В ВКО дети-инвалиды будут учиться в обычных классах

17 октября 2015, 3:29
Сейчас читают:
В ВКО дети-инвалиды будут учиться в обычных классах В ВКО дети-инвалиды будут учиться в обычных классах
В ВКО дети-инвалиды будут учиться в обычных классах
Ученики 6 "А" класса средней школы №19
Фото Виктор Абакумов

В ближайшие годы почти в каждой школе страны за одной партой с обычными учениками будут сидеть дети с ограниченными возможностями. В Усть-Каменогорске сборные классы появятся уже в 2016 году. Также чиновники уверены, что здоровые ребята охотно примут в свою среду сверстников с ограниченными возможностями.

Многие мамы и папы детей-инвалидов опасаются отдавать своих чад в обычные классы. Большинство родителей здоровых учеников и вовсе категорически не хотят, чтобы однокашниками их сыновей и дочек становились незрячие или слабослышащие дети. Почему и те, и другие родители боятся будущего, каким будет инклюзивное образование и что предстоит сделать, чтобы обучение не превратилось в мучение, выясняла корреспондент YK-news.kz.

Олл-инклюзив

Судьбой детей-инвалидов столичные чиновники озаботились еще в 2011 году. Тогда впервые заговорили об инклюзивном образовании. Под этим словосочетанием подразумевается система обучения, когда буквально за одной партой учатся здоровые дети и их сверстники с нарушениями зрения, слуха, двигательных функций. Главный принцип идеи прост — однокашниками обычных мальчиков и девочек могут стать лишь ребята, которые умственно и психически не отстают от своих сверстников, а уступают им только в физическом развитии из-за тяжелых болезней.

Свои планы на далекое будущее специалисты из МОН РК занесли в государственную программу развития образования до 2020 года.

В нашей области в 2015 году проблемой доступного образования озаботился лично глава региона Даниал Ахметов.

— Дети с особыми возможностями должны получать достойные знания, — за­явил господин Ахметов. — Для этого необходимо построить интернат, где ребята смогут жить, а учиться они будут в обычных школах.

Летом 2015 года власти раскрыли карты: первый такой центр в ВКО возведут на территории школы № 15 в Усть-Каменогорске. Именно в этом учебном заведении и станут грызть гранит науки особенные ребята. По планам, интернат начнет работать в 2016 году. В школе № 15 появятся мальчики и девочки на инвалидных колясках. Храм знаний распахнет свои двери и для тех, у кого проблемы со зрением или речью. Слабослышащие и глухие дети пойдут набираться знаний в среднюю школу № 37.

Это будет первый опыт инклюзивного образования в Восточном Казахстане. Родители, педагоги и детвора пока теряются в догадках, как будет работать новая система.

Плавали — знаем

Несмотря на то, что за такой проект власти региона берутся впервые, в нашей области недужные и здоровые дети и сейчас учатся вместе. Правда, ребята не сидят бок о бок, речь идет о специальных классах на базе школ. В Усть-Каменогорске по такому принципу работают школы № 37 и № 19.

— Мне кажется, на данном этапе мы готовы к внедрению инклюзивного образования, — считает директор школы № 37 Инна Грачева. — Глухие и слабослышащие дети учатся у нас с 2008 года, и за это время педагоги успели накопить нужный опыт.

— Каким образом учитель может одновременно вести занятия для обычных ребят и для тех, кто, например, не слышит?

— Для того чтобы инклюзивное образование было успешным, нужно соблюсти несколько условий. Во-первых, обязательно присутствие вспомогательного педагога, так называемого тьютора. Он сидит рядом с ребенком и помогает ему усваивать материал. Этот же специалист учит ребенка, например, читать по губам.

Во-вторых, в классе должно быть немного особенных учеников, например, 22 обычных ребенка и два — с ограниченными возможностями.

В-третьих, дети должны быть снабжены техникой, которая поможет им учиться. Что касается, допустим, слабослышащих ребят, то им необходимо иметь слуховые аппараты.

В-четвертых, нужно подготовить здание, чтобы особенные дети на уроках и переменах чувствовали себя комфортно, в том числе и дети-колясочники. Только при соблюдении всех этих условий можно добиться положительного результата.

— Готовы ли наши школы работать в таком режиме?

— Что касается нашей школы, то да. У других учебных заведений еще есть время подготовиться.

— Многие опасаются того, что здоровые дети станут плохо относиться к больным...

— Мы тоже этого боялись. Оказалось, напрасно. Удивительно, но никаких проблем не было.

Это нужно нам, здоровым

В школе № 19 уверены, что инклюзивное образование принесет пользу как больным ребятам, так и их здоровым сверстникам.

— С 2002 года у нас учатся мальчики и девочки с нарушениями опорно-двигательного аппарата, — рассказывает директор средней общеобразовательной школы № 19 Кымбат Азимбаева. — Конечно, не каждого можно зачислить в обычный класс, потому что нередко у них есть сопутствующие диагнозы. Но дети, у которых существуют проблемы лишь с передвижением, могут учиться ничуть не хуже здоровых. Например, одна наша ученица не может держать ручку руками, так она стала писать с помощью пальцев ног!

— Значит, такие дети смогут учиться наравне с обычными?

— Думаю, да. У нас уже был опыт инклюзивного образования. Несколько особенных девочек мы зачислили в обычные классы. Они успешно окончили школу, и многие из них поступили в вузы. Так что инклюзив для нас не нов.

— Возникали ли у этих девочек проблемы со сверстниками?

— Мы очень сильно опасались возможных неприятностей. Потом даже стало неудобно, что мы сомневались в доброте учеников. Например, у нас учился мальчик, который из-за болезни был очень маленького роста. Высокие парни всегда помогали ему спуститься по лестнице, во время разговора наклонялись, чтобы ему было удобно. К сожалению, юноша не дожил до выпускного, наши ученики скорбели вместе с близкими и пришли проводить его в последний путь. По-моему, благодаря инклюзивному образованию здоровые дети становятся гуманнее.

Отдавать — не отдавать

Несмотря на заверения, родители детей-инвалидов сомневаются, стоит ли отдавать чадо жить в интернат, а учиться — в обычную школу.

— Моей дочери шесть лет, у нее ДЦП, — делится Марина Черных. — По своему умственному развитию она не отстает от ровесников, вся беда лишь в физическом недуге. Конечно, я хочу, чтобы Ксюша успешно адаптировалась в обществе и училась со здоровыми детьми. Но отдельные моменты меня настораживают. Прежде всего, как мать я не хочу отдавать ребенка в интернат. Почему нельзя сделать так, чтобы ребенок учился в школе № 15, а жил дома? Также для меня неясно, кто будет помогать ребенку, который передвигается на инвалидной коляске, например, посетить уборную или столовую. Если к следующему году я не найду ответы на эти вопросы, то, наверное, пока не стану отдавать девочку в систему инклюзивного образования. В определенной степени я опасаюсь и негативного отношения здоровых детей к Ксюше. Когда мы выходим играть на улицу, сверстники едва ли не шарахаются от моего ребенка. Как они будут ладить в одном классе?

Боюсь заразиться глухотой

Однако будущего страшатся не только родители детей-инвалидов, но и родители обычных детей. Специалисты признают, что далеко не все взрослые готовы видеть в качестве школьных друзей своего чада ребенка с ограниченными возможностями.

— Вопросами инклюзивного образования мы занимаемся давно, — говорит заведующая кафедрой психологии и коррекционной педагогики кандидат психологических наук ВКГУ имени С. Аманжолова Светлана Стельмах. - В прошлом году наши специалисты проводили социсследование. Его результаты нас в некотором роде шокировали. Мы спрашивали учителей, здоровых школьников и их родителей, готовы ли они к инклюзивному образованию. Отдельно анализировали ответы сельчан и горожан. В районах практически каждый из респондентов согласился учиться в одном классе с ребятами-инвалидами или вести для них уроки. Из родителей засомневался лишь каждый десятый.

— Что показал опрос горожан?

Особое мнение

Специалисты согласны, что на практике инклюзивное образование может стать испытанием для всех его участников.

— Конечно, на начальном этапе есть большой риск конфликтов между здоровыми и больными детьми, — считает заместитель директора фонда поддержки детей с ограниченными возможностями "Ак Тай" Елена Черникова. — Но в зрелом возрасте инвалид равно должен интегрироваться в общество. На мой взгляд, чем раньше пройдет период адаптации, тем лучше. В детстве на помощь ребенку придут родители: защитят, поддержат, помогут наладить контакт со здоровыми ребятами. А кто будет помогать взрослому?

— Результат был прямо противоположным. Половина учеников не хотела бы учиться вместе с больными детьми. Шестьдесят процентов учителей отказались бы работать с особенными детьми. Девяносто процентов родителей здоровых детей выступили категорически против инклюзива. Аргументы были подчас абсурдные: мой ребенок будет общаться с больным и заразится от него ДЦП или глухотой. Педагоги заявили, что не хотят дополнительной нагрузки или просто-напросто не знают, как нужно учить детей с ограниченными возможностями.

— То есть большинство педагогов не готовы работать в новых условиях?

— Получается, что так.

— Может быть, нам рано внедрять инклюзивное образование, раз наши люди не готовы к этому?

— На мой взгляд, пока дети-инвалиды не станут учиться в обычных школах, люди будут опасаться особенных детей. Именно инклюзивное образование позволит преодолеть предубеждения учителей, здоровых учеников и их родителей. Кроме того, обучение детей-инвалидов в обычных классах выгодно и с экономической точки зрения. Государству это обходится гораздо дешевле, чем содержание специальных школ.

Дети с ограниченными возможностями, которые учились в обычных классах школы № 19, также уверены, что инклюзив пойдет нам на пользу.

— У меня легкая степень ДЦП, — рассказывает Лаура Атабаева. — Это не помешало мне учиться в классе со здоровыми детьми. Одноклассники относились ко мне бережно, всегда старались помочь. Иногда было сложно усваивать школьную программу, но я старалась. И именно благодаря обычному обучению я смогла в дальнейшем закончить колледж и теперь успешно работаю торговым представителем. Как бы я достигла этого, если бы училась по облегченной программе? Самое главное, я не чувствую себя какой-то особенной или больной, я обычный человек.

Елена Балова

Также читайте