Немецкому путешественнику пришлось устроить акцию протеста на границе, чтобы покинуть Казахстан

28 июня 2014, 12:02
Сейчас читают:
Путешественник из Германии Штефан Веннер провел в ВКО неделю, пытаясь найти способ уехать из страны. Из-за оплошности казахстанских пограничников и одного неверного штампа в паспорте немец лишился возможности быстро покинуть Казахстан. Чтобы привлечь внимание к своей проблеме и наконец выбраться из крепких объятий гостеприимной республики, герру Веннеру пришлось разбить свою палатку и жить прямо у пограничного пункта. Дело едва не дошло до международного скандала, передают корреспонденты YK-news.kz.

Собираясь в поездку, Штефан не мог и представить, каким "приключением" для него обернется посещение Казахстана. Отпуск он с двумя товарищами решил провести на мотоцикле: проехать от самого дома через Европу до Казахстана, посмотреть Узбекистан, Таджикистан, Кыргыстан и из России вернуться домой самолетом. Это их второе большое путешествие на байках, и европейцы не думали о проблемах.

Злоключения Штефана начались уже в Азии. Едва он пересек границу Астрахань - Атырау, забарахлил железный конь. Вокруг на многие километры ни одного населенного пункта, и, чтобы починить байк, было решено вернуться в Астрахань.

Штамп штампу рознь

Двухкратной казахской визы, вклеенной в паспорт байкера, хватило бы для путешествия, если бы не поломка мотоцикла. Из-за форс-мажора один раз из двух возможных Штефан уже пересек границу и попросил пограничников как-то помочь. Ему пошли навстречу и отменили один штамп выезда. Штефан спокойно поехал дальше. Из Казахстана путешественники отправились в Узбекистан. Эту таможню тоже прошли спокойно. На обратном пути требовалось сделать круг и из Киргизии снова заехать в Казахстан, отсюда в Россию и домой. На границе с Российской Федерацией и выяснилось, что уехать Штефан не может.

- Когда в Атырау один штамп аннулировали, то допустили ошибку. Отменить штамп возможно по закону только в течение 24 часов. А пока я чинил мотоцикл, прошло все 30. Но на штампе ведь нет времени, там стоит только число! А в компьютерах на границах все фиксируется до минут. Получается, пограничники хотели помочь, а сделали только хуже. Я использовал одну из двух возможностей выезда. И на следующих двух КПП меня никто не предупредил, не сказал об этом, - рассказывает Штефан Веннер.

Сурдоперевод

Первое, что байкеру посоветовали сделать пограничники, это обратиться в посольство в Астану. Штефан позвонил туда, но быстро помочь там не сумели. Велели ехать в ближайший административный центр, обращаться в миграционную полицию и просить выездную визу. Ближе всего оказался Усть-Каменогорск. К тому времени байкеры уже сильно отставали от графика, и Штефан предложил друзьям ехать вперед и ждать его в Иркутске. Так он остался один в незнакомом городе, где его никто не понимает.

- Первое, что я почувствовал в городе – это беспомощность, ведь я не встретил никого, кто бы говорил по-английски. Когда я наконец нашел офис миграционной службы, мне крупно повезло. Здесь оказалось двое россиян, которые знали язык. Они-то и помогли мне с переводом. Однако из миграции меня отправили в областной отдел, оттуда в ДВД. А там сказали, что в курсе моей ситуации, но ничего делать не будут. Чтобы я сам разбирался. И все это время россияне ездили со мной, - вспоминает Штефан.

- Как вы нашли здание миграционной полиции в совершенно незнакомом городе?

- Я спрашивал у горожан, но без толку. Тогда я позвонил жене в Германию. Она через интернет нашла адрес и помогла мне сориентироваться. Кстати, она русская по национальности. Знаете, как я общался с пограничниками? Описал свою ситуацию в письме и отправил супруге. Она перевела, а пограничники читали.

Плати и иди

Спустя двое суток езды по городу, объяснений буквально на пальцах с полицией, переговоров с консульством терпение байкера лопнуло, и он поехал на таможенный пункт неподалеку от Шемонаихи.

- После трех часов разговоров с местными пограничники мне велели ехать в консульство или делать, что хочу, только уйти с территории КПП. Но я отказался. Я поставил свою палатку практически на пороге и объявил, что это мой протестный лагерь. Только тогда они поняли, что намерения у меня серьезные и все это может плохо кончиться.

Так выглядел протестный лагерь немца на границе. Фото из социальной сети Facebook

После появления у входа на пограничный пункт фиолетовой палатки Штефана как символа протеста, казахстанские стражи границы всерьез задумались, как вернуть на родину неугомонного немца.

Штефану предложили два варианта развития событий: либо дождаться истечения срока визы, то есть пожить в палатке на границе двух государств еще четыре недели, либо совершить какое-то правонарушение, за что его выдворят из страны.

- Я сказал, что могу показать неприличный жест сотрудникам полиции, или превысить скоростной режим, или разгромить КПП, - улыбается Штефан. - Я даже спросил, что будет, если я просто сяду на мотоцикл и поеду. Оказывается, пограничники стали бы стрелять мне в ноги.

К счастью для европейского гостя, до огнестрельных ранений все-таки не дошло. Штефана осенило, что вот уже пять дней он находится в нашей стране без всякой регистрации. Это правонарушение оказалось подходящим, чтобы получить наконец выездную визу. Только сначала требовалось заплатить штраф в размере 20 тысяч тенге. В среду утром Штефан вернулся в Усть-Каменогорск на финальную битву за выездную визу. Вместе с ним отправились два сотрудника таможенной службы, чтобы, как говорится, посмотреть, как бы чего не вышло.

- В немецком посольстве в Астане мне сказали: отключи логику и просто заплати, сколько скажут. Знаете, если бы я был упрямым, я бы ничего не стал платить. За что платить, если ни в чем не виноват. Я бы разбил лагерь на границе и остался там сидеть. Меня бы показали по новостям, начался международный скандал, и может быть тогда в системе что-то изменилось, - в сердцах говорит Штефан.

В миграционной службе пояснили, что немец должен был выезжать в Россию через тот же КПП, что и въехал.

- Ситуация со Штефаном Веннером находилась у нас на контроле, он действительно оплатил штраф, - пояснил начальник управления миграционной полиции ВКО Ербол Бекпаев. - После этого у него появилась возможность получить выездную визу, что он и сделал. Разумеется, такие ошибки могли бы решаться пограничниками или управлением миграционной полиции, но не так давно у наших органов забрали возможность продления визы или внесения в нее каких-то изменений – это могут сделать только пограничники. А если они допустили ошибку, мы уже не сможем ее исправить. Таково действующее законодательство.

- По большому счету, со мной были вежливы, сотрудники миграционной службы даже угостили обедом. Но до тех пор, пока я не поставил палатку прямо на границе, никто не извинился передо мной, не предложил помощь. Все только говорили: это не наша проблема, это не наша компетенция. Люди делают ошибки. Это нормально. Мы не машины. Нужно только уметь их исправлять. А здесь никого не волнует, что я потерял неделю времени и опоздал на самолет. И более того, что теперь я буду рассказывать дома обо всем этом - и репутация таможенной службы Казахстана сильно пострадает.

Вместо послесловия

На днях Штефан Веннер всё же вернулся домой. На обратном пути, по словам путешественника, с ним больше не произошло никаких инцидентов.

Туристы из Германии, которые захотят посетить Казахстан после истории Штефана, могут быть спокойны: такого с ними не произойдет. Уже с 15 июля в нашей стране начнет действовать безвизовый режим для путешественников с немецкими паспортами. Они смогут сколько угодно пересекать границу нашей страны и наслаждаться гостеприимством Казахстана до 15 дней. Правда, такая привилегия продлится только до 15 июля 2015 года.

Наталья Цвейгард, Евгений Фоминых

фото Юлии Горбачевой и из сети Facebook

Также читайте