В Усть-Каменогорске пенсионеров, навещавших пациентов хосписа, оштрафовали за молитвы

29 января 2017, 4:25
Сейчас читают:
В Усть-Каменогорске пенсионеров, навещавших пациентов хосписа, оштрафовали за молитвы В Усть-Каменогорске пенсионеров, навещавших пациентов хосписа, оштрафовали за молитвы
В Усть-Каменогорске пенсионеров, навещавших пациентов хосписа, оштрафовали за молитвы
Надежда Красильникова (слева) и Лидия Косатова недоумевают — за что их наказали?
Фото Виктор Абакумов

Как оказалось, совершая благое дело, можно нарваться на крупный штраф. Троих пожилых прихожанок церкви евангельских христиан-баптистов "Родник" признали виновными в нарушении законодательства РК о религиозной деятельности. В качестве волонтеров они ухаживали за больными стариками, заботились об их досуге и читали молитвы. Именно последнее посчитали нарушением, из-за которого пенсионерок наказали в судебном порядке. В ситуации разбирался корреспондент YK-news.kz.

Чёрная пятница

14 октября 2016 года. Трое пожилых волонтеров церкви "Родник" — 63-летняя Надежда Красильникова, 72-летняя Лидия Косатова и 61-летняя Людмила Кеберле, — как обычно, отправились в хоспис "Жандаурен" на улице Вострецова. По словам представителей церкви, община баптистов на протяжении десяти лет оказывала помощь богоугодному заведению: дарила кровати, инвалидные кресла, ходунки, постельное белье и одежду. Волонтеры проводили со стариками время — приходили по пятницам, беседовали, пили чай, пели русские народные песни и старые хиты из советских кинофильмов. А еще молились вместе с постояльцами.

— Пациенты чувствовали себя лучше, когда приходили эти женщины, — рассказывает менеджер хосписа "Жандаурен" Оксана Вербецкая. — Волонтеры нам здорово помогали.

— Нам не раз звонили из хосписа с приглашением приехать, говорили, мол, ждут вас наши подопечные, — вторит ей старший пастор церкви "Родник" Владимир Вольф.

...В тот пятничный день пенсионерки накрыли стол для постояльцев хосписа, прочитали молитву в благодарность за пищу. И тут внезапно нагрянули сотрудники полиции.

— Полицейские оцепили здание, не давали никому зайти внутрь, дождались, пока люди сядут за стол, затем прошли в комнаты, где находились наши пациенты, — рассказала врач хосписа Валентина Кочегарова. — Нас всех допросили.

— Это было настоящее шоу, — вспоминает одна из волонтеров Надежда Красильникова. — Ради нас устроили спецоперацию, как для настоящих преступников, все снимали на камеру.

Оказывается, в полицию поступил сигнал о незаконной религиозной деятельности.

— Сложно предположить, кто его написал, — говорит Оксана Вербецкая. — Но этот человек хорошо знал расписание, по которому волонтеры приходили к нам.

У перепуганных стариков, их гостей и медперсонала взяли показания.

Милосердие и наказание

Управление по делам религий ВКО составило на пожилых волонтеров административные протоколы по статье "Нарушение установленных законодательством Республики Казахстан требований к проведению религиозных обрядов, церемоний и (или) собраний". Материалы были переданы в специализированный административный суд Усть-Каменогорска.

В зале суда Красильникова, Косатова и Кеберле вину не признали и пояснили, что никакие религиозные обряды и церемонии они не проводили. А молитва — обычное дело для любого верующего человека — не является религиозным обрядом.

Позицию церкви "Родник" в суде поддержал председатель общественного объединения "Единство" Сергей Лебедев, выступавший на заседаниях в качестве эксперта по религиозной деятельности. Цитата из его заключения: "Молитва — это обращение к Богу и святым. Просто чтение молитвы не является религиозным обрядом, обряд — это совокупность установленных обычаем действий, связанных с выполнением религиозных предписаний или с бытовыми традициями". Господин Лебедев пояснил, что не считает женщин виновными.

Интересно, что в управлении по делам религий отчасти разделяют эту точку зрения.

— Если бы прихожанки церкви "Родник" доказали, что молились вместе с пациентами по их просьбе, то избежали бы административной ответственности, — считает главный специалист отдела анализа и мониторинга религиозной ситуации управления по делам религий ВКО Куанышбек Туткушев.

К сожалению, поговорить с представителем управления по делам религий Ельдаром Мейрбаевым, который составлял протокол, не удалось. Чиновник отказался встречаться с корреспондентом YK-news.kz, сославшись на то, что он находится в отпуске.

Из постановления суда следует, что пенсионерки действовали по устной договоренности с руководством хосписа, но отсутствовало согласие пациентов и их родных на проведение ритуальных обрядов.

— Согласие было! — излагает свое мнение Владимир Вольф. — Но в суде это не взяли во внимание, хотя у нас есть все необходимые подписи.

Как говорит пастор, взаимодействие с пациентами строилось на добровольной основе.

— Наши волонтеры никого не заставляли молиться, — утверждает Владимир Филиппович. — Они накрывали стол, кто хотел, тот за него садился. Затем разносили пищу по палатам и спрашивали, кому нужна помощь. Люди молились только по своему желанию.

Специализированный административный суд Усть-Каменогорска вынес обвинительное постановление. Троих пенсионерок оштрафовали на 50 МРП (106 050 тенге) с приостановлением деятельности на три месяца. Учитывая пожилой возраст волонтеров, сумму штрафа снизили на 30 процентов. Каждой из женщин пришлось выплатить в казну 74235 тенге. Погасить штрафы помогла церковь.

Молитва в изгнании

Представители церкви "Родник" подали апелляционную жалобу. В ней адвокат волонтёров Галина Хван указывает, что, согласно Закону РК "О религиозной деятельности и религиозных объединениях", сакральные обряды запрещены в госорганах, в зданиях, принадлежащих Вооруженным силам, на территории правоохранительных органов и судов, в организациях образования, за исключением духовных учреждений. Ни к одной из этих категорий хоспис не относится. Также защитник указала, что по закону к пациенту по его просьбе, в случае ритуальной необходимости, могут пригласить священнослужителя. Закон не содержит объяснения, что такое "ритуальная необходимость", но, по мнению госпожи Хван, законодатель имел в виду крещение, причащение, исповедь и тому подобное. Ничего из этого волонтёры не проводили. Произнесение благодарственной молитвы перед приемом пищи, а также чтение "Отче наш" являются традиционными для той веры, которую исповедуют пенсионерки. "Наложение взыскания за соблюдение религиозной традиции является прямым нарушением права человека на свободу исповедания выбранной религии", — говорится в жалобе адвоката Хван.

Областной суд, изучив эти доводы, оставил постановление суда первой инстанции без изменения. Аргументы те же самые — молиться можно только в строго отведенных для этого местах. А молитва в хосписе есть прямое нарушение закона.

Пастор Владимир Вольф говорит, что не намерен сдаваться — готовятся жалобы в Генеральную прокуратуру и Парламент.

— Мне очень обидно, что нас фактически наказали за милосердие и запретили делать людям добро, — с горечью говорит Надежда Красильникова. — Молитва — это обычное обращение к Богу, часть жизни любого верующего. Здесь нет никакого нарушения! Мы тяжело переживаем случившееся. Наша подруга Людмила Кеберле после всего пережитого заболела.

В хосписе рассказали, что пока церковь "Родник" вынужденно не оказывает заведению для неизлечимо больных людей никакой помощи.

— Все в растерянности. Мы не знаем, как поступать дальше, — сокрушается менеджер хосписа. — Из-за этой ситуации охоту заниматься благотворительностью могут отбить у любой организации.

Пациенты хосписа расстроены тем, что старые знакомые их не навещают, но надеются, что рано или поздно они вернутся.

— Нам звонят эти старики и плачут, — делится Владимир Вольф. — Спрашивают: "Вы когда вернетесь?" Не знаем, что им ответить...

От редакции.

На наш взгляд, эта ситуация демонстрирует несовершенство казахстанского законодательства о религиозной деятельности. Государство должно заботиться о том, чтобы граждане не оказались под влиянием излишне ретивых представителей конфессий. Чтобы людям не навязывали представление о том, кому и как им следует молиться. Это понятно. Однако в законе о религиозных объединениях нет развернутых формулировок, которые помогли бы четко разграничить, что допустимо, а что за пределами норм. Это тонкая грань. Но если ее не определить, то очень легко оттолкнуть тех, кто готов, к примеру, соблюдая правила, навещать в хосписе безнадежных больных. Ведь будем честны, очереди туда не выстраиваются.

Михаил Потапов

Также читайте