Их не догонят...

20 апреля 2013, 2:43
Сейчас читают:
"С места происшествия скрылся". Это не просто цитата из полицейского протокола. Порой так звучит смертный приговор
Что заставляет водителей сбегать с места ДТП и оставлять без помощи сбитых ими людей? Можно ли найти беглеца и какое наказание может ему грозить? И почему иногда пешеходы сами являются виновниками дорожных происшествий? В этом материале мы попытались ответить на все вопросы.

Бросил умирать

В последнее время случаи бегства водителей сотрудники дорожной полиции фиксируют один за другим. Как сообщает пресс-служба ДВД ВКО, за два последних месяца 2012 года и два первых месяца 2013 года по области зарегистрировано 33 такие аварии, в которых один пострадавший скончался и 32 пешехода получили травмы различной степени тяжести. Каждый месяц происходят новые случаи, пополняющие и без того печальную статистику аварий.

26 января на обочине трассы Маканчи – Жаланашколь полицейские обнаружили труп мужчины. В 25 метрах от него валялись фрагменты автомобиля. О погибшем известно немногое: азиатской национальности, возраст – 55-60 лет.

В Усть-Каменогорске 15 февраля под колеса "Газели", груженной досками, попал 13-летний подросток. Парень получил сильные ушибы ноги и предплечья. Водитель направлялся со стороны Лесхоза в сторону улицы Питерских Коммунаров. Сбитый школьник остался лежать на дороге, а водитель уехал.

26 марта произошла страшная авария в Семее. Под колесами "Субару" оказались сразу два пешехода. От полученных травм один из них скончался на месте, второй попал в реанимацию. Водитель скрылся с места ДТП. Через несколько часов его все же нашли по горячим следам. Возбуждено уголовное дело.

3 апреля в селе Перевальное Глубоковского района автомобиль БМВ сбил 12-летнюю девочку и 56-летнюю женщину. По данным областного управления дорожной полиции, инцидент произошел на улице Березовской. После того как водитель сбил пешеходов, он не стал оказывать им помощь, а поспешил скрыться. Его, конечно, разыскивают. И, скорее всего, найдут.

Сбежал от ответственности

В 2012 году 680 водителей скрылись с места ДТП. Из них найдены и привлечены к ответственности 640. Выясняя причины поведения водителей-беглецов, мы обратились с вопросами к начальнику отдела розыска УДП ДВД ВКО Мадияру Урунбасарову.

– Мадияр Дусанбаевич, скажите, что грозит водителю, который скрылся с места аварии?

– Административное наказание. За оставление места происшествия автомобилиста могут лишить прав на один год. Уголовная ответственность наступает, если ДТП закончилось смертельным исходом для одного или нескольких пешеходов. Нарушитель может оказаться за решеткой сроком до 10 лет.

Но если водитель оставляет место ДТП с целью помочь пострадавшему, то с него снимается ответственность или же на суде этот факт будет рассмотрен как положительно характеризующий водителя.

– Какими причинами водители мотивируют оставление места ДТП?

– Часто водители не имеют с собой полного пакета документов. К примеру, страховки, талона техосмотра или даже прав. Бывает, человек садится за руль в нетрезвом состоянии, поэтому решает покинуть место ДТП. Ну и конечно, такое поведение говорит о низком уровне воспитания. Причиной может являться и незнание закона. Хотя, как известно, от ответственности это не освобождает.

Законодательный пробел

Скорее всего, водители как раз знакомы с нашим законодательством. И понимают, что факт оставления места происшествия особенно не повлияет на меру наказания. За примерами далеко ходить не надо.

6 июня 2010 года на загородной трассе "Опель" заглох и остановился на краю проезжей части. Водитель вышел из машины, захлопнул дверь и... тут же был сбит проезжавшим на большой скорости автомобилем. Мужчина погиб мгновенно. Водитель второй машины остановил автомобиль только через 150 метров, осмотрел повреждения и скрылся. Затем бросил машину в ближайшем селе, а до Усть-Каменогорска добрался на попутке. По его словам, дома он выпил водки. Инспекторы дорожной полиции той же ночью обнаружили брошенное транспортное средство. Следственно-оперативная группа произвела осмотр автомобиля и места происшествия. Скорость определить не представилось возможным, потому что не было тормозного следа. Освидетельствование на алкогольное опьянение проводилось после явки с повинной, на следующие сутки, и показало отсутствие опьянения. В результате следственного эксперимента было установлено, что предотвратить ДТП было невозможно. Водитель был освобожден от ответственности.

Эту ситуацию прокомментировал редактор агентства правовой информации и журналистских расследований "Витязь" Алексей Божков. В свое время он занимался подробным анализом этой аварии. Вот что он думает по этому поводу:

– Оставление места ДТП – тема обширная и спорная. И, на мой взгляд, эта проблема будет только усугубляться. Дело в том, что ответственность за оставление места аварии наступает лишь для лица, нарушившего ПДД, в результате чего наступили тяжкие последствия. Вот и получается: если был сбит пешеход, а нарушения правил со стороны водителя не было установлено – соответственно, не последует уголовной ответственности. Почему я говорю "не было установлено", а не просто "нарушения не было"? Потому что, как это ни парадоксально, иногда орган уголовного преследования не может доказать наличие нарушения и его причинно-следственную связь с ДТП! А водители с годами становятся более "продвинутыми" знатоками своих прав, способов ущемления чужих прав и обхода законов. В некоторых ситуациях, конечно, можно привлечь водителя-беглеца по статье 119 УК РК "Оставление в опасности". Однако, если потерпевший погиб на месте, то в действиях водителя отсутствует состав преступления. И бессильной государственной машине остается только привлекать его к административной ответственности по статье 469 КоАП РК "Оставление места дорожно-транспортного происшествия", лишая водителя права на управление на год. А потому, если государство действительно ставит высшей ценностью жизнь человека, то ему нужно разграничить диспозиции статей 296 "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее за собой смерть" и 297 "Оставление места ДТП", чтобы водитель, оставивший место ДТП, в любом случае привлекался к уголовной ответственности.

Пешеходы тоже бывают с "приветом"

По мнению сотрудников дорожной полиции и врачей травматологического отделения больницы № 2 (БСМП) города Усть-Каменогорска, нередко сами пешеходы провоцируют ДТП. Например, 22 февраля неизвестный водитель на автомобиле темно-синего цвета сбил 42-летнюю женщину на улице Бажова и поспешил скрыться с места происшествия. Пострадавшую госпитализировали. Оказалось, что в прошлом году она уже побывала в подобной ситуации. Впоследствии сотрудники дорожной полиции сообщили, что у потерпевшей есть нехорошая привычка, будучи подшофе, останавливать машины прямо на проезжей части.

Травматолог Александр Алефиров выразил свое мнение по поводу подобных пешеходов:

– Такие пациенты – нередкие гости в травматологии. Как правило, эти люди в состоянии опьянения лезут на дорогу. Некоторые даже стараются догнать машину. Вспоминается недавний случай, когда молодой человек в районе Старой Согры пытался во хмелю куда-то добраться автостопом. В итоге его все же довезли прямиком до травматологического отделения. Нетрезвых сбивают часто. Может, поэтому многие водители уезжают с места происшествия, поскольку не чувствуют своей вины.

– Скрывшиеся с места происшествия водители лишь усугубляют свое положение. Ведь зачастую причиной ДТП становится нарушение правил именно пешеходом и ответственность в этом случае несет нарушитель, – вторит врачу начальник отдела розыска УДП Мадияр Урунбасаров. – Если же водитель остается на месте ДТП, всегда есть вероятность, что пострадавший пойдет на примирение и тогда наказание будет ограничено обычным штрафом в 10 МРП. Права в таком случае возвращаются.

Выход есть?

– А что предпринимается дорожной полицией для профилактики и сокращения ДТП с участием пешеходов в Усть-Каменогорске?

– Выявляем случаи нарушения как правил проезда переходов и перекрестков водителями, так и нарушений ПДД пешеходами. По пятницам проводим рейды. Штрафуем и тех, и других. А чтобы пешеходы не думали, что с них взятки гладки, проводим поквартирные обходы, напоминаем о штрафе, ведем беседы и вручаем памятки по безопасности дорожного движения, – резюмирует господин Урунбасаров.

Впрочем, в дорожной полиции понимают, что штрафы – не панацея от всех бед. Нужно создать нормальные условия для движения и пешеходов, и транспорта. Кое-что в этом направлении делается. Ведется замена светофоров, на многих устанавливается обратный отсчет времени, чтобы пешеходам было проще сориентироваться. Вновь открыт подземный пешеходный переход по проспекту Независимости. Составлена проектно-сметная документация на строительство трех надземных пешеходных переходов в Усть-Каменогорске. В районе мечети по проспекту Сатпаева планируется строительство подземного пешеходного перехода. И главный козырь – по всему городу ведется установка высокотехнологичных камер видеонаблюдения, которые позволяют "засечь" аварию со значительного расстояния. Так что можно надеяться, что безымянных "героев" сводок ДТП можно будет найти сразу.

Очевидцев вышеуказанных происшествий и всех, кто владеет какой-либо информацией о водителях, скрывшихся с мест ДТП, просим сообщать в управление дорожной полиции по телефонам: 77-70-81, 77-60-05, 77-46-85 или по телефону 77-46-76 в отдел розыска. Анонимность гарантируется.

Алексей Слонов

Также читайте