Нетрезвый житель Семея во время субботника зарубил дворника косой

6 июня 2014, 6:00
Сейчас читают:
В Семее обычный субботник закончился трагедией. Нетрезвый прохожий жестоко расправился с 52-летним дворником, убив его косой. Однако после ЧП руководство коммунальной организации заявило, что в случившемся виноват сам погибший, передает корреспондент YK-news.kz.

Случай свел

46-летний Ермек Сейтказин* пытался доказать полицейским, что не помнит того, как, а главное, зачем убил незнакомого ему 52-летнего Алмаса Бегалина. Сотруднику производственного кооператива нетрезвый уроженец Аягозского района раскроил голову отобранными у жертвы косой и лопатой.

В материалах уголовного дела говорится, что подсудимый на улице Кутжанова оказался случайно. Здесь встретил незнакомых ему людей. Среди них был и дорожный рабочий Алмас Бегалин.

- Через каждые пятьдесят минут работы нам положен десятиминутный отдых, - рассказал свою версию событий следователям один из членов бригады Думан Айтыков. - Когда появился тот мужчина, мы как раз присели на перекур у забора частного дома. А незнакомец расположился под деревом напротив.

Без всякой причины и объяснений мужчина, по словам свидетелей, приблизившись к дворникам, легонько ударил каждого по лицу и голове ладонью. Ошеломленные работяги сначала решили ответить, но, увидев, что незнакомец сильно пьян и просто не соображает, что творит, решили с ним не связываться. Только Алмас Бегалин сделал мужчине замечание.

С особой жестокостью

Сейтказин тут же словно взбеленился. В ответ на реплику он толкнул Алмаса в грудь, из-за чего тот упал. А потом поднял с земли оставленные рабочими лопату и косу.

- Он принялся размахивать перед нами инструментами и угрожать, - добавил на суде еще один коллега Бегалина – Айдос Муратов. – Мы испугались, что он может кого-нибудь ранить, и побежали через дорогу в сторону городской бани. Алмас же остался лежать на земле, он не смог быстро подняться.

Это уже потом выяснится, что Бегалин заступил на смену в состоянии алкогольного опьянения. В отличие от анализов Сейтказина, в крови дворника медики обнаружат этиловый спирт в количестве, соответствующем тяжелой степени опьянения. Удивительно, как в таком состоянии он вообще сумел выйти на работу и не вызвать никакого подозрения со стороны коллег и руководства?

Беспомощностью Бегалина воспользовался нетрезвый, но отдающий себе отчет Сейтказин. Косой и лопатой он нанес несколько ударов по голове и телу Бегалина. В это время спрятавшиеся в сауне мужчины вызвали к месту происшествия полицейский патруль. Прибывшие стражи порядка не сразу сумели справиться с обезумевшим гражданином.

- Он не подпускал нас к себе, кричал, что добьет уборщика, если мы подойдем ближе, - вспоминал на суде сотрудник батальона патрульной полиции УВД Семея Ринат Жансуров. - Тогда нам пришлось применить против него газовый баллончик. Только после этого удалось обезвредить Сейтказина.

Но помочь Алмасу Бегалину было уже нельзя. От тяжелейших ранений мужчина скончался.

Сам виноват?

Приговором специализированного межрайонного суда Ермека Сейтказина приговорили к тринадцати годам колонии строгого режима. Три миллиона тенге морального вреда, по решению суда, он обязан выплатить семье погибшего.

После смерти единственного кормильца вдова Алмаса Бегалина осталась одна с тремя детьми, двое из которых несовершеннолетние.

До тюрьмы Сейтказин нигде не работал, не имел доходов и недвижимости. Поэтому на быстрое возмещение многомиллионного долга семья Бегалиных не надеется. Другое дело компенсация от работодателя. Ведь Алмас погиб фактически на рабочем месте, убирая территорию. Но и здесь все не так гладко. В течение года организация, в которой работал Алмас, пытается доказать в суде, что случай, который произошел с их сотрудником, не является производственным ЧП и не подлежит соответствующему учету.

По данным Семейского городского суда, после убийства на месте преступления работала специальная комиссия из числа представителей коммунальной службы и государственной инспекции по труду. Доверенные лица работодателя пришли к выводу, что данное происшествие "не является предметом специального расследования как несчастный случай со смертельным исходом и должно расследоваться органами внутренних дел как убийство".

В организации также указали, что рабочий был пьян, и этого обстоятельства достаточно, чтобы не оформлять случившееся как производственное происшествие.

- Бегалин мог невольно спровоцировать неизвестного мужчину на совершение насильственных действий, вступив с ним в словесную перепалку, чем нарушил п. 1.6 Инструкции по безопасности и охране труда для рабочих по уборке улиц, - поделился сомнениями на суде юрист кооператива.

В управлении государственной инспекции труда ВКО посчитали иначе. В ведомстве отметили, что "смерть Бегалина наступила в результате противоправных действий неизвестного лица, что не связано с состоянием алкогольного опьянения рабочего, которое никак не повлияло на последовавшие за этим события".

"Мы настаиваем на том, чтобы данное происшествие классифицировали как несчастный случай на производстве со стопроцентной виной работодателя, - говорится в заключении главного государственного инспектора по труду в ВКО Бакытбека Кизатова. - И то, что сотрудник вышел на смену в нетрезвом виде, опять же свидетельствует не в пользу его руководства".

С мнением инспекции согласились в Семейском городском суде, где претензии коммунальщиков оставили без удовлетворения.

- Учитывая добытые доказательства, показания свидетелей, суд считает, что данный несчастный случай связан с производством, вина работодателя 100 процентов, вина работника - ноль, - подвела итог судья городского суда Нурсулу Кабышева. - Работодатель не обеспечил безопасность труда, не создал надлежащие условия для своих сотрудников.

Поддержали решение коллег и судьи апелляционной инстанции. Теперь слово за кассацией.

Если инспекция выиграет процесс, то семья Бегалиных сможет рассчитывать на ежемесячные платежи по возмещению вреда.

ТБ в помощь

По мнению юриста и правозащитника Алексея Божкова, в случае доказательства стопроцентной вины работодателя последний обязан возместить вред, причиненный жизни и здоровью сотрудника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей.

- Правила по безопасности и охране труда, как воинский устав, – "написаны кровью", поэтому их соблюдение обязательно для обеих сторон, - говорит он. - Тем не менее никакой инструктаж не может охватить весь перечень рисков, да и руководство не всегда в силах защитить подопечного в случае стороннего вмешательства. Собственно поэтому наше законодательство предусматривает еще одно непременное условие – страхование работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых обязанностей. Но едва ли кто-то из руководителей организаций идет на такие расходы?

К тому же, указывает юрист, для Алмаса Бегалина уборка улиц была профессиональной обязанностью. Если смотреть на проблему шире, то завтра в подобной ситуации могут оказаться госслужащие, врачи или учителя, которых в "добровольном" порядке выводят на субботники. А это уже за рамками трудового договора.

- А потом пойди докажи на суде, что за проявленную по доброй воле инициативу должен кто-то еще отвечать, - говорит Алексей. - Стоит ли такой риск здоровья или того хуже – жизни?

Анастасия Куприянова

*Имена и фамилии фигурантов уголовного дела изменены. Благодарим за помощь в подготовке материала пресс-службу областного суда ВКО.

Также читайте