В ВКО больных туберкулёзом могут начать лечить в обычных поликлиниках и стационарах

7 октября 2016, 7:26
Сейчас читают:
В ВКО больных туберкулёзом могут начать лечить в обычных поликлиниках и стационарах В ВКО больных туберкулёзом могут начать лечить в обычных поликлиниках и стационарах
В ВКО больных туберкулёзом могут начать лечить в обычных поликлиниках и стационарах
Персонал областной противотуберкулезной службы вынужден мириться с произошедшими переменами
Фото Виктор Абакумов

Пожалуй, нет болезни, об опасности которой известно больше, чем о туберкулезе. После всплеска заболеваемости в 1990-х годах казахстанцы не на шутку опасаются злополучной палочки Коха. Однако скоро в одной очереди к участковому врачу могут оказаться и мамы с маленькими детьми, и страдающие туберкулезом граждане. А отделения для пациентов с тяжелыми формами заболевания расположатся не в отдалении и за высокими заборами, а по соседству, например, с кардиологическим или терапевтическим. Несмотря на то, что о программе оптимизации противотуберкулезной службы страны широкой публике мало что известно, она движется полным ходом, передает корреспондент YK-news.kz.

С 1 сентября противотуберкулезные учреждения ВКО работают по-новому. Вернее, некоторые из них перестали работать совсем. В области сократили 130 коек из 900 в профильных больницах. Оставшиеся диспансеры объединили в три юридических лица, лишив большинство учреждений статуса отдельной организации, главврача и права на самостоятельное обеспечение.

Мы постарались разобраться в теме и выяснить цели столь резких перемен. Оказалось, что оптимизация районных и городских диспансеров — только верхушка огромного айсберга под названием "Стратегия интегрированного контроля туберкулеза в Казахстане".

Мы сознательно приводим в материале лишь основные факты и цифры, иллюстрирующие ситуацию, чтобы выводы сделал читатель.

Риддер

В Риддере еще месяц назад находился единственный в области диспансер, где принудительно лечили больных туберкулезом. Сегодня учреждение принимает пациентов уже в качестве отделения при областном противотуберкулезном диспансере. Накануне реорганизации нам удалось поговорить с тогда еще действовавшим главврачом учреждения Берикканом Бакибаевым.

— В отделении принудительного лечения было 40 коек для больных, которых направили сюда по решению суда, — рассказал Бериккан Касымович. — Это особый контингент пациентов. Мы не один год выстраивали работу с ними, организовали соответствующие условия, охрану, видеонаблюдение, приняли другие меры безопасности. Надо понимать, что многие из наших пациентов — это бывшие заключенные. В ВКО находится единственная в стране специализированная колония, где отбывают срок больные туберкулезом. Освободившись оттуда, они практически сразу попадают к нам. Даже имеющихся 40 коек не хватает, чтобы разместить всех, кого направили на принудительное лечение. С недавних пор в действие вступили новые требования к противотуберкулезным объектам. По ним на каждого пациента должно приходиться не менее семи с половиной квадратных метров помещения. В результате количество мест в стационаре пришлось сократить до 30.

Куда направят на лечение еще больше десятка "уклонистов", попросту неизвестно.

Зыряновск

Еще более значительные изменения с 1 сентября коснулись Кокпектинского района и Зыряновска. В первом ранее располагался диспансер для больных множественно устойчивой к лекарствам формы туберкулеза. Эта форма болезни практически неизлечима и, по словам специалистов, является самой заразной. Пациентов лечат от сопутствующих заболеваний, чтобы просто продлить им жизнь. Учреждение в Кокпектинском районе могло принять одновременно до 30 пациентов.

— Раньше наших мощностей хватало, теперь в области таких больных-хроников больше 40, — прокомментировала нам в конце августа теперь уже бывший главный врач Кокпектинского противотуберкулезного диспансера Мейрамгуль Омаргазина. — Эти больные должны быть изолированы от общества. Но наше помещение не позволяет разместить еще десять человек. Поэтому больных переведут в Зыряновск. Там для них откроют стационар на 40 коек. А наша больница путем слияния передается областному противотуберкулезному диспансеру. Он будет распоряжаться зданием и имуществом. Часть персонала трудоустроили в местной районной больнице. Те, кто не согласился, попали под сокращение.

Согласно официальному ответу от управления здравоохранения, зыряновскую противотуберкулезную больницу передали с 1 сентября под управление центральной районной больницы. Это значит, что в Зыряновске уже должно было появиться закрытое специализированное отделение для чрезвычайно заразных пациентов. О том, чтобы местных жителей широко предупредили о таком соседстве, нам неизвестно.

Усть-Каменогорск

О ситуации в больнице на Опытном поле мы писали не раз. Особенно с тех пор, как одно из зданий областного противотуберкулезного диспансера (ОПТД) признали аварийным и подлежащим сносу.

Сегодня диспансер на 310 коек размещается в двух зданиях, не соответствующих санитарным требованиям по нескольким пунктам. Площадей не хватает. Кроме того, у учреждения нет собственных очистных сооружений, необходимых по нормативам. Персонал больницы не скрывает, что для эффективной работы областному тубдиспансеру просто необходимо новое здание. Его проект разработан, но в бюджете несколько лет не находится денег на строительство. В диспансере нет и собственного компьютерного томографа. Это обследование пациенты специализированного учреждения проходят в других медучреждениях наравне с обычными пациентами.

Теперь к заботам о местном стационаре добавилась нелегкая задача по содержанию присоединенных отделений: риддерского, кокпектинского и тарбагатайского.

— Будет тяжело, — ответила на вопрос о новой форме управления диспансерами заместитель главного врача ОПТД Бакытгуль Жатканбаева. — Мы должны контролировать не только лечение пациентов, но и работу кадров, обеспечение, госзакупки через областной тубдиспансер.

Казахстан

Оптимизация туберкулезных диспансеров, впрочем, сейчас проводится не только в ВКО. Изменениями охвачена вся республика. Это решение является частью стратегии интегрированного контроля туберкулеза в Казахстане. Курирует ее реализацию Национальный центр проблем туберкулеза (НЦПТ). На официальном сайте организации выложена презентация стратегии. Мы внимательно изучили документ, чтобы понять, какое будущее ждет противотуберкулезную службу страны в целом и Восточного Казахстана в частности.

По данным сайта, 80 процентов средств при диспансеризации туберкулезных больных уходит не на их питание или лечение, а на административные расходы и оплату труда персонала. Переведя на амбулаторное лечение около пяти тысяч человек в год, по подсчетам, представленным в презентации, можно сэкономить примерно шесть миллиардов тенге. Эти средства предполагается направить на дополнительное оснащение профильных больниц и лекарственное обеспечение пациентов. Казалось бы, цель благая.

К тому же благодаря гранту Глобального фонда и комплексному плану по борьбе с туберкулезом показатель заболеваемости должен значительно снизиться — до уровня развитых стран. К слову, сейчас эта цифра составляет больше 50 новых случаев на 100 тысяч населения. Это меньше, чем несколько лет назад, но, по стандартам ВОЗ, означает эпидемию в стране.

Говоря вкратце, планируется перевести до половины больных туберкулезом на амбулаторное лечение к 2020 году, и три четверти — к 2025. Предполагается, что в СВА ими займутся врачи общей практики (ВОП) и фтизиатры. Отметим, что сейчас амбулаторную помощь эти пациенты получают в специализированных отделениях и районных тубкабинетах.

К этому времени все противотуберкулезные стационары в общей сложности с более чем 10 тысячами коек предлагается объединить в одно юридическое лицо.

Кроме того, в документе делается акцент на том, что в развитых странах амбулаторное лечение больные туберкулезом получают в СВА и поликлиниках, а стационарное — в общесоматических больницах. Неизвестно, ждет ли нас подобная реорганизация. Но первый и решительный пункт к объединению всех стационаров под единый контроль уже сделан.

К слову, на реализацию задуманного потребуется 11,4 миллиарда тенге. Средства предполагается получить из Глобального фонда и республиканского бюджета.

Вопрос с открытой формой

Перспектива противотуберкулезной службы в Казахстане представляется нам весьма туманной. Множество вопросов пока остаются без ответов.

Заболеваемость туберкулезом, по официальным данным, снижается. Впрочем, эту информацию не так давно поставила под сомнение Генеральная прокуратура. Речь идет не о самой тенденции, но о достоверности Национального реестра больных туберкулезом. Именно эту базу данных сейчас берут за основу при подсчете всех показателей — количества впервые заболевших, доли рецидивов и данных о смертности. Как сообщается на сайте Минюста, в феврале 2016 года прокурорская проверка установила, что многие данные в этот реестр вносятся некорректно.

Редакция не ставит под сомнение профессионализм и усилия медиков, ежедневно борющихся за жизнь казахстанцев. Несомненно, благодаря их профессионализму все меньше людей заражаются туберкулезом и страдают от тяжелых последствий этого заболевания. Но означает ли это снижение, что существующая система нуждается в столь серьезных реформах?

Приведем только несколько опасений, которые в личной беседе высказывают врачи. Большинство больных туберкулезом в Казахстане — не самые благополучные граждане. Станут ли они добросовестно посещать поликлиники для амбулаторного лечения? Будут ли исполнять рекомендации врачей, чтобы обезопасить себя или людей, живущих по соседству?

Это не говоря уже о том, что большинство поликлиник в городах и районах расположены не в типовых зданиях, без соответствующей вентиляции. Предусмотрены ли в них условия для одновременного приема всех групп пациентов, включая страдающих туберкулезом?

***

Комплексный план по борьбе с туберкулезом до 2020 года включает множество мероприятий. Кроме оптимизации диспансеров, должны "усовершенствовать модель оказания медицинской помощи больным туберкулезом на уровне первичной медико-социальной помощи и противотуберкулезных отделений". YK-news.kz продолжит следить за темой. Ведь борьба с социально значимыми болезнями не должна проводиться в закрытом для общества режиме.

Зарина Жумагалиева

Также читайте