Как справиться с неожиданной ситуацией в магазине

Случалось с вами такое: отправились за покупками, но шоппинг не задался? Можно нечаянно уронить с витрины бутылку вина, наткнуться на просроченный товар, разочароваться в купленной вещи или потерять чек на нее. Как выйти из подобной ситуации без больших потерь, защитить свои нервы и свой кошелек? На вопросы читателей YK-news.kz отвечает председатель усть-каменогорского общества защиты прав потребителей "Ваше право" Елена Жерихова.

Поругалась с охранником в магазине. Он требовал оставить мою сумку в кабинке на входе, а я не соглашалась — у меня там важные документы, да и вообще не доверяю я этим кабинкам, может, их любым ключом открыть можно. Разве меня могут заставить расстаться с сумочкой?

В этом споре вы были правы, а охранник — нет. Согласно пункту 3 статьи 26 Конституции РК никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Если же вы решили оставить вещи на хранение в магазине, то вступают в силу нормы Гражданского кодекса РК. В соответствии с пунктом 2 статьи 775 ГК РК, при безвозмездном хранении хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи, как о своей. И по статье 778 ГК РК хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещи, принятой на хранение. Причем потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания, которые могли бы подтвердить тождественность вещи.

Меня не пустили в магазин с детской коляской (детским велосипедом и т. п.). Что делать?

Статья 387 Гражданского кодекса РК прямо указывает: коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора. В переводе с юридического на обычный язык: магазин не вправе продавать товар только тем, у кого нет колясок и велосипедов. Да и вряд ли кто-то из охранников поручится за сохранность вашей собственности, порой весьма недешевой, если вы оставите ее где-то за порогом. А согласно уже упоминавшемуся пункту 3 статьи 26 Конституции РК никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Нечаянно разбила вазу в магазине. Продавец потребовала возместить ее стоимость. По словам продавца, хозяин мог вычесть эти деньги из ее зарплаты. Пришлось заплатить, хотя было очень обидно — ваза оказалась недешевая.

Платить за случайно поврежденную в магазине вещь или нет — вам решать. В статье 190 Гражданского кодекса говорится о том, что риск случайной порчи или гибели товара ложится на покупателя лишь после того, как он его купил. Пока покупка не оформлена через кассу, все риски по его сохранности — на торговой точке, если только продавец не сможет доказать, что с вашей стороны присутствовал умысел относительно порчи имущества. И даже если вы намеренно испортили вещь в магазине, взыскать с вас деньги можно только через суд (статья 9 Гражданского кодекса РК). Либо вы вправе заплатить добровольно.

Купила симпатичную кофточку. Но когда пришла домой, то обнаружила, что вещь мне совершенно не идет! Обратно ее не взяли. Пришлось подарить сестренке.

Обратимся к Закону "О защите прав потребителей". В статье 14 говорится: "Покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом (изготовителем), на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное (...) произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом". Тут речь идет о товаре, к которому нет претензий по качеству. Все, что вам потребуется — товарный или кассовый чек. Если они утеряны, факт покупки именно в этом месте можно доказать при помощи свидетелей, фото- и видеозаписей или других документов. Разумеется, вещь должна быть новой, сохранить товарный вид, потребительские свойства, пломбы и ярлыки.

В этом пункте есть исключения. Нельзя вернуть:

  • лекарства и медицинские изделия;
  • нательное белье;
  • чулочно-носочные изделия;
  • животных и растения;
  • товар, который продается метражом (ткани, ковровые изделия, ленты, кружева, шнуры и кабельная продукция, линолеум, багет, пленка, клеенка и т. п.).

Нашла на полке в продуктовом магазине просроченный товар. Сообщила продавцу, но та только плечами пожала.

Если вы обнаружили на прилавке некачественный товар, вы вправе потребовать, чтобы его убрали с прилавка (ст. 24 Закона РК "О защите прав потребителей"). Не реагирует продавец — оставьте запись в книге жалоб, ее должен просматривать владелец точки. Но если вам все же случилось купить, скажем, просроченные продукты, в пункте 2 статьи 30 Закона РК "О защите прав потребителей" прямо сказано: "В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления им требования о его замене продавец обязан заменить его незамедлительно". То же касается и прочих недостатков товара, даже если вы обнаружили их по приходе домой (см. следующий пункт). При этом, если у продавца нет подходящего товара на замену, покупатель имеет право получить его в течение десяти календарных дней.

Купила детские сандалики, которые выглядели и стоили как кожаные. Но вскоре они облезли до нитяной основы! К сожалению, я заметила дефект лишь спустя месяц после покупки и не сохранила чек. Вернуть деньги мне не удалось.

В мае нынешнего года в Закон "О защите прав потребителей" были внесены поправки, о которых, вероятно, не все еще знают. Отсутствие у потребителя кассового чека не лишает его права ссылаться на свидетельские показания, а также документы, фотографии и видео в подтверждение факта приобретения товара (статья 18 Закона "О защите прав потребителей"). Боитесь потерять чек? Сделайте селфи с новым товаром (и чеком) прямо в магазине.

По поводу сроков возврата некачественного товара обратимся к статье 17 закона.

Если на товар установлен гарантийный срок — обращайтесь с жалобами в течение этого периода. Однако, если срок гарантии меньше двух лет и он уже прошел, вы все равно можете вернуть деньги за некачественную вещь. В этом случае вам придется доказать, что недостатки у товара имелись до момента покупки или по причинам, возникшим до этого момента.

Если на товар нет ни срока годности, ни гарантийного срока, жалобы принимаются в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю.

При замене товара или комплектующего изделия гарантийный срок исчисляется заново.

Хотела вернуть продавцу туфли, на которых расползлись швы после месяца носки. А он говорит, что я могу только обменять товар на другой, у них такие правила.

Вернемся к статье 15 Закона "О защите прав потребителей". Там говорится, что если при продаже недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель вправе по своему выбору потребовать:

  • скидки на этот товар;
  • бесплатной починки или компенсации стоимости ремонта;
  • замены на товар аналогичной или другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом;
  • возврата денег.

И тут есть ряд тонкостей. Допустим, вы решили вернуть или обменять товар, а он — точно такая модель — уже подорожал. В этом случае при обмене вашей вещи на такую же с вас не имеют права требовать доплаты. Зато при возврате денег вам должны выплатить не ту сумму, что вы за нее отдали при покупке, а ее нынешнюю, более высокую стоимость.

Если же товар в магазине со времени вашей покупки подешевел, все иначе. Возвращая деньги, вам должны отдать столько, сколько вы заплатили при покупке. Другое дело, если вы не захотите менять на ту же модель или артикул, а предпочтете другую вещь, подороже. Тут уж ничего не поделаешь — придется доплатить. Ну и если возврат товара стоил вам существенных сумм, то продавец или изготовитель обязаны возместить вам расходы, связанные с доставкой и заменой некачественного товара.

Когда выбираешь нужную вещь в разных магазинах, очень удобно фотографироваться при примерке — потом можно сравнить результаты. Но в одном модном бутике мне запретили делать фото, ссылаясь на распоряжение руководства.

Тут все просто. Пункт 12 статьи 24 Закона "О защите прав потребителей": "Запрещается продавцу (изготовителю, исполнителю), за исключением случаев, предусмотренных законодательством РК, ограничивать права потребителей в отношении применения фото-, видеосъемки".

На кассе у меня отказались брать надорванную купюру. Не хотелось спорить - пришлось бежать до банкомата и снять деньги без дефектов.

Действительно, купюры, которые имеют надрывы более сантиметра в длину, считаются ветхими. Ими нельзя рассчитываться в магазине, но их принимают в любом банке. Об этом говорится в постановлении Правления Нацбанка РК "Об утверждении Правил определения платежности банкнот и монет национальной валюты Республики Казахстан". Ветхими называют купюры:

  • залитые краской;
  • имеющие посторонние надписи, которые перекрывают машиночитаемые признаки или видны при ультрафиолетовом свете;
  • разорванные банкноты, части которых бесспорно принадлежат одной и той же банкноте и сохранили в общей сложности более половины от установленного Национальным банком размера. То же относится и к обожженным купюрам;
  • имеющие отверстия, проколы и дыры от трех и более миллиметров в диаметре (кроме случаев, когда проколы на банкноте свидетельствуют о ее погашении);
  • имеющие потертости или загрязнения, которые привели к утрате изображения банкноты;
  • утратившие защитную нить;
  • имеющие разрыхление и потерявшие жесткость бумаги.

Кроме этого, из обращения с 3 октября 2016 года вышли банкноты образца 2006 года номиналом 2000, 5000 и 10 000 тенге. В течение года их можно будет обменять в любом банке, а до 3 октября 2020 года — в любом филиале Национального банка РК.

Продавец вправе не принимать к оплате поддельные, бракованные и изъятые из денежного обращения, а также погашенные банкноты и монеты. Во всех прочих случаях за отказ принимать законные платежные средства предприятию придется платить штраф в размере от 5 до 25 месячных расчетных показателей (статья 206 Кодекса РК "Об административных правонарушениях").

Ольга Пинэко-Скворцова

Добавить комментарий

Условия размещения комментариев.

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением администрации сайта. Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев.

Редакция YK-news.kz оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие действующее законодательство, в том числе высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан.

Кроме того редакция YK-news.kz оставляет за собой право удалять комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, оскорбляют авторов комментируемого материала, а также содержащие ненормативную лексику и ссылки на источники информации, не имеющей отношения к обсуждаемой теме.

Обращаем ваше внимание, что максимальное количество знаков в сообщении не может превышать 500 символов.