Золушка с Красной Пресни. Увидел девушку на параде Победы — и пропал!

8 мая 2018, 4:23
Сейчас читают:
Золушка с Красной Пресни. Увидел девушку на параде Победы — и пропал! Золушка с Красной Пресни. Увидел девушку на параде Победы — и пропал!
Золушка с Красной Пресни. Увидел девушку на параде Победы — и пропал!
Пелагея и Иван Малютины с дочерьми
Фото из семейного архива Малютиных

Они встретились в Москве на фоне поверженных фашистских знамен — раненый разведчик из Восточного Казахстана и юная девушка из Сибири. И больше не расставались.

Пелагея Панькина рано осталась без матери. Отец, напившись в очередной раз, так избил бедную женщину, что на ноги она уже не встала. Все, что помнила о маме восьмилетняя Поля, была коса, свешивавшаяся на пол с русской печки. Вскоре отец женился во второй раз. И началась у девочки жизнь, как в страшной сказке, где злая мачеха вздохнуть не дает кроткой падчерице. Делала всю работу по дому да терпела упреки и колотушки. Платьишки носила, пока не разлезутся. По приказу мачехи нянчила соседских ребятишек, пока родители трудились в поле.

Совсем невыносимо стало, когда Поля повзрослела. Как на грех, несмотря на бескормицу и тяжелый труд, девушка похорошела. Постройнела, оформилась, утончились иконописные черты лица, отросла русая с рыжиной коса – до самых коленок! Мачеха от зависти совсем взбесилась.

Собрала Поля свои нехитрые пожитки да и сбежала из сибирского Тобольска, где в то время обреталась семья, в город Омск. Там как раз объявили набор учащихся в ФЗО на штукатуров. Обещали стипендию и общежитие.

А потом началась война. И девчонок-штукатурщиц отправили восстанавливать Москву после налетов германской авиации. Поселилась девушка в общежитии на Красной Пресне. Сначала было голодно и страшно. Но когда фашистов отбросили от Москвы, молодых работниц отправили на элеватор. Вопреки строгому запрету, девчонкам иногда удавалось вынести немного крупы, насыпав ее в лифчики. Так и кормились.

Судьба девушки сделала крутой поворот 24 июня 1945 года. В выходной день Поля с восторгом глядела, как и вся Москва, как гарцевал по Красной площади на сером жеребце сам маршал Жуков, принимая первый Парад Победы. Как швыряли низложенные немецкие штандарты на деревянный помост у подножия мавзолея Ленина. После парада Поля и ее товарки собрались на день рождения к подруге. Зашли в гастроном. Поля испугалась, когда почувствовала на себе горячий взгляд. А смотрел на нее, не отрывая глаз, высокий белокурый солдат, что шел за девчонками от самой площади. Косая сажень в плечах, кружок медали на груди, озорные искорки в глазах.

Познакомились. Иван Малютин был родом из города Благовещенска, призвался на фронт в составе моторизованной военной разведки. И почти сразу же был ранен. В мотоцикл, на котором ездил молодой разведчик, попали осколки бомбы. Чудом выжил солдат, был комиссован и до конца войны возил одного из советских военачальников. Увидел на параде Победы Полю — и пропал!

Сначала девушка его опасалась. Сильный, высокий, за голенищем военного сапога — нож. Всюду появлялся с пленным немцем, который служил механиком при его машине. Но потом оказалось, что немец совсем не страшный, а очень даже неплохо играет на гармонике, под которую так здорово устраивать танцы. Да и намерения у солдата были самые что ни на есть серьезные. На следующий же год пара поженилась, у них родилась дочь. А еще через год увез солдат супругу в Казахстан. Так Пелагея Емельяновна оказалась сначала в Алма-Атинской области, а затем и в Усть-Каменогорске. Поначалу не складывались отношения со свекровью, жившей по строгим старообрядческим законам. Но рядом всегда были заботливый муж и две дочки-помощницы: Людмила и Любовь. До самой смерти Ивана Викторовича в 1976 году они были неразлучны — такой крепкой оказалась любовь, рожденная вместе с Победой.

Елена Мацковская

Также читайте