В Усть-Каменогорске осудили работников реабилитационного центра для наркоманов и алкоголиков

18 февраля 2017, 5:24
Сейчас читают:
В Усть-Каменогорске осудили работников реабилитационного центра для наркоманов и алкоголиков В Усть-Каменогорске осудили работников реабилитационного центра для наркоманов и алкоголиков
В Усть-Каменогорске осудили работников реабилитационного центра для наркоманов и алкоголиков
Учредитель реабилитационного центра "Шаг к жизни" Алексей Табакаев (справа) и директор Вадим Поломошнов
Фото из социальной сети

В специализированном межрайонном суде по уголовным делам ВКО вынесли приговор в отношении руководителей и консультантов реабилитационного центра "Шаг к жизни", в котором лечили от наркомании и алкоголизма. Располагался он в Черемшанке Глубоковского района. По версии следствия, там над подопечными издевались и лишали их свободы. Об этом заявили шестеро постояльцев — двое мужчин и четыре женщины. Несколько десятков излечившихся пациентов, напротив, грудью встали на защиту работников центра. Почему благое намерение обернулось уголовным преследованием, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Душевная потребность

На скамье подсудимых оказались четыре человека: учредитель реабилитационного центра Алексей Табакаев, директор Вадим Поломошнов и двое консультантов — Александр Викулин и Дмитрий Чабанов.

Центр был организован в 2014 году. На излечение принимали как мужчин, так и женщин, оговаривая, что заводить амурные отношения запрещается. Пациенты (или как их называли в центре — резиденты) проходили лечение по программе "12 шагов", которая начала действовать в Казахстане относительно недавно. Суть этого метода: человек признает, что не может вылечиться от зависимости самостоятельно, он потерял контроль над своей жизнью и ему нужна помощь окружающих. В сообществах зависимые люди учатся самоконтролю и помогают друг другу в развитии этого умения. Заключительный шаг программы — бывшие алкоголики и наркоманы оказывают помощь товарищам по несчастью и делятся с ними опытом.

Почему этим решили заняться Поломошнов и Табакаев? Они сами побывали в роли резидентов.

Вадим Поломошнов страдал от алкоголизма. Прийти в норму ему помогло лечение в Новосибирской области.

Алексей Табакаев употреблял тяжелые наркотики.

— Леша был наркозависимым. Понимал, что это зло, но побороть привычку было сложно, — поделилась жена Алексея Наталья. — Мы обратились в центр "12 шагов" в Новосибирске, откуда муж вернулся здоровым. В нашем окружении это было подобно чуду — на протяжении нескольких лет к нам обращались люди, которых одолевали такие же проблемы. Многих из них Леша лично возил в Новосибирск на реабилитацию.

Вадим и Алексей познакомились уже в ВКО. И решили создать реабилитационное учреждение, использовав личный опыт. Для организации центра купили коттедж на окраине Черемшанки. По словам Табакаева, для воплощения идеи в жизнь ему пришлось залезть в долги — он занял 20 тысяч долларов у своей родственницы. Первоначально Алексей не участвовал в работе центра, но Вадим не мог справиться в одиночку.

В 2015 году консультантом в центр "Шаг к жизни" устроился Александр Викулин — бывший подопечный реабилитационного центра "Чистый путь" в Риддере. К слову, в отношении этого заведения проводилось расследование по подозрению в насильственном удержании подопечных, однако оно было прекращено, так как полицейские не нашли доказательств. Центр до сих пор функционирует. Александр был в прошлом судим за хранение наркотиков и грабеж.

Еще один фигурант уголовного дела — консультант Дмитрий Чабанов — тоже из числа зависимых, прошедших реабилитацию в Новосибирской области. Викулин и Чабанов не случайно пришли в центр — программа "12 шагов" предусматривает постоянное общение и поддержку тех, кто хочет излечиться.

Фактически консультанты выполняли функции преподавателей и наставников.

Пребывание в учреждении было платным. Родственники резидентов выплачивали от 60 тысяч тенге в месяц за содержание. Но, как рассказали в суде Поломошнов и Табакаев, зачастую у резидентов не было денег, поэтому им разрешали проходить терапию бесплатно. По версии подсудимых, центр был организован не для получения прибыли, а чтобы помочь людям. В Риддере в офисе велась работа с родственниками резидентов. Им объясняли, что такое созависимость и как с этим бороться.

— Мне, как бывшему наркоману, известны ужасы зависимости, — признавался Алексей Табакаев. — Мы открыли центр не для заработка, это была наша душевная потребность. "Шаг к жизни" почти не приносил прибыль. Наши консультанты получали за работу смехотворные 30 тысяч тенге. Я сам часто просил деньги у супруги.

Однако органы, ведущие расследование, придерживались другой точки зрения. В основу обвинения лег корыстный мотив. Согласно договору, который заключали пациент и "Шаг к жизни", если пациентам не нравился режим, они могли покинуть центр в любое время. По версии следствия, именно это стало причиной текучки резидентов, потери прибыли и в конечном итоге привело к созданию "преступной группы для незаконного лишения свободы подопечных".

Цепная реакция

По версии следствия, с марта 2015 года пациентов "Шага к жизни" стали удерживать в центре насильно, даже если они выказывали желание уйти. В апреле 2015 года из учреждения сбежала женщина и обратилась с заявлением в полицию. Но правоохранительные органы не нашли доказательств, что резиденты центра являются пленниками.

Однако администрация заведения сделала выводы из этой истории: здание обнесли высоким забором, на окнах появились решетки. Был ужесточен и внутренний режим. Как установило следствие, тем, кто не хотел соблюдать распорядок и предпринимал попытки побега, привязывали к ногам металлическую цепь, увенчанную гирей. Если резидент и в этом случае не подчинялся требованиям, его сажали в подвал на срок от трех до шести суток. Как объяснял один из консультантов, это такие способы лечения и в подвал пациенты отправлялись добровольно.

— В реабилитационных центрах есть такой метод терапии, как помещение резидентов в закрытое помещение, — заявил в суде Дмитрий Чабанов. — Если бы они захотели уйти из центра, ни один консультант не смог бы их удержать.

Согласно материалам уголовного дела, в декабре 2015 года Поломошнов и Викулин насильно отвезли в учреждение жительницу Усть-Каменогорска. В областной центр они приехали по приглашению мужа горожанки, чтобы уговорить спивавшуюся женщину пройти курс реабилитации. Дама была в состоянии алкогольного опьянения, лечиться не хотела и даже нанесла себе порезы ножом, рассчитывая, что за этим последует вызов "скорой" и поездка в Черемшанку сорвется. Однако ей связали руки скотчем и увезли в центр. Выпускать отказывались.

В суде, защищаясь от обвинений в похищении, Викулин дал показания, что эту женщину никто не связывал, она добровольно согласилась поехать в реабилитационный центр. А Вадим Поломошнов признал, что руки потерпевшей таки связали, но в целях ее же безопасности — она была пьяна и могла нанести себе или окружающим более серьезные ранения.

Что это у вас на голове?

Попытки к бегству со стороны пациентов принимались неоднократно. В мае 2016 года из "Шага к жизни" сумела улизнуть пациентка, которая впоследствии обратилась в полицию. Она написала заявление с подробным описанием, как издеваются над резидентами. В числе наказаний были экзотические меры. Например, человека заставляли надеть шапку с приделанным муляжом мужского полового органа. Этим карались интимные связи между резидентами. За другие провинности постояльцев в воспитательных целях заставляли по ночам переписывать книги на тему "12 шагов".

Следствие доказало, что все вышеописанное действительно применялось в центре. И консультанты не видели в этом ничего ужасного.

— Надевание шапки с муляжом полового органа — это такой способ воздействия на резидента, — пояснил Александр Викулин в суде. — Эта женщина в нарушение правил строила любовные отношения с другим резидентом. Во время реабилитации в центре "Чистый путь" по этой же причине мне пришлось ходить некоторое время с привязанной ногой манекена, предназначенной для демонстрации женской одежды в магазинах.

Обвинение и 40 свидетелей

Было заведено уголовное дело. После опроса резидентов центра был сделан вывод, что нескольких подопечных действительно удерживали против их воли. Табакаева, Викулина, Чабанова и Поломошнова взяли под стражу. Последний оказал неповиновение полицейскому, чем добавил к обвинению еще одну статью.

Общественный интерес к ходу расследования был достаточно высок — о нем писали практически все СМИ региона. Не каждый день на скамье подсудимых оказываются люди, которые вызывают сочувствие больше, чем пострадавшие.

— На протяжении всего процесса в зале суда разворачивались жаркие баталии, — рассказал судья Куаныш Забенов. — Принять решение было непросто. К слову, это учреждение — первое в нашей области, где во время лечения не применялись медикаменты. Многие бывшие пациенты отзывались о сотрудниках центра очень хорошо. Более 40 свидетелей из числа избавившихся от зависимости буквально горой стояли за подсудимых. Эти люди утверждали, что "Шаг к жизни" помог им исправиться, свернуть с губительного пути.

Один из потерпевших во время процесса поменял показания на прямо противоположные тем, что давал в ходе следствия, и заявил, что не имеет претензий к администрации центра.

— Некоторые свидетели говорили, что подсудимым надо поставить памятник при жизни, — делится судья Забенов. — Конечно, это учитывается, но есть конкретные факты насильственного удержания. Вполне возможно, что обвиняемые помогли многим, но они совершили преступления в отношении нескольких человек. И за это по закону следует наказание.

Вадим Поломошнов был приговорен к десяти с половиной годам колонии строгого режима; Алексей Табакаев — к семи годам, а Дмитрий Чабанов — к пяти с половиной годам общего режима. Александр Викулин получил 10 лет колонии особого режима, в его действиях был признан опасный рецидив. В качестве дополнительной меры наказания была избрана конфискация имущества. Здание центра также конфисковано в доход государства.

Приговор пока не вступил в законную силу. Родственники осужденных планируют добиваться пересмотра наказания.

— Считаю обвинение несправедливым. В основу приговора легли показания потерпевших, которые на протяжении следствия только и делали, что путались в собственных словах. Мы считаем, что это оговор, — резка в суждениях сестра Алексея Табакаева Анастасия Богданова. — Готовим апелляционную жалобу, потому что не готовы смириться с тем, что наши близкие, которые стольким людям помогли вернуться к нормальной жизни, будут находиться за решеткой.

Михаил Потапов

Также читайте