко. – Дело в том, что такие природные катаклизмы сказываются на промысловых объемах не сразу, а через несколько лет. Ведь мы даем разрешение на вылов взрослой рыбы, а не молодняка. То есть судак растет до промыслового размера три-четыре года, лещ – пять-шесть лет. Получается, что мы снижаем лимит на их вылов примерно через это время. Все наши действия научно обоснованы.

В институте сообщили, что для более эффективной работы действительно необходимо увеличить площадь исследований, как это заметили в прокуратуре. Пока вопрос упирается в финансирование.

В сухом остатке

По результатам проверки прокуроры "прищучили" 14 должностных лиц рыбинспекции, в том числе и первых руководителей. Госслужащие привлечены к административной ответственности. Всем профильным ведомствам поручили устранить выявленные нарушения.

Начальник департамента внутренних дел ВКО Рашид Жакупов, в чьем ведении находится природоохранная полиция, предложил объединить усилия всех профильных структур для сохранения богатства рыбных районов области.

- С браконьерством можно бороться только совместно, чтобы отследить его на всех этапах нелегального промысла, - отметил он.

На состояние рыбного хозяйства, ко всему прочему, может повлиять аномально теплая погода.

- Зима этого года началась как малоснежная. Это значит, что водохранилища вновь могут обмелеть, и численность рыбы сократится еще больше, - заключил прокурор области Багбан Таимбетов. - У меня есть мысль ввести мораторий на вылов, но куда мы денем жителей десяти населенных пунктов? Акимы районов не занимаются созданием альтернативных рабочих мест. Рыба по-прежнему остается легким способом заработка для этих сельчан, которые нередко и становятся браконьерами. Через полгода проверим, каких результатов удалось достичь и насколько улучшилась работа профильных ведомств.

Анастасия Строкова

Также читайте