Девочку выгнали с занятий за то, что она пришла в школу в хиджабе

12 сентября 2014, 7:43
Сейчас читают:
На прошлой неделе в Семее разразился скандал: 15-летнюю школьницу Айзере Шынгысбаеву отстранили от уроков из-за хиджаба, который она предпочла единой школьной форме. В ответ отец девочки заявил на директора учебного заведения в полицию! Могут ли восточноказахстанские ученики посещать занятия в специфичной одежде, демонстрирующей их религиозность? И почему эхо "платочного" скандала докатилось до прокуратуры? Это выяснял корреспондент YK-news.kz.

Сорвать покровы

Как рассказали родители девятиклассницы корреспонденту республиканской газеты "Время", пять лет назад их многодетная семья переехала в Семей из Алматы.

- Айзере мы отдали в местную интеллектуальную школу первого президента, которую нам рекомендовали как лучшую в городе, - объясняет мама девочки Жанар Тамашева. - Мы с мужем – практикующие мусульмане. Воспитываем своих детей, придерживаясь норм шариата. Но в то же время не хотим ущемлять их в хорошем образовании. Айзере – отличница. Ее фотография висит на Доске почета в школе, в которую 1 сентября ей не дали даже зайти.

Родители девочки пояснили, что пошили школьную форму дочери в соответствии с нормами шариата: юбка в пол, блузка с длинными рукавами и платок. При этом постарались, чтобы одежда максимально походила на форму ее одноклассниц, поэтому использовали стандартную для всех учеников ткань.

- Раньше Айзере мало чем отличалась от других девочек, - говорит Жанар Тамашева. - Но в этом году ей исполнилось 15 лет. По законам ислама девочка в этом возрасте надевает длинную юбку и платок. Я заранее сходила в школу, предупредила директора – мы придем в платке. Он сразу сказал: нет – и точка! Однако, зная, что он не имеет права нам отказывать, мы сделали по-своему. В итоге дочку не хотели пускать на линейку 1 сентября, но мы все-таки приняли в ней участие. А на классный час дочь уже не попала. Потом директор школы пригласил отца к себе. Они очень долго беседовали, в результате каждый остался при своем мнении. После этого разговора нас попросили покинуть пределы школы.

По словам родителей Айзере, их шокировало поведение директора учебного заведения, поэтому они написали на него заявление в местный отдел полиции.

- Не допуская Айзере к занятиям из-за мусульманского платка, директор школы нарушает статью 141 Уголовного кодекса, предусматривающую наказание за "прямое или косвенное ограничение прав или свобод человека по мотивам происхождения, пола, расы, отношения к религии, убеждений" и т. д., - считают родители девочки.

Сейчас Айзере – единственная девочка в школе, которая носит хиджаб. По мнению ее родителей, одноклассников дочери нисколько не смутил ее внешний вид.

- Мы очень переживали по этому поводу, но ребята встретили Айзере очень тепло, - пояснила Жанар Тамашева.

Носить - не выносить

В столичном представительстве автономной организации образования "Назарбаев интеллектуальные школы" (АОО НИШ), в подчинении которой находится и школа в Семее, пояснили, что пока разрешили Айзере Шынгысбаевой посещать занятия в религиозной одежде.

- Однако родителей предупреждают о запрете на ношение хиджаба при поступлении детей в школу, это отражено в договоре, - заявила корреспондентам республиканских СМИ пресс-секретарь организации Айгерим Кали. - Если это правило противоречило взглядам мамы и папы Айзере, почему они еще тогда не выбрали другое учебное заведение, близкое им по духу? Но нет, они дождались достижения их дочерью пятнадцати лет, когда девочка, по их словам, обязана покрыть голову платком! Зачем сейчас устраивать шоу?

Родители девочки так ответили на это:

- Я не отрицаю, что при зачислении Айзере в школу должна была подписать договор, - отмечает мама девочки Жанар Тамашева. - Но этот момент просто выпал из памяти. Возможно, потому что все делала на бегу: дети тогда были слишком маленькие. У меня даже нет на руках копии договора. Буду искать.

ПлаТОК и напряжение

В областном управлении образования придерживаются четкой позиции в отношении хиджаба и другой религиозной одежды в стенах учебных заведений.

- В соответствии с Законами РК "Об образовании" и "О религиозной деятельности и религиозных объединениях", государственная система образования в республике, за исключением духовных организаций образования, носит светский характер, - ответила на вопросы корреспондента YK-news.kz заместитель руководителя ведомства Лариса Глазовская. - В связи с этим в общеобразовательных школах области введена единая школьная форма, которая дисциплинирует и подчеркивает статус школьника, не разделяя детей по социальному, национальному, религиозному и иному признаку. Ношение платка или другой религиозной одежды может повлечь за собой различные негативные последствия, вплоть до религиозных конфликтов среди детей.

- Имеет ли право администрация учебного заведения не пустить на занятия ребенка, который носит религиозную одежду?

- В уставе каждой школы прописан порядок ношения единой школьной формы. Администрация учебных заведений вправе потребовать от учащихся не носить религиозную одежду и соблюдать устав школы.

В школе, где учится девочка, уверяют, что точку в этом вопросе пока ставить рано.

- Мы изначально не запрещали Айзере ходить в школу, но вопрос по поводу ее одежды требовал детального разбирательства, - пояснил директор семейской "Назарбаев интеллектуальной школы" Багдан Кайыржанов. - Сейчас областная прокуратура, правоохранительные органы, управление по делам религии, управление образования и центральный аппарат "Назарбаев интеллектуальных школ" решают, как быть. Либо будет организована специальная комиссия, либо иной формат, при котором профильные ведомства придут к выводу, как действовать в будущем в похожих ситуациях: разрешать в учебных заведениях религиозную одежду или нет. Пока Айзере позволили посещать школу в выбранной ею одежде до завершения разбирательства.

Дела религии

Однако представители духовенства считают, что школьники, как и другие граждане Казахстана, имеют право на свободу вероисповедания, которая выражается в том числе и в ношении религиозной одежды.

- Религиозные служащие будут в первую очередь на стороне шариата, - поделился с нашей газетой своим мнением главный имам центральной мечети Усть-Каменогорска Нурлан кажы Асанов. - Шариат велит укрываться женщинам с момента совершеннолетия, по исламу это – 15 лет. Тем более, если родители поддерживают намерение девушки. Главное, чтобы школьница хорошо училась и у нее было примерное поведение, а выбор одежды и вероисповедания – ее конституционное право. Важно, чтобы одежда соответствовала этическим нормам. Да, у нас светское государство, но светская одежда обязательна в том случае, если есть определенная норма, узаконенная государством. К примеру, форма военных или медиков узаконена. Что касается школьной формы, каждое учебное заведение самостоятельно устанавливает форму для учеников, закон это никак не регламентирует. Если бы была единая по стране форма, утвержденная законом, как когда-то в Советском Союзе, – это уже другое дело.

В Министерстве образования и науки РК на пресс-конференции с участием республиканских СМИ подтвердили, что в республике законодательно не регулируется ношение хиджабов в учебных заведениях. Однако учащиеся должны соблюдать внутренний распорядок учреждений образования, в том числе и в части принятой формы одежды.

Самое интересное, что "приоткрыл лицо" столь деликатной проблемы и сам президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Несколько лет назад он уже прокомментировал республиканским СМИ возможность ношения хиджабов в образовательных учреждениях.

- В школах, институтах молодежь начинает носить хиджабы и паранджу. Я всегда был против этого, - сообщил глава государства на встрече с представителями творческой интеллигенции в Туркестане в 2011 году. - Казахские женщины никогда не носили хиджабы и паранджу и не прятали лица. Мы с уважением относимся ко всем представителям мусульманства, но у нас своя дорога.

Анастасия Строкова

Также читайте