Какие изменения ждут казахстанских школьников в этом учебном году

В сентябре тысячи мальчиков и девочек из Восточного Казахстана сядут за парты. Этот учебный год готовит детворе немало сюрпризов: например, некоторые ребята получат дополнительный выходной в субботу, а список домашних заданий существенно уменьшится по сравнению с предыдущими годами. Корреспондент YK-news.kz проанализировал новации, связанные с обучением в школах.

Всё обновлённое — просто

В 2017 году казахстанское образование под командованием профильного министерства (МОН РК) продолжает двигаться в заданном ранее направлении. Курс развития обозначили еще в 2015 году, когда объявили о поэтапном переходе на обновленное содержание образования. Пионерами в этом деле стали первоклассники пилотных школ. Им предстояло постигать премудрости нового предмета "Естествознание" и получать знания по новым учебникам, а также проводить опыты, чтобы воочию убедиться в существовании элементарных законов физики. По итогам учебного года пилотные школы продемонстрировали обнадеживающие результаты, и с 2016 года на усовершенствованную систему перевели первоклассников всей страны.

С сентября 2017 года по новой методике предстоит учиться ученикам вторых, пятых и седьмых классов.

— Директорам школ следует обращать особое внимание на учебный процесс в классах, где внедряется обновленное содержание образования, — отметила на августовской конференции педагогов исполняющая обязанности руководителя отдела образования Усть-Каменогорска Гульнар Кистаубаева. — Нужно обеспечить психологическое сопровождение учеников.

Что же скрывается под термином "обновленное содержание"? Материал изложен на основе пояснений чиновников из МОН РК и практикующих учителей из Назарбаев Интеллектуальных школ.

Система образования, действующая много лет в странах советского и постсоветского пространства, была направлена на получение знаний. Сейчас люди признают, что мир меняется, информация распространяется практически молниеносно, разрабатываются новые технологии. Соответственно, специалистам приходится регулярно повышать свою квалификацию, иначе они не смогут работать. Постепенно появляются новые профессии, а некоторые старые, существовавшие веками, уходят в небытие. К тому же объем информации, а следовательно, требуемых знаний увеличивается не по дням, а по часам. Этим и обусловлена необходимость менять систему образования.

Обновленная система образования призвана научить ребенка искать информацию, критически оценивать ее, применять на практике и делать выводы на основе имеющихся данных, а также работать как в команде, так и индивидуально. Например, на уроке физики ребенку не рассказывают о силе трения, а в результате лабораторных опытов добиваются того, что ученик сам формулирует нужные выводы. Еще одна особенность обновленного содержания — интегрированное преподавание предметов. Это означает, что программы дисциплин синхронизированы и темы для изучения тесно связаны между собой.

— Это позволяет сформировать у ребенка общенаучное мышление, — пояснила председатель правления АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы" Куляш Шамшидинова. — Результат апробации обновленного содержания образования показал, что разрыв между детьми с низкой и высокой успеваемостью значительно сократился.

Еще одно новшество — ученики с первого класса выполняют проектные работы, например, первоклассникам предлагают составить собственный букварь с картинками.

Зачем нужна проектная работа, также объяснили специалисты из Назарбаев Интеллектуальных школ.

— Проще всего объяснить это на примере, — говорит заместитель директора Центра педагогических измерений автономной организации образования "Назарбаев Интеллектуальные школы" Айдана Шилибекова. — Раньше ученики для подготовки реферата ходили в библиотеку, собирали информацию, выписывали ее, структурировали, оформляли работы по всем правилам — и только тогда получали хорошие оценки. Сейчас готовые рефераты можно скачать из интернета, и за такую "работу" ученики ожидают и получают высокие баллы. Поэтому на смену рефератам и пришли проектные работы. Во время их выполнения учащиеся должны анализировать данные и формулировать гипотезы.

Готовы ли к такой работе наставники детворы? Власти области уверяют, что учителя региона постепенно проходят курсы повышения квалификации для преподавания предметов по обновленному содержанию.

— Более пяти тысяч учителей мы уже подготовили, — сообщил на августовской конференции педагогов руководитель управления образования ВКО Нургельды Абжапаров. — Еще четыре тысячи специалистов пройдут обучение в ближайшее время.

Образование бесценно

Самая неожиданная особенность новой системы — отсутствие текущих оценок. Каким же образом родители могут оценивать успеваемость своего чада? Такие критерии предусмотрены. Это формативное оценивание, то есть в тетрадях детей учитель указывает, какие знания и умения уже сформировались у ребенка, а какие еще предстоит освоить. А после завершения каждого раздела программы и в конце четверти дети пишут контрольные, за которые ставят оценки. На основе этих результатов и выставляется годовая пятерка или тройка.

— Благодаря этому оценка не становится целью для ребенка, главное — получение образования, знаний и умений, — подытожила Куляш Шамшидинова. — Еще один важный момент: каждый ребенок должен знать, что оценку можно исправить, если достичь определенных результатов. Разработаны четкие критерии оценки, позволяющие исключить субъективный фактор, когда за одну и ту же работу один учитель поставил бы тройку, а другой четверку.

Играй, детвора!

Переход на пятидневную учебную неделю произойдет постепенно. В каком году ученики будут свободны от учебы по субботам?

  • С сентября 2017 года — 1, 2, 5, 7 классы.
  • С сентября 2018 года — 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10 классы.
  • С сентября 2019 года — 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы.

Таким образом, к 2020 году школы полностью перейдут на пятидневную учебную неделю.

Чиновники из органов образования неоднократно подчеркивали, что суббота станет днем для самообразования детей. Такая формулировка вызвала у родителей недоумение: получается, в субботу ученик непременно обязан посещать кружки и секции? В управлении образования области пояснили, что это не так.

— Выходной день каждый человек вправе использовать по своему усмотрению. Это касается не только взрослых, но и детей, — заявил на пресс-конференции руководитель ведомства Нургельды Абжапаров. — Никто не обязывает ученика посещать в этот день факультативные занятия или тренировки. Ребенку и его родителям просто нужно иметь в виду, что двери школ в субботу открыты, и если ученик посещает кружки и секции в учебном заведении, то он может без проблем продолжать ходить туда в субботу.

Лучше отдохни

С этого учебного года мальчикам и девочкам не придется корпеть за учебниками несколько часов кряду. В 2017 году МОН РК утвердил новые правила выполнения домашних заданий, на дом начнут задавать меньше уроков и для их выполнения потребуется меньше времени.

Перед праздничными днями и каникулами домашку и вовсе отменят. Также не станут нагружать детей дополнительными занятиями после контрольных. В старших классах вместо заданий на каждый день планируют выдавать список на четверть. Тогда подросток сможет сам распределять свое время и заниматься в удобном ему темпе. Отметим, что первоклашек вовсе избавят от бдений за учебниками во внеурочное время.

Еще одно новшество — домашние задания по отдельным учебным темам начнут формировать не для всего класса, а для группы детей. Цель нововведения — научить ребят работать в команде.

Конечно, все эти изменения будут происходить постепенно, и вряд ли стоит ждать, что в сентябре десятиклассник получит перечень заданий на первую четверть. Одно можно сказать уверенно: объем домашних заданий заметно сократится для учеников всех классов.

Время выполнения уроков, заданных на дом:

  • 1 класс — нет домашних заданий,
  • 2 класс — до 50 минут,
  • 3 — 4 классы — 70 минут,
  • 5 — 6 классы — 90 минут,
  • 7 — 9 классы — 110 минут,
  • 10 — 11 классы — 130 минут.

Своя ноша тяжела

Родители учеников и врачи уже не первый год сетуют на то, что тяжелые ранцы вредят здоровью школяров. В 2016 году министр МОН РК Ерлан Сагадиев сообщил: для того чтобы облегчить ношу детей, нужно установить в школах шкафчики для хранения учебных принадлежностей.

Приобретать такую мебель должны за счет местного бюджета. Практически во всех областях страны, в том числе и в ВКО, покупка шкафчиков запланирована на ближайшие два года. Возможно, первые "сейфы" для ученической литературы и канцелярии появятся в школах области уже в этом году.

Для всех и каждого

С 2017 года во всех начальных классах страны должны появиться единые базовые учебники. Напомним, что прошлой осенью в Казахстане разработали единые учебные пособия для первого класса. Это необходимо для того, чтобы все юные казахстанцы, севшие за парты, учились по одному учебнику, а не по книжкам, выпущенным разными издательствами. Теперь общий учебник создали для всего начального звена. МОН РК уверяет, что в этом пособии собрали все лучшее, что было в учебной литературе разных авторов.

Два в одном

С сентября в расписании появятся новые дисциплины. Например, учебный предмет "Художественный труд". На этих уроках ученики будут изучать азы изобразительного искусства и трудового обучения.

Первоклашкам предстоит постигнуть элементарные премудрости химии, физики и биологии на уроках естествознания. Эту дисциплину будут преподавать и ученикам вторых классов.

Елена Балова