Отец погибшего участкового считает, что сотрудники РОВД ограбили его умирающего сына

22 августа 2015, 13:07
Сейчас читают:
Отец погибшего участкового считает, что сотрудники РОВД ограбили его умирающего сына Отец погибшего участкового считает, что сотрудники РОВД ограбили его умирающего сына
Отец погибшего участкового считает, что сотрудники РОВД ограбили его умирающего сына
Амантай Маргулан не успел прослужить и несколько месяцев
Фото из социальной сети

Амантай Маргулан, 21-летний выпускник Академии МВД, работал в районном отделении полиции в Урджаре. Преследуя подозреваемых на личном автомобиле, молодой участковый попал в аварию. По словам отца Амантая, сотрудники местного РОВД, прибывшие на место, не только не оказали помощь пострадавшему. Они, по версии мужчины, обокрали беззащитного парня, забрав дорогой смартфон — iPhone, некоторые детали машины и даже сняли с руки участкового золотой перстень. Прихватили и форменную фуражку умирающего. Амантай Маргулан скончался через несколько дней в районной больнице. На скамье подсудимых впоследствии оказался лишь один из шести полицейских, выезжавших на место ДТП. Остальные продолжают работать в Аягозском РОВД, передает корреспондент YK-news.kz.

Нескорая помощь

Амангельды Сатмуханбетов с горечью рассказывает о юноше, которого воспитывал с младенчества.

— Родные родители Амантая погибли, когда он был совсем маленьким, — вспоминает мужчина. — Я растил его, как родного сына. Вся наша семья трудится на страже закона. Среди родных есть сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры и судов. Я и сам 26 лет проработал в милиции. Оба моих сына пошли по моим стопам. Амантай в прошлом году закончил Академию МВД. Несмотря на привлекательные предложения по службе, он попросил направить его на работу в Урджарский район. Там живет бабушка Амантая, он хотел быть поближе к ней, чтобы помогать в случае необходимости.

На посту участкового инспектора молодой человек успел проработать всего месяц.

— Амантай вышел на след местных конокрадов, — излагает свою версию событий Амангельды Касымович. — Ночью 3 июля 2014 года он преследовал подозреваемых на собственном автомобиле "Тойота". В пяти километрах от Аягоза сын не справился с управлением — и машина перевернулась на трассе. В нескольких минутах езды от места ДТП находится стационарный пункт полиции. Инспектор видел аварию и поспешил на место происшествия. Позже на суде он рассказал, что обнаружил в салоне тяжело дышащего парня. Но вместо того, чтобы помочь и отвезти пострадавшего в больницу, полицейский просто развернулся и уехал. Потом он объяснил на процессе, что вообще не имел права оставлять свой пост. При этом он не вызвал скорую помощь, не сообщил об аварии в РОВД. В экстренные службы позвонил проезжавший мимо военнослужащий.

По словам отца Амантая, в районную больницу, находящуюся в нескольких километрах от места происшествия, парня доставили только через четыре часа.

— Я добрался до места аварии спустя сутки, — говорит отец инспектора. — Там я увидел кузов от "Тойоты", которую я подарил сыну. Кто-то разобрал ее по винтикам, оставив только остов и мотор. Оттуда я поспешил в больницу к сыну. Здесь меня встретила наша родственница, которая работает врачом на "скорой" и выезжала в то утро на место трагедии. Она и заметила, что на руке у Амантая нет перстня. Вместо него на пальце остался лишь бледный след. С момента, когда машина перевернулась, и до того, как приехали врачи, рядом с Амантаем был только тот самый полицейский. Его я и заподозрил в краже. Потом выяснилось, что пропал и сотовый телефон сына. Травма головы оказалась настолько серьезной, что через несколько дней Амантай умер в больнице от кровоизлияния в мозг, не приходя в сознание. Я сразу написал заявление в Аягозский отдел полиции, где изложил свои подозрения.

Погоня за погонами

Сомневаясь в честности сотрудников Аягозского РОВД, пенсионер начал собственное расследование. Единственной его зацепкой стал айфон, похищенный с места ДТП.

— Через знакомых я выяснил, что телефон Амантая находится в Аягозе, но в нем другая сим-карта, — делится своей версией событий Амангельды Сатмуханбетов. — Получив номер, я узнал, у кого айфон. Новый хозяин мобильника признался, что телефон ему продал старший эксперт-криминалист Аягозского РОВД Камаров. Он выезжал на осмотр места происшествия в составе следственной группы вместе с еще несколькими следователями и дознавателями.

Этого криминалиста осудили в декабре 2014 года. Суд вынес ему наказание в виде двух лет лишения свободы условно за злоупотребление служебным положением, когда удалось доказать его причастность к исчезновению айфона. Камарова также уволили из правоохранительных органов. Амангельды Сатмуханбетов был уверен, что удастся наказать и остальных.

— Во время суда все участники следственной группы рассказали о том, как каждый из них вел себя на месте аварии, — поясняет собеседник. — Полицейские указали в протоколе, что отбуксировали машину к зданию РОВД, хотя на самом деле она еще двое суток стояла разобранная на трассе. Я считаю, они могли бы спасти моего сына, но не стали оказывать помощь. Думаю, после они и вовсе обокрали человека в бессознательном состоянии. Но мое изначальное заявление разделили на три дела: хищение айфона, кража запчастей и халатность полицейских. До суда дошло только первое. И хотя суд вынес частное постановление о том, что полицейские отнеслись к своим обязанностям халатно и совершили подлог документов о доставке автомобиля, остальные два производства были сначала приостановлены, а потом и вовсе закрыты за отсутствием состава преступления. Следствие заключило, что доказательств вины стражей правопорядка нет.

Корреспонденту YK-news.kz удалось связаться с участником следственной группы, который единственный понес уголовное наказание. Даурен Камаров с неохотой вспоминает утро аварии.

— Мы прибыли на место ДТП, когда "скорая" уже забрала водителя, — излагает свою версию событий экс-полицейский. — В машине мы обнаружили пустые бутылки из-под пива, скорее всего, участковый выпивал за рулем. Насколько мне известно, не проводилась даже экспертиза. Лично я ни разу не видел Амантая Маргулана. Когда мы приехали в больницу, он уже был в реанимации. Мы попросили у врачей его личные вещи, чтобы найти служебное удостоверение. Его нигде не оказалось, а всю одежду порезали доктора, когда осматривали парня. Никакого перстня среди вещей не было. Родственники погибшего утверждают, что мы забрали деньги из кошелька, а он на самом деле был пуст.

Единственным нарушением со стороны правоохранительных органов бывший криминалист считает то, что машину оставили на трассе без присмотра.

— Мы подписали протокол, в котором написали, что отбуксировали автомобиль к РОВД, — признает Даурен Сериккалиевич. — Но обеспечить его охрану и доставку должны были дорожные полицейские. А они оставили авто на обочине, там его и разобрали неизвестные. Что до телефона, он лежал на дороге недалеко от машины, когда мы приехали. Я не скрываю, что через какое-то время забрал его из кабинета в РОВД. За этот поступок я уже понес наказание.

По ту сторону барьера

Отец Амантая Маргулана побывал на приеме у прокурора области, написал письма в генеральный надзорный орган и даже президенту страны, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.

— Жена и дочь уговаривают меня отступить, — делится Амангельды Касымович. — А я не могу себе этого позволить! Амантай был светлым человеком и отличным полицейским. У тех, кто сделал с ним такое, нет ни совести, ни понятия о чести мундира. Выяснилось, что мы знаем отца одного из тех полицейских. Мы пригласили его к себе домой, кричали, ругались, призывали к совести. Тем же вечером этот полицейский принес нам магнитолу и фуражку Амантая. Дело в том, что головные уборы выпускников академии отличаются от обычных большим размером. Те полицейские позарились даже на форму сына. Причем в описи вещей на месте происшествия ни фуражки, ни магнитолы не было вообще. Что до самих следователей и дознавателей, ни во время расследования, ни на суде они не то что не пытались извиниться, но даже не выразили своих соболезнований. Я только надеюсь, что старший группы понесет ответственность за преступление и за то, что они старались его скрыть. Обидно, что такое поведение в полиции входит в систему.

В уполномоченных органах в курсе подозрений пенсионера МВД, но не видят нарушений в ходе расследования.

— После проведенного осмотра автотранспортное средство было оставлено на месте происшествия, в результате чего неустановленными лицами совершено хищение комплектующих частей автомашины и личного имущества Амантая Маргулана, — ответили в областной прокуратуре на официальный запрос YK-news.kz. — По факту кражи возбуждено уголовное дело. Срок досудебного расследования по нему неоднократно прерывался в связи с неустановлением лиц, совершивших уголовное правонарушение.

По последним данным прокуратуры, дело "о пропавших запчастях" вновь отправили на дополнительное расследование, вторят своим коллегам и сотрудники ДВД ВКО.

— Факт подделки протокола места происшествия не установлен, — значится в ответе пресс-службы ведомства. — Расследование по факту тайного хищения с автомашины колес и комплектующих продолжается.

При этом в ДВД добавили, что все же наказали полицейское начальство. Правда, не Аягозское, а Урджарское. Поплатились за произошедшее начальники самого Амантая.

— Лейтенант полиции Маргулан в момент совершения ДТП находился не на службе, выехал за пределы дислоцируемого района без служебной необходимости, самовольно, — пояснили в департаменте. — За допущение этого случая привлекли к дисциплинарной ответственности ряд руководителей Урджарского ОВД.

***

Спокойствие жителей Аягоза по-прежнему охраняют члены следственной группы, выезжавшей утром на трассу, где перевернулась машина Амантая Маргулана. А его отец, отчаявшись добиться справедливости на местном уровне, отправился искать защиты в столице. Недавно пенсионер побывал на приеме у министра внутренних дел. Калмуханбет Касымов, к слову, несколько лет назад возглавлявший ДВД Восточного Казахстана, пообещал, по словам убитого горем отца, взять дело под свой личный контроль.

Зарина Жумагалиева

Также читайте