В Казахстане законодательно запретили семейным дебоширам проживать под одной крышей со своими детьми

15 июня 2014, 3:36
Сейчас читают:
Глава государства Нурсултан Назарбаев подписал закон, который ужесточает ответственность за бытовое насилие. Предполагается, что родителей, распускающих дома руки, теперь будут изолировать от запуганных детей. В качестве наказания дебоширов ожидает не только штраф, но и арест. Как всё это будет работать на практике, разбирались корреспонденты YK-news.kz.

Новый Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия бытовому насилию" уже вступил в юридическую силу. Поправки, по идее, должны помочь тем, кто пострадал от жестокости, унижения и насилия в собственной семье. Но пока государству попросту негде "прятать" пострадавших от бытовой тирании детей и их родителей.

Что изменилось?

Обозначим вкратце новые положения законодательства:

  • Наказания за бытовое насилие ужесточились.

Так, нанесение побоев или совершение насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших легкого вреда здоровью, влечет штраф в размере 5 МРП либо административный арест на 10 суток.

Нецензурная брань, оскорбительное приставание, унижение, повреждение предметов домашнего обихода влекут предупреждение либо арест на срок до трех суток.

Лишение свободы – это вообще совершенно новая форма наказания для семейных тиранов. Участковый инспектор полиции и инспектор по делам несовершеннолетних теперь наделяются правом выписки и вручения защитного предписания лицу, совершившему бытовое насилие.

Раньше действовали только штрафы. Однако, как показала практика, ударить рублем сегодня малоэффективно. Всё потому, что штраф зачастую выплачивается из общего бюджета семьи.

  • Для охраны и защиты пострадавшего ребенка суд вправе запретить родителю-тирану проживать в одном доме или квартире с потерпевшим. Тут, однако, есть одна важная оговорка: "в случае наличия у этого лица другого жилища".
  • Люди, пострадавшие от бытового насилия, теперь смогут получать соответствующую помощь независимо от места проживания. Это напрямую касается сельских жителей, у которых в глубинке зачастую нет специальных психологических служб и кризисных отделений.
  • Детям, пострадавшим от жестокого обращения, должны оказывать специальную помощь. Правда, какую именно – не уточняется.
  • Суд может устанавливать особые требования к поведению семейного дебошира. Так, отцу или отчиму, распускающему руки, на срок до года могут запретить разыскивать, преследовать, посещать пострадавшего ребенка, вести с ним устные, телефонные переговоры.

Когда дом – страшная крепость

Правозащитники уверены: новые законодательные нормы могут оказать детям реальную помощь.

- Вопросами бытового насилия мы занимаемся уже десять лет, - говорит директор "Центра развития и адаптации "Феникс" Назигуль Ахметкалиева. - Печальных историй у нас немало.

Вот прошлогодний случай. Несовершеннолетняя девушка с задержкой развития подвергалась насилию. Отчим домогался, бил, называл падчерицу проституткой. А когда та пыталась дать отпор - выгонял из дома. Мать смотрела на происходящее сквозь пальцы. Девушка долго боялась рассказать о своей беде. После ее обращения в полицию возбудили уголовное дело. В итоге суд принял решение оградить пострадавшую от ее "семьи". Жертву бытового насилия отправили в интернат для детей с задержкой развития.

Есть и другие примеры. К правозащитникам обратилась из района женщина и рассказала, что у ее сестры семеро детей. Пьяный отец семейства неоднократно поднимал сыновей и дочерей среди ночи, выстраивал в шеренгу и заставлял петь гимн. Эксцентричные выходки замучили всех родственников.

В другом районе мать избивала дочку ремнем, кидала девочку на батарею и всячески издевалась над ней.

- Сотрудники нашего центра однажды стали свидетелями жуткой картины, - говорит Назигуль Ахметкалиева. - Мужчина прямо на улице избивал жену. Не стесняясь прохожих, он швырял ее на землю, бил. Конечно, мы вызвали полицию. Они оформили женщине копию защитного предписания. Супругу в течение 10 дней запрещается подходить к жене, задавать ей какие-то вопросы, и уж тем более недопустимо какое-то физическое воздействие. Однако представьте, что делалось у них дома, если мужчина вытворял подобное на улице. Они жили вместе последние пять лет, в семье двое детей. Конечно, сын и дочь были постоянными свидетелями домашних разборок.

Контроль есть. Временный

После побоев в собственной семье дети нередко поступают в больницы.

- Да, есть такие случаи. Привозят ребятишек с синяками, гематомами. Иногда – с кровотечениями в области ануса, - рассказывает заведующий хирургического отделения Центра матери и ребенка Степан Изнаиров. - Такие дети обычно очень запуганные, замкнутые. На осмотр реагируют болезненно, пытаются спрятаться. С такими детьми работает наш психолог. После этого, кстати, дети начинают раскрываться и сами рассказывают подробности избиений. Обо всех подобных случаях мы сообщаем в правоохранительные органы.

В Центре матери и ребенка - три штатных психолога. Но они работают с детьми, только пока те находятся в больнице. Дальше отслеживать судьбу ребенка они физически не могут. Психологи и специальные службы есть далеко не во всех районах.

Корень зла неискореним?

По данным республиканских информагентств, только в прошлом году в кризисные центры страны обратились более 11 тысяч женщин. Все они так или иначе пострадали от бытового насилия.

- Буяны, дебоширы были и в советское время. Но тогда их отправляли на принудительное лечение, а жены и дети были под защитой государства. После развала СССР контроль и защита со стороны государства уменьшились, - говорит директор "Центра развития и адаптации "Феникс" Назигуль Ахметкалиева. - Знаю, что при подготовке новых поправок наши депутаты Парламента специально ездили в Чехию. В этой стране создано прекрасное, почти совершенное законодательство в отношении бытового насилия. У нас в Казахстане как? Женщина ночью берет детей и убегает от дебошира. Куда идет? Да просто на улицу! В лучшем случае – в кризисное отделение при центре "Ульба" (если дело происходит в Усть-Каменогорске). В Чехии приезжает полиция и выселяет дебошира. Независимо от того, кому принадлежит жилье.

У нас эта схема пока не работает. Куда полиции везти домашнего тирана? Если он пьян или под действием наркотиков – в вытрезвитель или наркодиспансер. А если нет?..

В новом законе предусмотрено положение о том, что дебоширы не должны жить вместе с пострадавшими женами и детьми. Но на практике получается так, что идти пострадавшим просто некуда. И это не единственная слабо работающая норма закона. К примеру, для детей и женщин, пострадавших от жестокого обращения в семье, предполагается создавать на местах, то есть в районах, специальные кризисные центры.

- Я думаю, что это будет малоэффективно, - высказывает свою точку зрения Назигуль Ахметкалиева. - Во-первых, там не будет охраны, а значит, дебошир может разгромить это отделение уже в первую ночь. Во-вторых, следует учитывать наш менталитет. Женщина в селе никогда не уйдет от мужа в какой-то кризисный пункт. Для многих это сродни позору. Подобные отделения, на мой взгляд, будут успешно работать только в городах и райцентрах. Думаю, в селах нужно открывать центры поддержки семьи. И пытаться решить домашние конфликты в самом начале их появления. А в отношении сексуального насилия должно действовать еще более жесткое законодательство.

***

150 — это номер республиканской горячей линии, куда дети могут обратиться и рассказать о домашнем насилии в семье.

Для женщин в Усть-Каменогорске работает круглосуточное отделение социально-психологической помощи. Здесь жены, ушедшие из дома, могут найти приют, получить консультацию психолога и юриста. Телефон 77-19-22.

Ирина Краскова, Наталья Цвейгард

Также читайте