Найти управу

26 мая 2013, 11:32
Сейчас читают:
Как быть родителям, если они полагают, что в детских учреждениях применяют непозволительные методы воспитания
Случается, что мамы и папы малышей дошкольного возраста вдруг замечают радикальные перемены в поведении детей после посещения детсада. Они подозревают, что причина – в действиях персонала учреждений. Но как это доказать? На какие особенности в поведении чада следует обращать внимание, чтобы защитить ребенка? Стоит ли бить тревогу и куда бежать за помощью? В этом материале мы попытались ответить на эти вопросы с помощью компетентных специалистов.

Пятилетнего Колю (здесь и далее имена изменены) родители активно готовили к школе. Мальчик живо интересовался буквами, цифрами, но вдруг на предложение мамы почитать книгу стал плакать. Не просто плакать – реветь в голос.

Родители от такой реакции, мягко говоря, были в шоке. Спустя какое-то время мама выяснила, что "чтениетерапию" воспитанникам детсада устраивают воспитатели. Это такое наказание.

Другая история произошла с трёхлетней девочкой. Маришка всегда с удовольствием играла в куклы. Лелеяла, называла ласковыми словами, кормила из бутылочки.

Родители отдали дочь в детский сад и с радостью отметили, что речь у нее стала более правильной. Пополнился и словарный запас. Однако последнему обстоятельству домочадцы отнюдь не обрадовались...

Марина, играя с куклами, часто стала повторять: "Сядь смирно, поганка!" Воспитатель клятвенно уверяла маму, что она такого слова-то - "поганка" - не знает.

Однако после разговора родителей с заведующей детским учреждением Мариша это словцо почему-то позабыла.

Четырехлетний Куат посещал так называемый домашний детский сад. До поры до времени все было хорошо. Но после того, как прежняя нянечка ушла в декрет, а на ее место взяли новую няню, родители стали замечать необычные вещи. Например, мальчик стал панически бояться маленького стульчика, на котором он обычно сидел дома. Потом выяснилось, что няня его привязывала к такому же стулу. За шалости.

- Хотелось бы начать вообще с проблемы воспитания. Само по себе оно уже предполагает "давление". Невозможно полностью обойтись без запретов и наказаний. Ребенок должен с детства понять, что в жизни есть место правилам и порядку, что у других людей тоже есть права, потребности и личные границы. "На словах" донести до сознания маленьких детей это не всегда возможно, - полагает заместитель директора ОО "Центр психологии "Bliss" психолог Анжелика Мерсиянова. - Даже взрослые не всегда понимают на словах, что такое хорошо, а что такое плохо. Давайте представим, что отменили штрафы за нарушение правил дорожного движения в надежде на то, что все люди сознательные и понимают, что правила надо соблюдать. Вы уверены, что водители и пешеходы будут взаимно вежливыми? В этом я глубоко сомневаюсь.

По мнению специалиста, наказание всегда будет неприятным и эмоционально болезненным. Оно не должно нравиться по определению. Другое дело, что нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка, тип его нервной системы.

- Наказание не должно разрушать ребенка, подрывать его статус в группе, унижать достоинство. И, безусловно, чаще нужно использовать мягкие, поддерживающие приемы – поощрение, похвалу, объяснение, игры, в которых дети усваивают законы отношений между людьми и этические нормы, - прокомментировала Анжелика Мерсиянова.

Многие родители хотят доподлинно знать, что происходит в течение дня с их детьми в детском саду. Как же понять, не подвергается ли ребенок насилию со стороны взрослых?

- Синяки, ссадины должны быть сигналом для родителей. Чаще всего это последствия падения детей. Они ведь активные - бегают, прыгают... Запретить полностью это невозможно да и не нужно. Уследить за большой группой детей сложно, - продолжает психолог. - Но если родители не оставляют без внимания такие "следы", воспитатель будет понимать, что они контролируют ситуацию, и сам будет внимательнее и осторожнее с ребенком. Иметь репутацию "бешеной" мамаши в каком-то смысле полезно.

Физическое насилие – это одно. Но как обнаружить у ребенка эмоциональную травму от чрезмерных воспитательных воздействий?

- Ребенок может стать более тревожным или, наоборот, агрессивным, - пояснила Анжелика Мерсиянова. - Перестанет "расцветать", может немного застопориться в развитии. У него снизится интерес к привычным играм или, наоборот, ребенок начнет "уходить" в них. Нужно быть внимательными к невротическим проявлениям – это нарушения сна, снижение аппетита, энурез, навязчивая мастурбация. Бывают случаи, например, когда ребенок невротично грызет ногти, вырывает волосы на голове. Однако не стоит сразу обвинять в этом детский сад, эмоциональную травму дети могут получить и в семье.

Другой усть-каменогорский психолог поделилась, что к ней на прием нередко приходили родители, обеспокоенные "странным" поведением своих чад. И она полагает, что метод, когда детей в детском саду заставляют сидеть на стульчиках или читать книжку, чтобы они не шалили, - весьма распространенный.

- Можно определить по поведению ребенка, подвергается он насилию или нет – неважно, со стороны посторонних людей или родных, - говорит психолог Людмила Русина. - А можно предложить ребенку поиграть в детский сад. Малыш, заигравшись, покажет на куклах все, что делают с детьми. Есть и другой способ - через совместное рисование.

Советы психолога

Психолог Людмила Русина предлагает обратить внимание на несколько признаков в поведении детей, по которым можно определить, подвергаются ли они насилию в детском саду, семье или где-то ещё.

Возраст до 3 лет

  • - боязнь родителей или взрослых
  • - редкие проявления радости, плаксивость
  • - реакция испуга на плач других детей
  • - плохо развитые навыки общения
  • - крайности в поведении – от агрессивности до полной безучастности

Возраст от 3 до 7 лет

  • - заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость
  • - пассивная реакция на боль
  • - негативизм, агрессивность
  • - жестокость по отношению к животным
  • - лживость, воровство
  • - отставание в речевом развитии

Что делать, если ребенок явно показывает, что подвергается насилию?

1. Пресечь такие действия. Для начала можно просто поговорить с воспитателем, заведующим. Если это не возымеет действия, обратиться в гороо, правоохранительные органы.

2. Если ребенок находится в стрессовом состоянии, то нужно отвести его к психологу детсада, а лучше – к психологу стороннему.

Мнение юриста

- Обращаться в полицию можно, если у ребенка обнаружены какие-либо телесные повреждения. Тогда должно быть проведено освидетельствование в судебно-медицинской экспертизе (обычно туда направляют сотрудники полиции при обращении). При выявлении повреждений, которые могли быть причинены ребенку другим человеком, может быть возбуждено уголовное дело. Но тогда полицейским нужно будет устанавливать: когда и кем они были причинены - может быть, ребенка дома били? При отсутствии свидетелей доведение дела до суда мне видится весьма проблематичным, - считает редактор агентства правовой информации и журналистских расследований "Витязь" Алексей Божков. - А в части такого вида наказания, как чтение или постановка в угол... Наверно, каждому из нас доводилось в детском саду стоять в углу - ничего страшного в этом нет. Конечно, если оказывается такое психологическое давление, как оскорбления, унижение и т. п., - это уже незаконные действия в отношении несовершеннолетнего. Но доказать такое можно только при помощи свидетельских показаний или скрытого видеонаблюдения.

Подготовила Елена Супрунова

Также читайте