В Усть-Каменогорске обещают самый зрелищный военный парад за всю историю празднования Дня Победы

24 апреля 2015, 6:04
Сейчас читают:

…Ровно 70 лет назад они впервые все вместе встретились в Москве. В самом центре Первопрестольной – на Красной площади. "Захар Иванович", "Катюша", "Грозный", "Малютка" и другие. Тогда на них смотрела вся страна – им рукоплескали как героям. Их славили, им радовались... Они выжили!

Затем были долгие годы разлуки. Последние полгода каждого из них разыскивали по всему миру. Беспощадное время не считается ни с чем. Несмотря ни на что – нашлись. И теперь они все вместе встретятся в Усть-Каменогорске. В самом центре – на площади Республики. Грузовик-полуторка, реактивная система залпового огня, бронированный и разведывательный танки и другие… Впервые колесных и гусеничных героев Великой Отечественной увидит не только областной центр, но и вся страна.

– Мы проведем парад военной техники, приближенный к тому, что проходил 24 июня 1945 года на Красной площади, – заверяет председатель Совета директоров Группы компаний "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО" Анатолий Балушкин. – Мы, как предприятие, хотели, чтобы юбилейная годовщина Дня Победы запомнилась горожанам надолго. Совместно с акиматом Усть-Каменогорска активно работаем над тем, чтобы сделать нынешний парад началом доброй традиции.

Парадная идея

От крупного предприятия – заметный подарок, решили в Группе компаний "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО", когда думали о том, как поздравить наших ветеранов с юбилеем Победы.

– Мы хотели сделать нечто особенное для горожан, для всех казахстанцев, – рассказывает Анатолий Балушкин. – Пришла идея: провести парад военной техники, чтобы все было, как в 45-м, чтобы и "Катюша", и танки, и военные грузовики. Таким образом мы платим долги нашим ветеранам. У меня в семье из шести человек, которые ушли на фронт, вернулся только дед. Пятеро погибли. А сейчас 70 лет Победе, такая дата! Это будет первый парадный расчет в Казах­стане. И, надеемся, не последний: хотим, чтобы наш опыт переняли другие города Казахстана.

Сказано – сделано. За образец взяли военный парад 24 июня 1945 года в Москве. Полностью реконструировать эпичное действо, конечно, не удастся – только для пешего хода солдат нужны десятки тысяч участников. Поэтому в общих чертах решили реконструировать смотр техники.

Ищу тебя

А вот поиск колесных и гусеничных ветеранов – настоящая полудетективная история.

– Как найти столь редкие экземпляры военной техники? На автомобильном сайте, как вы понима­ете, нет графы "танк" или "система залпового огня", в программу "Жди меня" не обратишься – задача была сложная, – рассказывает начальник департамента обеспечения техникой БИПЭК АВТО Андрей Веневцев. – Но у нас на предприятии если команда поступила, обязан выполнить. Нам нужна одна победа, как говорится. Стали искать по сайтам, по специализированным форумам. Сначала были, так сказать, холостые выстрелы – к примеру, в Новосибирске нашли танк Т-34. Приехали, смотрим, а он только наполовину из металла, двигатель от трактора. В общем, обычный муляж. А у нас распоряжение – максимально оригинальные, а не всякий хлам. Пришлось дальше искать…

И наконец, в Москве представители БИПЭК АВТО вышли на след крупнокалиберной техники. В российской столице в одном из огромных ангаров развернулся целый "полевой госпиталь": здесь механических ветеранов, пострадавших в отчаянной схватке с беспощадным временем, основательно латали, ставили на колеса и даже воскрешали!

ГАЗ-АА

– В России продажа редкой военной техники уже давно стала огромным и прибыльным бизнесом, – рассказывает Андрей Веневцев. – А уж в преддверии 70-летия Победы цены на технику и вовсе взлетели до небес: некоторые машины или танки попросту не купишь. Нашли серьезного человека, который прямо как монополист занимается военными машинами и оружием, – у него огромный ангар, там десятки людей работают. Место удивительное: здесь часть от танка валяется, там корпус, колеса раритетные, мотоциклы тридцатых годов, артиллерия. И умельцы спокойно собирают из разных оригинальных деталей ту или иную машину. Ищут по всему миру – там в болоте нашли, например, автомобиль. От него только кузов остался. Двигатель удалось в Польше раздобыть, еще детали – на Украине и так далее. В результате прямо как конструктор собирают. К примеру, одну полуторку – грузовой полуторатонный ГАЗ-АА – мы здесь взяли. Что называется, опален огнем войны – узлы сгоревшие, было видно, что он участвовал в каком-то сражении.

Машина устроена просто, как всё гениальное

Из Москвы удалось привезти грозную систему залпового огня, известную под ласковым именем "Катюша", знаменитые противотанковые орудия ЗиС-3 и сорокапятку – 45-миллиметровую пушку.

– Хочется особенно отметить, что все оружие у нас, от пушек до винтовок, полностью демилитаризованное, – поясняют в БИПЭК АВТО. – То есть стрелять из него невозможно – артиллерия технически лишена такой функции, а оружие специальным образом модифицировано.

А дальше по частным коллекциям удалось разыскать и других четырехколесных фронтовиков.

– Еще один ГАЗ-АА нашли у пенсионера, бывшего сотрудника ГАИ в Алматы, – вспоминает Андрей Веневцев. – Нашел полуторку в незапамятные времена. Сам восстанавливал ее, чинил. Она даже в параде Победы успела поучаствовать...

Свои умельцы нашлись и в нашем регионе.

ЗиС-5

– К примеру, ЗиС-5 – насто­ящее произведение искусства. Его собирал обычный пенсионер из Восточного Казахстана, у которого необычное хобби – реставрация ретро-автомобилей, – рассказали в БИПЭК АВТО. – На то, чтобы найти все нужные детали, перелопатить двигатель, все подогнать, у него ушло шесть долгих лет.

Узнав, что сотрудники компании разыскивают легендарную технику для парада Победы, пожилой мастер чрезвычайно проникся идеей: негоже героической трехтонке прятаться в гараже, нужно и в свет выйти! Когда увозили – чуть не плакал, долго и трогательно прощался с любимым детищем.

Музейные редкости

Танк Т-60

Чуть позже в России удалось обнаружить танк Т-60, а из Польши в Усть-Каменогорск уже едет легендарный Т-34.

– Т-60 у нас уникальный: на нем установлена автоматическая авиационная пушка, – рассказали в БИПЭК АВТО. – В начале войны не было возможности оснащать все танки пушками калибра 45 мм, поэтому конструкторы находили обходные пути и решали проблему. Для Т-60 мы провели полную диагностику. Неприхотливый, в жаркое время даже керосин из ламп заливали. Минимум деталей. Надежность и еще раз надежность. А вот конструкция у танка особенная: внутри помещаются только два человека. Если башня повернута на сторону – люк не откроешь. Люди замурованы. Внутри машина сильно нагревается. Только в такие моменты понимаешь, как жутко было на той войне. Даже в бронированной технике ты можешь погибнуть из-за небольшой ошибки. А ведь люди в них не просто сидели, а в бой шли!

Так танк выглядит изнутри

– Танковые гусеницы не повредят площадь во время парада?

– При необходимости будем делать специальные накладки.

– Вы нашли технику. А что будет дальше?

– А дальше театрализованное представление 9 Мая – парад техники, – поясняет Андрей Веневцев. – На этих машинах проедут сотрудники БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО в форме офицеров и солдат Великой Отечественной. Хотим, чтобы все было, как на московском параде. К примеру, внутри ЗиС-5 будет находиться экипаж батальона по борьбе с бронетехникой, сформированного в 42 году по приказу Сталина. Элитный батальон. У них присказка была: "Двойной оклад – тройная смерть". Мы даже форму сшили, как в 42-43 годах, не отличить от оригинала – искали специальную ткань на военных складах бывшего СССР. Там ведь куча тонкостей: к примеру, до 43 года воротники были обычными, а с 43-го пошли стойки и погоны. Восстанавливаем досконально – до малейших деталей. Даже пуговицы, к примеру, зеленые – полевые, золотые – парадные. Внутри пуговицы рисунок звезды. Даже огнестрельное оружие мы приобретали реальное, но так же демилитаризованное, так что в руках у солдат будут реальные стволы сороковых годов.

Технику восстанавливали умельцы на АЗИЯ АВТО

– Как вам удалось достичь такой реалистичности в деталях? Консультировались с историками?

– У нас был один консультант – Анатолий Михайлович Балушкин. Он все равно что у самого Жукова учился, настолько хорошо знает историю. Ну и плюс интернет, разные книги, так что за полгода мы основательно вызубрили военную историю.

– Мы сделаем на АЗИЯ АВТО военно-технический музей боевой славы. Туда эта техника отправится после парада. Будем пополнять коллекцию, и с каждым годом на парад будут выходить все новые и новые боевые машины времен Великой Отечественной, – поясняет Анатолий Балушкин.

– Откуда такое внимание к деталям? Вы потратили огромные средства, чтобы сделать этот подарок городу, а ведь могли купить сравнительно недорогие муляжи, которые делают для киношников...

Военная мототехника

– У меня лично и у нас на предприятии есть такой принцип: хочешь сделать хорошо – делай до конца. В деталях все и скрывается. Представьте: вы решили жениться, какое кольцо подарите будущей супруге? Выточите бронзовое и на палец ей наденете? Если это все по любви, покупайте кольцо, а не подделку. Иначе смысла нет. Так что у нас все настоящее – настоящей некуда. Вообще я с детства люблю военную тему – хотел ведь стать офицером. Историком тоже чуть не стал – так что интерес к Великой Отечественной у меня особый, да и познания есть. Подчиненные мои тоже знают: у нас на предприятии – "военкомат" (смеется). Если призовут, служи до конца. Если дадут приказ, то должен последовать рапорт: цель уничтожена. Поэтому никто не сомневался, что вся техника будет найдена.

– Какие цели у вас относительно парада будущего года, чем планируете удивить горожан?

– Есть у нас еще сюрпризы, загадывать пока не будем. Хотим со­вместно с городским и областным акиматом в течение ближайших лет сделать традицией – по-особенному чествовать наших фронтовиков. Обещаю, и 70-летие, и все последующие парады будут как минимум запоминающимися.

Что можно будет увидеть на параде?

Бесствольная система полевой реактивной артиллерии БМ-13

Прозвище: "Катюша".

Первый залп батареи "Катюш" был произведен 14 июля 1941 года под командованием капитана Флерова. В результате чего был стерт с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимися там немецкими эшелонами с войсками и боевой техникой.

С весны 1942 года реактивный миномет устанавливался преимущественно на ввозимые по ленд-лизу английские и американские грузовики. Наиболее известным среди них стал Studebaker US6.

Интересный факт: самое известное орудие Великой Отечественной назвали так из-за популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского "Катюша". Также название связано с индексом "К" на корпусе миномёта – установки выпускались заводом имени Коминтерна.

Танк Т-60

Прозвище: "Малютка".

Легкий танк Т-60 использовался преимущественно для разведки. Впервые в бой Т-60 пошли в сентябре 1941 года в составе 10-й танковой бригады, действовавшей в Полтавской области. В больших количествах они участвовали в сражениях 1941-1943 годов, начиная с битвы за Москву и заканчивая снятием блокады Ленинграда в январе 1944 года. Немецкие войска прозвали Т-60 "не­истребимой саранчой". Из-за крайней хрупкости конструкции до наших дней уцелело буквально несколько танков этого типа.

Интересный факт: в 1942-1943 годах на строительство именного танка "Малютка" деньги сдавали дети и воспитатели детских садов по всему СССР. Имя этого танка стало нарицательным для подвижных и легких Т-60.

Танк Т-34-85

Прозвище: "Грозный".

Модификация среднего танка Т-34. Битва на Курской дуге показала недостаточную огневую мощь последнего. Установка более мощной 85-мм пушки в сочетании с рядом конструктивных доработок значительно повысила боевую эффективность Т-34-85. С февраля 1944 года танк начал поступать в войска. Первое массовое применение получил в операции "Багратион" (23 июня – 29 августа 1944 года). Именно Т-34-85 "порвали" танковую группировку противника под Будапештом, в 1945-м брали Берлин.

Грузовик ЗиС-5

Прозвище: "Захар Иванович", трехтонка.

Один из самых выносливых и маневренных грузовых автомобилей за всю историю советского автопрома. Двигатель легко запускался на морозе и мог работать на любом низкосортном бензине. Груженый ЗиС-5 мог буксировать прицеп полной массой до 3,5 тонны. Средний пробег до кап­ремонта составлял 70 тысяч километров. Один из самых популярных грузовых автомобилей среди специализированных такси. Водители дали машине шутливое прозвище "Захар", а после прилипло и "Иваныч".

Интересный факт: по версии журнала "За рулём", ЗиС-5 стал первым экспортируемым автомобилем советского производства.

ГАЗ-АА

Прозвище: полуторка (полторы тонны).

Изначально представлял собой лицензионную копию американского грузовика "Форд" модели АА образца 1930 года, но впоследствии неоднократно был модернизирован.

Большую роль автомобиль сыграл во время блокады. В Ленинград можно было попасть только по Ладожскому озеру. 22 ноября 1941 года на замерзший водоем вышли первые полуторки. Дорога, по которой они шли, официально называлась Военно-автомобильной дорогой № 101, неофициально – Дорогой жизни.

Интересный факт: в середине ХХ века полуторка была самым массовым автомобилем СССР – больше миллиона машин. Во многих городах бывшего Советского Союза, в том числе и в Алматы, установлены памятники ГАЗ-АА.

ГАЗ-67

Военный полноприводный легковой автомобиль с упрощённым открытым кузовом, имевшим вырезы вместо дверей. На завершающей стадии Великой Отечественной войны ГАЗ-67 широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как легкий артиллерийский тягач.

Интересный факт: весной 1950 года облегченный ГАЗ-67 успешно поднялся на Эльбрус. Летом того же года был на самолете заброшен на дрейфующую полярную станцию СП-2, где долго и эффективно работал.

Егор Феоктистов

Фото: Виктор Абакумов

Также читайте