Каждый из нас - мишень

2 декабря 2012, 3:46
Сейчас читают:
Туберкулёз лёгких – биологическое оружие современности. Никто не застрахован
В городском маршрутном такси едет пассажир. На вид вполне здоровый крепко сложенный мужчина. «А скоро будет остановка "Тубдиспансер?" - спрашивает он пассажиров. - Я туда ложиться еду». После этой фразы пассажиры маршрутки нервно заерзали. Некоторые предпочли пересесть подальше.

Действительность такова, что больных туберкулёзом легких, в том числе заразной его формой, мы можем встретить и в общественном транспорте, и в магазине, и в развлекательном заведении.

Коварная палочка

- Больные туберкулёзом "гуляют" по области, - искренне признался главный врач Восточно-Казахстанского областного противотуберкулезного диспансера Аскар Зетов.

Причин этому несколько.

На диспансерном учете в ВКО сейчас состоят 153 хронически больных туберкулезом, которые представляют опасность для окружающих.

Неизолированными остаются 36 "хроников". 17 из них отказались от госпитализации. Местонахождение 14 человек и вовсе неизвестно. Пятеро - в тяжелом состоянии. Они не выходят за пределы дома.

- Нет такого нормативно-правового документа, по которому "хроников" можно принудительно госпитализировать, - сетует Аскар Шынтасович. - Они могут написать письменный отказ и беспрепятственно оставаться дома! В розыске находятся лица без определённого места жительства. К их поиску мы намерены подключить полицию.

По научным данным, коварство палочки Коха в том, что она очень жизнеспособна и долго сохраняется в "спящем" состоянии. На снегу - и вовсе неограниченное количество времени. И основной путь попадания бациллы в организм - воздушно-капельный - отметает всякую застрахованность от заражения...

- Заразные больные могут находиться где угодно – в любом общественном месте. Они могут чувствовать себя удовлетворительно, но при этом будут заражать других, - говорит главный врач ВК областного противотуберкулезного диспансера Аскар Зетов. - Один такой больной может "наградить" туберкулёзом до 10-15 человек в год.

Самое опасное, что от "хроника" человек заражается открытой мультирезистентной формой туберкулёза, то есть устойчивой к лекарствам, неподдающейся лечению. Специалисты полагают, что оградить здоровое население от носителей опасной формы туберкулеза можно только одним способом – создать специальный хоспис.

Надо сказать, что семья, в которой выявлен больной туберкулезом (а болезнь всё чаще "косит" не маргиналов, а обычных людей), зачастую довольно быстро оказывается за чертой бедности. Жить становится не на что. Ведь лечение, как правило, занимает год-два. (А теперь помножьте все эти обстоятельства на высокую вероятность того, что заболевший заразит жену и детей!) Естественно, что в это время ни один работодатель не примет такого человека в трудовой коллектив. Если это провинциальный город, село, то не факт, что человек сможет работать и по выздоровлению. Клеймо туберкулёза остается на всю жизнь.

Уходят в "самоволку"

Другая причина, по которой туберкулезные больные свободно разгуливают по улицам, – бегство из стационара.

- Когда я заступил на свою должность, пациенты могли в любое время самовольно покинуть диспансер, уйти по своим делам, не ночевать в больнице, - делится Аскар Зетов. - По 20-30 человек убегали. Сейчас беглецов стало поменьше, но все же... Забор не помогает. Мы работаем над этим вопросом. Планируем по периметру территории установить камеры наблюдения. Провели с больными беседу. Объяснили, что завтра из-за них на больничной койке с туберкулезом могут оказаться их родные. Многие это понимают. Но есть такой сложный контингент пациентов... В основном это бывшие заключенные, которые не хотят придерживаться режима, могут напиться.

Кстати, чахоточные выходцы из тюрем зачастую стараются скрыться - перед освобождением дают ложный адрес, по которому они якобы будут проживать.

В январе мы писали, что больных туберкулезом к тому же госпитализируют не вовремя. Так, в начале этого года 230 больных туберкулезом легких должны были лечь в стационар, но оставались дома, поскольку не было лекарств для их лечения. Другая причина, по которой чахоточных вовремя не кладут в больницу, – нехватка транспорта в противотуберкулезной службе.

- Если у больного открытая форма туберкулеза, то такого человека мы транспортируем санитарным автотранспортом, - заверил Аскар Зетов. - Но другой вопрос, если у человека, скажем, есть кашель, недомогание. Естественно, врачи не знают, туберкулез у него или нет. Пока он доедет до участкового врача, пока пройдет обследование... Чтобы подтвердить или исключить у него туберкулез, нужно сдать мокроту на анализ, как правило, три раза. Пока он проходит это обследование, он пользуется общественным транспортом, ходит на работу, в магазины...

Сейчас в облтубдиспансере появилась возможность диагностировать туберкулез куда быстрее – в течение двух часов. В сентябре в их распоряжение поступило современное оборудование. Оно предоставлено агентством США по международному развитию USAID.

Планов – громадьё

Держать чахотку в узде – одно. Немало нужно сделать и для того, чтобы улучшить условия лечения больных непосредственно в стационаре.

Сегодня главная забота – сделать так, чтобы некоторые помещения противотуберкулезной службы и вовсе не закрыли.

Дело в том, что эксплуатация одного из корпусов диспансера, в котором лечатся больные с заразной формой туберкулеза, приостановлена решением суда. Не могут также работать прачечная, баклаборатория...

По данным департамента госсанэпиднадзора по ВКО, корпус находится в предаварийном состоянии. Дезинфекционные помещения здания деформированы из-за трещин в стенах. Абсолютно везде, в том числе в палатах, в течение последних лет не было ремонта. В плачевном санитарно-техническом состоянии находятся системы водо-, теплоснабжения, канализации.

- Санитарно-гигиеническое состояние палат, манипуляционных кабинетов, санузлов, душевых тоже оставляет желать лучшего, - сообщила заместитель департамента Мадинет Турабаева.

В таком же состоянии прачечная. Канализационная система неисправна, не соблюдаются требования по сортировке и обеззараживанию белья.

Руководство тубдиспансера в спешном порядке пытается устранить выявленные нарушения...

- Начальник облздрава на одной из пресс-конференций сказал, что проще построить новое здание для противотуберкулезного диспансера, чем ремонтировать существующие. Каково ваше мнение?

- Новое здание планируется строить – на 500 мест. Когда – пока точно не известно. Поэтому мы должны обходиться тем, что имеем, - говорит Аскар Зетов. - Но если новое здание будет, это поможет централизовать всю противотуберкулезную службу. Скорее всего, новая больница появится здесь же, в районе Опытного поля. Потому что население уже, в принципе, привыкло, что здесь расположено такое специфичное учреждение. Если в другом районе – людей надо будет морально готовить...

- Детская противотуберкулезная больница вовсе располагается в черте Усть-Каменогорска. Не планируется ли перебазировать её за пределы города?

- Это учреждение может находиться в черте города, поскольку дети там лежат с незаразной формой туберкулеза.

В октябре этого года в тубдиспансере открыли отделение реанимации на шесть коек. Теперь его нужно оборудовать.

В следующем году медики тубдиспансера надеются получить новый рентгеноаппарат, ждут, что в больнице будет смонтирована приточно-вытяжная вентиляция... Острая необходимость есть в помещениях, куда нужно изолировать детей из очага туберкулеза.

- Противотуберкулезная служба в запущенном состоянии. Причем не первый год. Прежний главврач тоже вряд ли сидела сложа руки. Писала заявки, добивалась выделения средств и на ремонт, и на прочие нужды. У вас столько планов... Вы полагаете, будет финансовая поддержка со стороны власти?

- Я думаю, будет. Туберкулез – это, по сути, биологическое оружие, - считает Аскар Зетов. - Страшно представить, что будет, если ему не противостоять...

Также читайте