Министр здравоохранения рассказал врачам Усть-Каменогорска, какое будущее ждёт медицину

25 марта 2017, 3:16
Сейчас читают:
Министр здравоохранения рассказал врачам Усть-Каменогорска, какое будущее ждёт медицину Министр здравоохранения рассказал врачам Усть-Каменогорска, какое будущее ждёт медицину
Министр здравоохранения рассказал врачам Усть-Каменогорска, какое будущее ждёт медицину
Как заверил глава Минздрава, с 2019 года врачей освободят от бесконечной бумажной работы

Во время официального визита в областной центр глава вновь созданного Минздрава Елжан Биртанов встретился с медицинской общественностью. Министр рассказал о перспективах развития отечественного здравоохранения, применении современных технологий и новых подходах к обучению врачей. По его словам, уже через пару лет доктора и пациенты забудут, что такое бумажные медкарты, горожане смогут выбирать врачей через мобильные приложения, а мобильные бригады — следить за состоянием некоторых больных, что называется, в режиме реального времени. YK-news.kz обобщил основные новшества, которые ждут на заданном курсе корабль казахстанской медицины, со слов его капитана.

Жилищные скрепы

Первым пунктом назначения Минздрав определил систему обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). О работе фонда мы писали неоднократно, но на этот раз министр объяснил, как не остаться за бортом этой хоть и обязательной, но на деле, оказывается, весьма избирательной системы.

Как выяснилось, список участников медицинского страхования будет связан с базой данных населения, приписанного к медицинским участкам. Поэтому всем казахстанцам в срок до 1 июля 2017 года нужно убедиться, что они прикреплены к поликлинике.

До 1 июля нужно всех идентифицировать, кто куда прикреплен и кто за кого будет платить, — подчеркнул Елжан Биртанов. — Входом в систему ОСМС будет прикрепление к врачу общей практики. Нет тебя в системе — не получишь помощи, кроме экстренной. Поэтому сейчас нужно провести активное переподкрепление. Мы не просто прикрепляемся к поликлинике, а прикрепляемся к системе ОСМС, делаем регистр застрахованного населения.

Особенное внимание, по словам министра, следует уделить самозанятым гражданам и тем, кто сменил регистрацию на временную.

— Есть категория самозанятых. Они в течение 25 лет, по сути, были на иждивении остального общества, — прокомментировал господин Биртанов. — Они не платили налогов, но пользуются всеми благами: бесплатной медициной и образованием, даже социальные выплаты получают. Общее число самозанятых — около двух миллионов человек, они не имеют официального дохода и удерживать с них взносы нельзя. Мы даем им возможность, чтобы они сами могли заплатить ежемесячно или раз в год пять процентов от минимальной заработной платы. Это 1225 тенге в месяц или 14 700 тенге в год. Лучше заплатить их один раз в год, чем платить за МРТ 17000 тенге или 40 миллионов тенге за операцию. А платить придется. Потому что с 1 января плановая хирургическая помощь не будет предоставляться незастрахованным лицам. Кроме того, в рамках кампании по временной регистрации выявили реальное место жительства многих казахстанцев. Если человек, например, числился в Рудном, а фактически живет в Астане, то когда он придет на скрининг или к врачу в столице — бесплатно его не примут, потому что он отсутствует в местной системе.

Дело техники

Обеспечить скорость движения по заданному курсу призвано техническое переоснащение медицины. Причем произойти такой скачок в будущее должен в ближайшие несколько лет.

— Первого января 2019 года мы отменим бумажные истории болезни, — заявил Елжан Биртанов. — К этому надо готовиться. Будут отменены многие бумажные работы. Самое главное сейчас для руководителей — обеспечить внедрение информационных систем в ваших медицинских организациях. Цифромизация, наверное, будет нелегкой. Но мы же научились пользоваться смартфонами, несмотря на возраст, недостаточное знание языка и технологий.

Помимо перехода с рукописных историй болезни на электронные, у новых технологий множество других вариантов применения в медицине, считают в министерстве.

— Все процессы мы можем гораздо быстрее улучшить через IT-технологии, — отметил глава профильного ведомства. — К примеру, прикрепление к поликлиникам можно через e-gov (портал электронного правительства — прим. автора) сделать. Прикрепление к поликлинике — это еще не выбор врача общей практики. Мы должны сделать, чтобы человек мог выбирать доктора сам, исходя из его рейтинга. Эти системы на рынке уже есть. Например, healthbook.kz называется такая частная система. Люди по карте могут выбрать ближайшего к дому врача, записаться к нему на прием, поставить ему оценку. Есть системы удаленного мониторинга. Понятно, это дорого, но мы собираемся внедрить подобную систему для пациентов, в которых мы вложили много денег. Например, сердечников с искусственным водителем ритма (электрокардиостимулятором — прим. автора). Есть уже пациенты, которые ходят с датчиками. И врачи видят их сердечный ритм 24 часа в сутки. И не надо ждать, пока он упадет, чтобы помочь. Или те же самые инсулиновые помпы, которые мы купили детям, — они передают данные об уровне сахара. Мы достигнем в конечном счете с помощью таких технологий снижения расходов на госпитализацию.

Ценовое лассо

Одним из наиболее ожидаемых новшеств в системе отечественного здравоохранения, безусловно, остается контроль за стоимостью лекарств.

— По лекарствам в рознице мы должны поработать по отдельным позициям, — выразил свое мнение министр. — Цена на диклофенак, например, в разных регионах Казахстана в три — четыре раза отличается. Поэтому до конца года будет зафиксирована предельная цена на все рецептурные препараты. Думаю, розничный бизнес станет лоббировать свои интересы. Но надо работать на сокращение расходов и электронную коммерцию. Провизоры сегодня берут на себя функцию врачей. Люди приходят и говорят, что у них болит, а работники аптек рекомендуют медикаменты. Но надо понимать, что они заинтересованы предлагать лекарства, получая процент от этих продаж.

Меры по регулированию лекарственного рынка, впрочем, могут пойти дальше простого ограничения цены. Может оказаться и так, что некоторые препараты вовсе исчезнут с казахстанского рынка.

— Мы должны думать о том, что 70 процентов лекарств импортные, — прокомментировал господин Биртанов. — И 20 или 30 процентов от них дают нам 70 процентов расходов. Это лекарства от онкологии, иммунопрепараты. Мы должны искать качественные, но более дешевые их аналоги. Возможно, мы не будем даже регистрировать препараты, если их цена превышает положенную.

С доставкой на дом

Среди других новшеств, озвученных главой Минздрава, — организационные изменения в медицине. Так, министр заявил, что доктора, включая врачей общей практики, могут уйти в частный сектор и принимать пациентов буквально на дому.

— Меня покритиковали в прессе за то, что я сказал, что врачи могут арендовать помещения для работы. На самом деле это уже происходит, — подчеркнул в своем выступлении Елжан Амантаевич. — В крупных городах — в Астане, Алматы, Усть-Каменогорске — врачи сидят на первых этажах. УЗИ-кабинеты, гинекологи, урологи уже так принимают. Это факт. Если вы бываете в Европе, то видели таблички на стенах домов: "Профессор такой-то". И это естественно на селе, где у нас нет медицинской организации, но, слава Богу, есть медсестра, которая у себя дома людей принимает. Мы хотим сегодня это урегулировать. Комитет оплаты медуслуг может заключить договор с предпринимателем. То есть с одним врачом общей практики. Это не требование, это возможность. Мы не будем никого заставлять, чтобы съехали из поликлиник. Хотите? Пожалуйста. Работайте в поле, ближе к людям.

Дети капитана Гранта

В корне изменить подход предлагают в столице и к подготовке кадров для отечественной медицины.

— Статистика говорит о том, что у нас врачей достаточно, чтобы конкурировать с Западом, так скажем, — рассказал Елжан Биртанов. — Мы одна из стран, которая выпускает врачей больше всех в мире. В 2010 году мы занимали первое место по количеству выпускников-медиков на душу населения! Куда они идут? Мы выпускаем их в никуда. С медицинскими колледжами та же проблема. Мы немного упустили это. У нас больше 60 колледжей. Хотя, наверное, было бы достаточно 16, и они должны быть при университетах. Соответственно, мы говорим, что нам нужно кардинально пересмотреть медобразование. Сейчас молодой специалист приходит, как мне говорят главврачи, он даже анатомию плохо знает. Когда мы проводили оценку резидентов, 80 процентов из них не сдали тестирование! Так их учат. Причем практикующие врачи лучше сдают — 80 процентов с первого раза. То есть они получают знания уже на практике.

Выходом из сложившейся ситуации может стать пересмотр самой логики предоставления бюджетных мест в университетах, считают в министерстве.

— Возможно, мы вообще должны уйти от грантов, — поделился планами господин Биртанов. — То есть люди, желающие стать врачами, должны прийти, поступить и потом доказать, что они достойны получить этот грант. После первого — второго курса. Или привлечь специальную организацию, которая дает кредиты на обучение. А пока у нас вузы заинтересованы в том, чтобы все стопроцентно выпустились, иначе они деньги за студентов теряют.

***

Пока некоторые из новшеств, озвученных министром, кажутся как минимум сложно применимыми на практике. Чего стоит только отмена бумажных медкарт, о которой говорят уже несколько лет. Ведь всего неделю назад премьер-министр Бакытжан Сагинтаев озвучил печальную статистику: только четверть медицинских организаций в стране в принципе оснащена компьютерами!

Туманными пока выглядят и перспективы внедрения обязательного медицинского страхования, хотя до этого момента уже рукой подать. Основной вопрос остается прежним: станет ли пациенту проще получить медицинскую помощь при условии, что он будет платить за нее сам?

Надеемся, что те, кто стоит у штурвала перемен, лучше представляют себе, куда приведет намеченный курс. YK-news.kz будет следить за темой.

Зарина Жумагалиева

Также читайте