В чём особенность новых электросчётчиков, которые устанавливают в жилых домах?

14 ноября 2015, 11:38
Сейчас читают:
В чём особенность новых электросчётчиков, которые устанавливают в жилых домах? В чём особенность новых электросчётчиков, которые устанавливают в жилых домах?
В чём особенность новых электросчётчиков, которые устанавливают в жилых домах?

В ближайшие пять лет в Усть-Каменогорске все приборы учета электроэнергии заменят на электронные, да еще и с модемом. Это значит, что снимать показания будут не контролеры с блокнотами, как сейчас, а компьютер. Кампания по замене привычных "крутилок" на высокотехнологичные приборы все ширится: только в нашем городе до конца декабря АО "ВК РЭК" планирует установить более 22 тысяч приборов учета — так на языке энергетиков называются счетчики, передает корреспондент YK-news.kz. Полное их наименование звучит еще громче: приборы автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ).

Что такое счётчик типа АСКУЭ и как он работает?

Прибор учета электроэнергии типа АСКУЭ внешне не отличается от обычного электронного счетчика, если не считать того, что на его циферблате все время бегут цифры и буквы, о которых речь пойдет ниже. 

Внутри же все по-другому. В счетчик типа АСКУЭ встроен специальный модем. Он передает в ВК РЭК показания о потребленной энергии и другие технические данные, которые в любой момент могут считать сотрудники энергопередающей компании, не выходя из офиса.

Кроме того, устройство снабжено электронными часами. А значит, если клиент захочет, прибор типа АСКУЭ сможет учитывать и потребление по так называемым тарифным зонам. Тогда использованные ночью киловатты окажутся значительно дешевле дневных (подробнее о тарифных зонах можно узнать в ТОО "Шыгысэнерготрейд").

В ВК РЭК говорят, что каждый потребитель в состоянии самостоятельно прочитать показания своего высокотехнологичного счетчика. На деле это не так просто.

В специальном окошке счетчика электроэнергии отображается друг за другом целый список параметров на манер бегущей строки. Вот они в порядке появления на экране: текущее время, дата, идентификационный номер счетчика, передаточное число, суммарная активная энергия (то есть количество потребленных за месяц киловатт-часов), активная энергия по зонам суток (важно для тех, кто пользуется тарифом по времени суток), максимальная мощность за текущий месяц, напряжение сети, ток, текущая мощность, общее время работы счетчика с момента подключения. Таким образом, чтобы прочитать данные с экрана, в ВК РЭК советуют дождаться отображения текущей даты, и третьим после нее параметром будет количество потребленной за месяц энергии.

Что выгоднее для потребителя: новый прибор или традиционные счётчики?

В целом выгод с АСКУЭ довольно много. В первую очередь, новые электронные счетчики имеют более высокий класс точности — 1 вместо обычных 2-2,5. Значит, они почти не допускают потерь и ошибок в показаниях.

Во-вторых, они позволяют снимать показания точно за месяц: с первого часа первого дня до 00:00 последнего дня месяца. Раньше, как известно, это было невозможно из-за того, что показания снимали контролеры, а те просто не могли обойти все дома своего участка за один день.

И, наконец, поверка новых счетчиков теперь — головная боль ВК РЭК, которой они принадлежат и которая должна платить не только за их установку, но и за контроль точности. Прежде об этом должен был беспокоиться потребитель.

Однако стоит обратить внимание, что и отключать потребителей за долги ВК РЭК теперь сможет гораздо оперативнее.

Как с новым счётчиком отключают свет за неуплату и как подключают снова?

Схема тут простая: если на 25 число месяца, следующего за расчетным, у вас еще значится долг, специальная программа формирует список на отключение. Например, если после 25 ноября окажется, что вы еще не заплатили за свет в октябре — готовьте свечи. Эти правила действовали и раньше. Только теперь отключать должников становится гораздо проще.

Прежде, со старой системой, на отключение выезжала бригада, которая открывала щиток в доме и ставила пломбу на счетчике. С системой АСКУЭ отключение производится прямо из ВК РЭК, поэтому потребителям придется внимательнее следить за своими счетами. В следующем ответе на вопрос читайте, как избежать "темных времен".

Подключать абонента, который погасил свои долги, тоже будут дистанционно.

Тут стоит отметить, что полностью система АСКУЭ в Усть-Каменогорске еще не заработала, и, как нам сообщили в ВК РЭК, до конца года будет идти ее отладка. Из-за этого некоторые счетчики типа АСКУЭ пока работают по старинке. А значит, и отключение-подключение ведется, как в старые добрые времена: бригада электриков, отвертка, пломба.

Нас бы это не особенно касалось, если бы не одна тонкость. Платить за подключение после оплаты долга со счетчиком, не подключенным к системе, надо тоже по-старому: 2 365 тенге. А вот тем, у кого приборы типа АСКУЭ уже введены а эксплуатацию, придется раскошелиться на 716 тенге.

Исключение составляют только те, кому "обрезали" свет за неуплату впервые. В первый раз подключение бесплатное, вам просто надо погасить долг. "Рецидивистам" же таких преференций не обещают.

После оплаты долга потребитель с квитанцией должен приехать в ТОО "Шыгысэнерготрейд", тогда его внесут в список на подключение на следующий день.

Как избежать неожиданных отключений?

Следить за счетами — дело непростое. Но ТОО "Шыгысэнерготрейд" предлагает целый список услуг, которые помогают его облегчить.

Во-первых, это услуга "Автодозвон". Приходите в офис компании по улице Ворошилова, 156 (напротив БСМП), оставляете там заявление с указанием своего домашнего телефона — и при наличии долга автомат напомнит вам, что пора заплатить за свет. Так же по заявлению вам могут высылать счета на электронную почту. Это бесплатно.

Если не пожалеете 30 тенге в месяц, то по вашему заявлению на мобильный телефон вам будут высылать СМС с суммой текущего долга. Столько же стоит дополнительный запрос через мобильный. Отправляете СМС с номером вашего лицевого счета на номер 3310, в ответ приходит сообщение с информацией о сумме долга.

Ну и по-прежнему на любой вопрос вам ответят в контакт-центре 700-555.

На сайте Шыгысэнерготрейда shygys.kz выложены адреса, по которым можно заплатить за свет. Есть также данные, сколько стоит квитанция. В офисе компании недавно установили терминалы, через которые можно платить без комиссии.

Куда позвонить, если у вас в квартире отключили электроэнергию?

Уточнить причины, по которым в доме нет света (техническая неисправность, плановое отключение, долг и т. д.) можно по телефонам: 700-555 — контакт-центр, 29-37-43 — техник по режимам усть-каменогорского районного сетевого участка.

Кому принадлежат счётчики АСКУЭ? Сколько они стоят и кто несёт ответственность за их сохранность?

Цена приборов типа АСКУЭ зависит от их марки. Однофазный "Орман", к примеру, стоит от 15 600 тенге, а трехфазный "Дала" — от 31 300 тенге. Одно приятно: замену прежних счетчиков на новые высокотехнологичные АО "ВК РЭК" выполняет за свой счет.

Разумеется, в конечном итоге за них все равно заплатит потребитель, потому что стоимость инвестиционной программы входит в тариф. Но тут уж ничего не поделаешь, идея установки приборов АСКУЭ принадлежит правительству Казахстана (Постановление № 473 "Об утверждении Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства РК на 2011-2020 годы" вышло в апреле 2011 года).

Приборы учета находятся в собственности АО "ВК РЭК". Но вот на вопрос, кто несет ответственность за их сохранность, ясного правового ответа пока не выработано. Поэтому энергетики обещают разбираться в каждом случае отдельно: кто окажется виноват в порче дорогостоящего имущества — тот и платит.

Представляют ли приборы АСКУЭ ценность для потенциальных преступников? Можно ли их "подкрутить", как это делают с обычными электросчётчиками?

Никакой ценности для потенциальных преступников подобные приборы учета не имеют. Они предназначены для работы только в автоматизированных системах учета. При этом каждый прибор имеет индивидуальный электронный номер, по которому украденный счетчик легко отследить.

"Подкрутить" прибор АСКУЭ тоже невозможно. Прибор полностью электронный.

Требуют ли приборы поверки? В какой срок и за чей счёт надо ее проводить?

Межповерочный интервал приборов учета типа АСКУЭ зависит от вида счетчика. Однофазный "Орман" и трехфазный "Дала" имеют межповерочный интервал восемь лет. Но в любом случае поверка приборов учета бытового потребления проводится за счет энергопередающей организации.

Обязательно ли нужно быть дома, когда в многоэтажке массово заменяют старые приборы учёта на АСКУЭ?

Строгого требования нет, но для потребителя лучше, если он или кто-то из соседей окажется дома. Тогда им смогут лично передать старый счетчик и объяснить, как пользоваться новым. Просто следите за объявлениями на подъездах — АО "ВК РЭК" предупреждает о предстоящей замене заранее.

Вправе ли хозяин дома отказаться от установки прибора учёта? Если да, то как и при каких условиях он может это сделать?

Пункты 38 и 39 новых Правил пользования электроэнергией говорят: если у энергопередающей организаций есть возможность установить АСКУЭ и затраты по установке включены в тариф, замена старых приборов учета обязательна. Это требование к энергопередающей организации. Но его можно распространить и на потребителя как вторую сторону процесса. Поэтому, делают вывод в ВК РЭК, новые правила обязывают и потребителя к содействию в установке новых счетчиков.

Нам же остается лишь добавить, что в Усть-Каменогорске АО "ВК РЭК" планирует завершить массовую установку приборов АСКУЭ до 2020 года, а по области — до 2035 года.

Ольга Пинэко-Скворцова

Также читайте