В Казахстане изменилась система охраны труда

30 мая 2015, 5:41
Сейчас читают:
В Казахстане изменилась система охраны труда В Казахстане изменилась система охраны труда
В Казахстане изменилась система охраны труда

В мае 2015 года по республике прокатилась информационная волна, всколыхнувшая почти всех председателей профсоюзов страны и предпринимателей. Цунами поднялось после того, как в Астане приняли поправки в Гражданский кодекс. Внимательные общественники и юристы обнаружили в пучине законодательных изменений новшества, благодаря которым в корне изменится система выплат для людей, пострадавших на производстве. Получать материальную помощь работники теперь смогут только до наступления пенсионного возраста, размер дополнительных компенсаций снизился в два раза. Какие еще подводные камни есть в поправках и почему работники профсоюзов уверены, что ураганы законодательных перемен коснутся каждого из нас? Ответы на эти вопросы пытался найти корреспондент YK-news.kz.

Попали в переделку

Реформы начались с того, что депутаты Парламента всерьез задумались о системе социального страхования в стране. В первую очередь "на мушку" взяли страхование работников от несчастных случаев во время трудовых будней.

Народные избранники разработали законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам страхования и исламского финансирования". Общественники и юристы не обращали особенного внимания на документ до тех пор, пока не заметили, что под прицел законотворцев попали граждане, пострадавшие на производстве.

Обнаружилось это, лишь когда под воздействием новшеств изменился почти до неузнаваемости Закон "Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им служебных обязанностей" (далее Закон "Об обязательном страховании"). Корректировки внесли и в Гражданский кодекс страны (ГК РК).

Чтобы понять, какие перемены сулит казахстанцам "косметическая хирургия", изменившая "лицо" законов республики, вкратце расскажем, как до сегодняшнего времени возмещали ущерб тем, кто пострадал "на посту".

Человек, получивший в результате своей профессиональной деятельности травму, увечье или заболевание, направлялся на медико-социальную экспертизу (МСЭ). Там определяли степень утраты трудоспособности в процентном отношении. Затем работодатель, а точнее, страховая компания, с которой у него договор, ежемесячно выплачивала сотруднику энную сумму, высчитанную с учетом этого показателя. При этом не принималось во внимание, был ли человек виноват в том, что получил травму, например, пренебрег правилами техники безопасности. Деньги платили до тех пор, пока оставался актуальным вердикт специалистов МСЭ. Справку можно было продлить, снова пройдя экспертизу и подтвердив потерю работоспособности. По закону начальство обязано было возмещать человеку ущерб вплоть до семидесятилетнего возраста (при наличии заключения экспертов – прим. авт.). После чего работодатель "умывал руки".

Великолепная семёрка

Теперь законы изменились. Представим самые значимые новшества по порядку (в скобках указано, в какую статью закона внесли поправки).

  •  Отныне станут учитывать, был ли виноват работник, получивший травму или профзаболевание. Искать ответ на этот вопрос будут специалисты инспекции труда. Степень вины отразится на сумме выплат компенсации (ст. 5 Закона "Об обязательном страховании").
     
  •  Законотворцы, наконец, выяснили, с какого момента определять дату наступления страхового случая. Раньше не было ясно, какой документ определял дату икс: то ли акт о несчастном случае на производстве, то ли заключение МСЭ (разница во времени между бумагами порой составляла месяцы, и оставалось непонятным, нужно ли оплачивать человеку этот промежуток – прим. авт.). Теперь все предельно точно: при травме на службе главный документ – акт о несчастном случае на производстве, при выявлении проф­заболевания – заключение клиники профпатологии (ст. 13 Закона "Об обязательном страховании").
     
  • Максимальный возраст возмещения вреда снизили до пенсионного возраста (ст. 944 ГК РК). То есть даже если гражданину положена материальная помощь, то к наступлению времени выхода на заслуженный отдых работодатель перестает платить по счетам. Эта мера вызвала широкое возмущение у профсоюзов разных городов страны. Работники поспешили заявить, что поправки в закон лоббируют интересы промышленных гигантов.
     
  •  Сумму возмещения вреда будут ежегодно пересчитывать с учетом ожидаемого уровня инфляции (ст. 943 ГК РК). В прежние времена для расчетов брали рост среднемесячной заработной платы по специальности. Отныне этот пункт закона исключили (п. 6 ст. 938 ГК РК). Например, сварщик получил травму на производстве. Раньше ему выдавали компенсацию с учетом того, насколько вырос за год оклад работников этой специальности. Теперь "для арифметики" будут брать уровень инфляции. Если работник получил легкую степень нетрудоспособности (от пяти до 29 процентов), то компенсировать расходы будет не страховая компания, а само начальство из копилки организации (ст. 164 Трудового кодекса). Максимум, на что может рассчитывать отделавшийся легкой травмой, – 250 МРП (та же статья).
     
  • Утвердили максимальный размер ежемесячных (аннуитетных) выплат (п. 1 ст. 19 Закона "Об обязательном страховании"). Напомним, что сумму раньше получали путем нехитрых арифметических действий: средний доход работника за месяц умножали на коэффициент утери трудоспособности. В новой законодательной опере мотив остался тот же, но с иной аранжировкой – доход для калькуляции не должен превышать 10 МЗП (ст. 17 Закона "Об обязательном страховании").
     
  • Изменился максимальный размер страховых выплат на дополнительные расходы по заключению МСЭ (п. 2 ст. 19 Закона "Об обязательном страховании"). Сравнить, насколько "отпрянули" назад размеры компенсации, можно по таблице, приведенной в материале.

Отметим, что поправки в закон о возмещении вреда только до пенсионного возраста начали работать лишь с 10 мая 2015 года. То есть все, кто до этого времени подорвал здоровье на работе, будут получать компенсацию, как и прежде.

Размер домполнительных выплат на страховые расходы
Процент утраты трудоспособности Прежний размер компенсации Новый размер компенсации
от 5 до 29% 500 МРП -
от 30 до 59% 1000 МРП 500 МРП
от 60 до 89% 1500 МРП 750 МРП
от 90 до 100% 2000 МРП 1000 МРП

Прощайте, тяжбы

В страховых компаниях уверены, что ноу-хау сослужит работникам хорошую службу.

- Поправки упорядочивают систему страхования, - поясняет директор Восточно-Казахстанского филиала компании по страхованию жизни "КазкоммерцLife" Виталина Разносчикова. - Большинство судебных тяжб возникало именно из-за того, что было много неясностей. Например: человек получил травму, в это время фирму страховала одна компания, а на момент получения экспертного заключения страховщик сменился. Какая страховая организация должна платить деньги? Раньше такие судебные споры тянулись годами. Теперь установлено, что возмещать ущерб обязан тот страховщик, с которым был заключен договор на момент несчастного случая. Отныне работник более защищен.

- Почему компенсацию за легкий вред здоровью переложили на плечи работодателей?

- На мой взгляд, это тоже сделано для пользы сотрудников. Если начальство станет возмещать ущерб, то оно будет заинтересовано в безопасности и охране труда на своем предприятии.

- Республиканские эксперты высказывали мнение, что закон лоббирует интересы страховых компаний в ущерб гражданам...

- Думаю, такие выводы сделаны на основании изменения предельного возраста по выплатам. Конечно, в поправках есть преимущества и для страховых компаний. Но есть положительные изменения и для работников, и для работодателей. В целом, насколько изменения полезны, можно будет судить только после того, как новый закон обкатают на практике.

Как это всё случилось?

В профсоюзах не разделяют оптимизма страховых компаний. Здесь сомневаются, что законодательный ветер перемен будет попутным как для работников, так и для предприятий.

- Травмы на производстве получают зачастую представители рабочих профессий, - рассказывает главный общественный инспектор по охране труда проф­союза работников горно-металлургической промышленности ВКО Виталий Колмагоров. - Поправки в закон ударят в первую очередь по ним. Раньше, по заключению экспертов, работник мог получать компенсацию до семидесяти лет. Теперь - только до пенсионного возраста. У человека после серьезного повреждения снижается работоспособность, соответственно, и заработок. Сможет ли сотрудник заработать достойную пенсию в таких условиях?

На этом, по мнению членов проф­союза, подводные камни для трудящихся не заканчиваются.

- Компенсацию по легкой степени вреда должен возмещать работодатель, - продолжает Виталий Колмагоров. - Сумеет ли малый и средний бизнес нести эти расходы? На наш взгляд, существует риск того, что у работников мелких предприятий будут проблемы с получением выплат.

- Возможно, у начальства по­явится стимул улучшать условия труда, чтобы избежать несчастных случаев?

- Это маловероятно. За границей бизнесменов финансово стимулируют на создание без­опасной среды для сотрудников. Например, в скандинавских странах государство сотрудничает только с теми компаниями, где высокий уровень охраны труда. Положительная мотивация приносит лучший результат. В целом, в законе остается много вопросов. Думаю, депутаты разработают нормативно-правовые акты для внесения ясности.

В профсоюзе готовятся к тому, что сферу охраны труда будет штормить и дальше. Ветер перемен может обрушиться на тех, кто работает во вредных и тяжелых условиях. То есть на значительную часть работников заводов, рудников и шахт нашего края.

- В целом сейчас в стране пересматривают эти вопросы, - рассказывает Виталий Григорьевич. - Недавно Министерство здравоохранения и социального развития разработало комплексный план по обеспечению охраны труда в РК. Пока документ оценивают. Министры предлагают сократить минимум на шесть дней дополнительный отпуск для тех, кто работает во вредных и тяжелых условиях. Значительно изменится механизм оплаты труда для таких граждан. Правда, как именно, пока неизвестно. Молоко за вредность тоже могут перестать выдавать.

- Чем вызваны такие масштабные реформы?

- При разработке таких нововведений наши министры опираются на опыт зарубежных стран - мы стремимся к европейским стандартам. Плохо, что при этом никто не учитывает, что условия жизни и труда в Казахстане уступают заграничным. Поэтому законы нередко расходятся с реальной жизнью.

Елена Балова

Также читайте