Общественники ВКО просят наложить мораторий на обновлённую программу образования в школах

14 октября 2017, 3:13
Сейчас читают:
Общественники ВКО просят наложить мораторий на обновлённую программу образования в школах Общественники ВКО просят наложить мораторий на обновлённую программу образования в школах
Общественники ВКО просят наложить мораторий на обновлённую программу образования в школах

Не утихают жаркие дискуссии о пользе и вреде учебников последнего выпуска. В Усть-Каменогорске родители открыто выступили против методики преподавания русского языка в пятых и седьмых классах. И это был не разовый выплеск эмоций, а скорее кульминация негодования, связанного с набором вечных школьных проблем: бесконечным сбором денег, задержками по поставкам учебников, различным трактованием требований к форме. На заседании рабочей группы по образованию при Общественном совете ВКО мамы и папы наткнулись на откровенное непонимание со стороны приглашенных экспертов: чего это ради родители стремятся вникнуть в тонкости преподавания? Не желая мириться с таким положением дел, общественники решили отправить петицию против отмены новых учебников на имя президента страны, передает корреспондент YK-news.kz.

Забытое старое

Школы Казахстана с 2016 года постепенно переходят к обновленному содержанию образования. Первыми прочувствовали на себе всю "прелесть" новаций первоклассники. Новым стало всё — учебники, система оценки знаний и их применения на практике.  

Пример. Первый класс. Как было? Ученик не смог сложить 2+2 и получил за это двойку.  

Как стало? Ученик не решил пример, но при этом правильно написал цифры, он знает, что это пример на сложение, а не на вычитание. Уже только за это ребенку начисляют несколько баллов — оценки не ставят. Баллы суммируются — и выводится четвертная оценка.

В принципе по итогам 2016/2017 учебного года все остались довольны. По словам учителей, дети даже со слабыми способностями по новой системе оценивания показали неплохие результаты. Были лишь отдельные жалобы в Мин­образования от родителей на чересчур сложные, на их взгляд, задания. Например, трудными для первоклас­сников посчитали термины "траектория движения" или "минеральные удобрения". Но это мелочи.  

Настоящий скандал вокруг школьных учебников разгорелся в 2017 году, когда на обновленное содержание перешли 2, 5 и 7 классы.

Расшаривать по ссылке

В сентябре в социальных сетях бурно обсуждалась сказка "И-пызява" из учебника по русскому языку для 7 класса. Для непосвященных (коих оказалось немало) поясним, что это произведение из цикла лингвистических сказок "Пуськи Бятые" российской писательницы Людмилы Петрушевской. Однако "И-пызява" с ее калушатами и бутявчонком, по мнению родителей усть-каменогорских школьников, оказалась самым безобидным моментом.

Наша справка
Полный переход на обновленное содержание образования с 1 по 12 класс планируется в 2019/2020 учебном году. Новая система оценивания внедряется в следующем порядке:
  • 2016/2017 учебный год — 1 класс (апробация — 2 класс);
  • 2017/2018 учебный год — 2, 5, 7 классы (апробация — 3 класс);
  • 2018/2019 учебный год — 3, 6, 8, 10 классы (апробация — 4 класс);
  • 2019/2020 учебный год — 4, 9, 11 (12) классы.

На заседании рабочей группы по вопросам образования при Общественном совете ВКО шквал критики обрушился на "Русский язык" для 5 и 7 классов издательства "Мектеп" под авторством Зинаиды Сабитовой. Взращенным на советских учебниках родителям невдомек, почему на страницах нет правил — они располагаются по отсылочной системе в конце книги. Исчезли привычные разделы "Имя существительное", "Имя прилагательное", "Глагол". Зато новые учебники изобилуют сленгом. В упражнениях используются такие слова, как лайкать, чатиться, френдить, постить, твитить, расшаривать...

В пух и прах разнесли родители задания, в которых дается отсыл к разным интернет-источникам. Например, ребятам предлагается посмотреть в Сети фрагмент передачи "Вечерний Ургант" за 2016 год.

— Мы не против изменений в образовании, — выразил, пожалуй, общую точку зрения один из родителей. — Но я, как отец пятиклассницы, не хочу, чтобы моя дочь имела доступ к сайтам, упоминаемым в учебниках. Ургант, вебответ.ру (первый социальный словарь, где толкование слов приводится от лица пользователей. - Прим.) — зачем всё это нужно? Качество учебников по русскому языку для 5 и 7 классов оставляет желать лучшего — это надо просто признать.

Все мы понимаем, что интернет прочно вошел в нашу жизнь. Но одно дело, когда школьник воспользуется Сетью, чтобы скачать реферат, другое — когда чуть ли не каждое задание в книге требует зайти на какой-либо сайт. К тому же такая возможность есть у городских школьников, но не у сельских. Не каждый районный центр в ВКО может похвастать стабильным наличием интернета.

В МОН РК прокомментировали наиболее критикуемые задания из учебников по русскому языку. По мнению министра образования и науки РК Ерлана Сагадиева, анализ сказки "И-пызява" Людмилы Петрушевской способствует развитию аналитического мышления, умению экспериментировать со словом, языком. За передачу "Вечерний Ургант", героями которой стали дети, рассказывающие о народных традициях, вступилась доктор филологических наук, профессор ЕНУ имени Гумилева Евгения Журавлева. По словам эксперта, здесь главная прелесть — доступное и образное изложение.

Давили авторитетом

На заседание, помимо мам и пап, пригласили представителей управления образования, нескольких школ, в том числе Назарбаев Интеллектуальной школы (НИШ) Усть-Каменогорска. Стоит отметить, что именно в НИШ разрабатывалась и проходила апробацию методика обновленного содержания образования. Об этом МОН РК сообщает на своей странице в соцсети.  

Наша справка
На сайте okulyk-edu.kz (Республиканский научно-практический центр "Учебник") размещены учебники для 3, 6 и 8 классов. Раздел называется "Общественная оценка". Всем желающим предлагается оставить свои комментарии (замечания) и предложения, направленные на улучшение качества и содержания книг.

Родителям в очередной раз напомнили, что главная цель новшеств — научить детей мыслить нестандартно, учить их добывать знания, справляться с растущим информационным потоком, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и новым технологиям.

— Обновленное содержание — это не новое содержание учебников. По сути ничего не изменилось, — ответила на критику родителей директор и учитель русского языка гимназии № 38 с углубленным изучением английского языка Инесса Чернышева. — Изменился подход. Я сегодня специально взяла учебники 1986, 1991, 2001, 2002 годов издания. Тексты в них вызывают много вопросов относительно нравственности, корректности по отношению к возрастным особенностям детей. Теперь что касается содержания. Возьмем учебник за 6 класс предыдущих годов издания. Раздел "Фонетика" — даются редуцированные, щелочные, локализованные звуки. Мы никогда не понимали, зачем это детям. Но почему-то раньше родительская общественность такой активной позиции не занимала.  

Одна из выступающих и вовсе заявила, что родители не обладают достаточной компетентностью, чтобы обсуждать новаторские идеи.

— Мы собрались для диалога. Но высказываются "за" люди, которые имеют педагогическое образование, очень глубоко разбираются во всем этом. А реплики с места неуместны, потому что учебник, программу вы не знаете, основы и принцип построения вам тоже неизвестны. Я понимаю, что критиковать всегда легче. Но вы хотя бы прислушайтесь к специалистам, — отметила директор средней школы № 39 Усть-Каменогорска Руза Бердыбаева.

За чей счёт?

Заявления уважаемых работников педагогической отрасли только подогрели страсти.

— Мы, родители, опосредованно являемся потребителями услуг в сфере образования и оцениваем их качество не по соответствию перманентно новым программам, а исключительно по собственному пониманию пользы для своих детей. Мы для них всегда желаем только самого лучшего, чего не всегда желают чиновники, — резонно отметил председатель рабочей экспертной группы по вопросам образования при Общественном совете ВКО Роман Честных. — И понять ошибочность и недопустимость отдельных учебников многие из нас в состоянии, даже не будучи сотрудниками сферы образования.

И потом, давайте будем честны. Родители давно поддерживают сферу образования финансово. Позиция Минобразования насчет школьных поборов, бывает, расходится с действительностью. Сбор денег на ремонт классов и другие учебные нужды официально запрещен, но на деле он существует. Просто по-другому называется. Учителя ненавязчиво намекают, что в класс нужен, к примеру, шкаф, и многозначительно добавляют: это для удобства ваших же детей. Деньги собирает родительский комитет, школа вроде бы и ни при чем.

— На родительских собраниях звучит один и тот же рефрен: вы обязаны заниматься дома с детьми! И почему-то никого не волнует, что мы — непрофессионалы в сфере обучения, педфак не кончали, — возмущается мама семиклас­сника Нина Русакова. — В лучшем случае советуют: нанимайте репетиторов!

Вполне естественно, что мамы и папы, вкладываясь в образование морально и материально, хотят, чтобы с ними считались.

Обновленная программа образования тоже в какой-то мере рассчитана на кошелек родителей. Достаточно вспомнить ситуацию с рабочими тетрадями для первоклассников, которые идут вкупе с учебниками обновленного содержания. К началу учебного года так и не решился вопрос: за чей счет должны приобретаться прописи по обучению грамоте, математике и казахскому языку? В конце августа родителям учащихся в Усть-Каменогорске объявили, что прописи они должны покупать самостоятельно. Позже обнадежили: тетради выдадут бесплатно. Однако некоторые мамы и папы уже успели обеспечить своих чад рабочими тетрадями, выложив за них больше десяти тысяч тенге. Остальные всё ещё ждут обещанного — за счет бюджета приобретена лишь часть прописей. Когда все тетради окажутся в распоряжении школ, неизвестно. Городской отдел образования, куда мы адресовали вопрос, на момент подготовки материала к публикации ответ на него не предоставил.

Русскому учат как иностранному?

Бурная и долгая дискуссия, как и следовало ожидать, ни к чему не привела. Каждая из сторон осталась при своем мнении. Однако родители, желая быть услышанными, решили обратиться напрямую к Президенту Республики Казахстан.

"Данные учебники не являются источником знаний при изучении русского языка, а, наоборот, разрушают тот запас знаний, который наши дети получили за предыдущие годы обучения, — говорится в обращении. — По новым учебникам детей учат русскому языку как иностранному, без требования высокого уровня владения языком".

— Учебники обновленной программы должны быть апробированы в пилотных школах, желательно и сельских. Это необходимо для полноценного изучения результатов их внедрения, в том числе с точки зрения психологического воздействия, — считает Роман Честных. — До сознательного внедрения новых учебников нужно вернуться к обучению по старой программе.

Добавим, что Усть-Каменогорск стал далеко не первым городом в Казахстане, где обновленная программа образования подверглась критике. Наложить мораторий на новые учебники русского языка требуют также активисты из Уральска.

В тему

Объявить мораторий на учебники и программы по русской литературе для казахских школ предлагает кандидат педагогических наук, профессор Зубаржат Боранбаева. Об этом сообщает Total.kz.

"Составители программы не читали художественные произведения, которые они рекомендуют для учеников 5 - 9 классов. Иначе как объяснить, что, например, название повести Распутина "Прощание с Матёрой" они перевели на казахский язык как "Анамен коштасу", то есть "Прощание с Матерью"? А речь в повести идет о поселке Матёра, который должен быть затоплен в связи со строительством Братской ГЭС. (…) Обновленная программа МОН РК противоречит программной статье Нурсултана Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания". Из прежних программ исключили произведения, которые имеют то или иное отношение к Казахстану. Например, убрали "Слово о полку Игореве", "Фелицу" Державина, "Емшан" Майкова, "Бикей и Мауляну" Даля. Исключили даже повесть "Тарас Бульба" Гоголя, которая воспитала миллионы школьников в патриотическом духе".

YK-news.kz будет следить за темой.  

Лика Субботина, Дарья Хацанович

Также читайте