В Павлодаре и Таразе «универсальные полицейские» повысили раскрываемость преступлений, но местные жители недовольны

19 февраля 2013, 7:43
Сейчас читают:
Уже в ближайшие месяцы казахстанскую полицию ждут большие перемены: исчезнет разделение на дорожных и патрульных полицейских. В двух регионах страны, к слову, проект уже проходит обкатку — в Павлодаре и Таразе «универсальные полицейские» появились еще в прошлом году. В правоохранительных органах эксперимент считают успешным, однако жители подопытных площадок каких-то позитивных изменений не почувствовали.

Первыми переход на новый формат службы совершили полицейские города Павлодара. С 1 апреля 2012 года патрули и дорожная полиция местного ДВД начали вместе следить за порядком на дорогах и улицах, и это принесло результат, если верить отчету главного полицейского в регионе генерал-майора Султана Кусетова. Цифры и впрямь выглядят неплохо. В 2012 году в Павлодарской области повысилась раскрываемость случаев хулиганства на 15,5 процента, убийств - на 3,5 процента, грабежей - на 8 процентов. В целом увеличилось число краж и грабежей, зато снизилось число тяжких и особо тяжких преступлений - на 15 и 20 процентов соответственно. Часто звучала фраза «по горячим следам» - ведь именно оперативность является одним из ключевых доводов объединения двух служб. Правда, местные жители, несмотря на статистику, реформе не особо рады.

- Честно скажу: по-моему, ничего особо не изменилось, - делится своими впечатлениями правозащитник Светлана Ковлягина. - По крайней мере, положительной динамики не наблюдается точно. Многие жалуются, что патрули постоянно останавливают водителей автомобилей, проверяют документы, просят дыхнуть. Я сама за рулем не езжу, но горожане не очень довольны тем, что теперь каждый полицейский стал гаишником.

Развивает эту мысль и общественный деятель Сергей Гуляев. В Павлодаре, по его словам, универсалы начали работать хорошо. Но продолжалось это недолго.

- Как только было объявлено о том, что у нас теперь все полицейские стали универсальными, мы это восприняли с интересом, - вспоминает Гуляев. - Тем более что людей в форме стало заметно больше. Я лично видел, что машины заезжают во дворы, полицейские ведут с молодежью профилактические беседы. В общем, так и должно быть. Но месяца через два «уазики» перебрались на дороги. У меня тоже был инцидент, когда патрульные остановили мой автомобиль и заявили, что я нарушил правила. Но я этого не делал! Мы поспорили, они признали мою правоту, и я уехал. По разговору чувствовалось, что ребята «плывут». Может быть, ПДД им знакомы, но специфику работы дорожной полиции они не знают. На заседании общественного совета при нашем ДВД этот вопрос поднимался, и генерал Кусетов признал: да, есть факты, когда патрули слишком сильно увлекаются работой на дороге. Говорили мы и о том, что процессуальных, правовых знаний полицейским не хватает. Поэтому каких-то глобальных позитивных подвижек нет.

Если у жителей Павлодара было почти девять месяцев на то, чтобы хоть немного насладиться работой «зарубежных» копов, которые и штраф выпишут, и преступника обезвредят, то в Таразе эксперимент стартовал позже - в августе минувшего года. За пять-шесть месяцев далеко не все жители столицы Жамбылской области узнали о наступивших изменениях. Хотя и здесь цифры показывают, что объединение служб приносит пользу. В первый же месяц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось количество обслуженных вызовов почти на 20 процентов. На 40 процентов снизилось число преступлений, совершенных на улицах города. И на дорогах порядка стало побольше - смертность в ДТП упала на 66 процентов.

- Не скажу вам по цифрам, лучше или хуже стала работать полиция, - говорит председатель общественного совета при ДВД Жамбылской области Мукаш Искандиров. - Каких-то заметных изменений пока не наблюдается. Но я в целом поддерживаю идею внедрения универсальных полицейских. На Западе это работает, должно и у нас прижиться. Хотя, безусловно, навыки и специфические знания у представителей разных служб сразу не появятся. Как быстро они переучатся - это вопрос в компетенции руководителей правоохранительных органов.

Чего же ждать казахстанцам в других городах страны, где, вполне вероятно, уже весной патрульные и дорожные полицейские начнут работать вместе? Станут ли наши улицы безопаснее или просто вырастет число поборов на дорогах? Ни в Павлодаре, ни в Таразе этого еще не поняли.

- Поначалу у нас все схватились за жезлы, - смеется Мукаш Искандиров. - Потом, конечно, их начали перевоспитывать. Так что во многом результаты объединения будут зависеть от местных кадров и руководителей региональных подразделений.

Михаил Козачков

Также читайте