Коррупционные риски при строительстве дорог назвали в Казахстане

28 ноября 2016, 6:10
Сейчас читают:

Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции РК провело анализ коррупционных правонарушений при строительстве автомобильных дорог, связанных  с хищением, злоупотреблением должностными полномочиями, взяточничеством и служебным подлогом, передает корреспондент Tengrinews.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.

Так, среди причин, способствующих совершению коррупции, выделяются нарушения правил проведения госзакупок при определении поставщика услуг. Завышение стоимости проекта при разработке проектно-сметной документации также является фактором коррупции. Кроме того, агентство указало на наличие "откатов" должностным лицам и экономию средств на строительных материалах.

Наряду с этим установлены риски, способствующие коррупции при приеме объектов в эксплуатацию, контроле за строительством дорог и ответственности за нарушения. При строительстве, реконструкции и ремонте дорог проверочные процедуры осуществляются исключительно заинтересованными лицами, что увеличивает риски коррупции.

"Технический надзор осуществляется лицами, не обладающими необходимыми знаниями в данной сфере. Проведение экспертизы некомпетентными специалистами, безусловно, влияет на качество строительства дорог. Еще одним условием для коррупции при строительстве дорог является отсутствие контроля со стороны общественности при принятии решений. Так, при приеме объектов в эксплуатацию создаются специальные комиссии. В их состав входят исключительно представители заказчика, генерального подрядчика, архитектуры и градостроительства местных исполнительных органов. Отсутствие институтов гражданского общества в приемочных комиссиях является одним из условий для коррупции", — говорится в сообщении.

В связи со сложившейся ситуацией агентство назвало меры, которые необходимо принять в целях исключения коррупционных рисков и повышения качества строительства автомобильных дорог. Предлагается кардинально пересмотреть механизмы контроля за строительством автомобильных дорог с широким привлечением общественных институтов. Также, по мнению ведомства, нужно обеспечить исполнение законодательства "О доступе к информации"  национальным оператором АО "КазАвтоЖол" и местными исполнительными органами в части публикации на собственных сайтах полной информации о строительстве дорог.

Вместе с тем предлагается установить в качестве необходимого требования для аккредитации организаций, осуществляющих инжиниринговые услуги по техническому надзору, обязательное наличие в штате аттестованных экспертов, имеющих специализацию в области строительства автомобильных дорог.

Агентство считает, что необходимо еще и пересмотреть систему планирования и освоения бюджетных средств местными исполнительными органами, так как при существующих подходах проведения госзакупок, финансировании и принятии объектов в эксплуатацию, существуют риски фиктивного подписания актов выполненных работ с целью своевременного освоения бюджетных средств.

Также предлагается пересмотреть существующие стандарты, нормы и правила (СНиП) строительства автомобильных дорог с внедрением новых передовых технологий. Министерству по инвестициям и развитию, местным исполнительным органам агентство рекомендует провести глубокий внутренний анализ коррупционных рисков с последующим их устранением, а также усилить контроль при строительстве автомобильных дорог.

Также читайте