Первый казахстанский: история в лицах

7 декабря 2017, 5:00
Сейчас читают:
Первый казахстанский: история в лицах Первый казахстанский: история в лицах
Первый казахстанский: история в лицах
Директор по качеству АО "АЗИЯ АВТО" Сунгат Беркутов

15 лет назад Казахстан не знал ничего о такой промышленной отрасли, как автомобилестроение. Со строительством усть-каменогорского автосборочного завода страна открыла для себя абсолютно новую индустрию. Вместе с ней стали появляться и незнакомые до того времени профессии. Накануне юбилея «АЗИЯ АВТО» мы публикуем воспоминания первого в Казахстане автомобильного аудитора Сунгата Беркутова.

Автомобильный аудитор № 1 в Казахстане

— Летом 2003 года я проезжал по улице Бажова и увидел новый завод "АЗИЯ АВТО", заинтересовался, решил попробовать устроиться на работу. Мой первый рабочий день пришелся на 3 октября 2003 года, — рассказывает директор по качеству АО "АЗИЯ АВТО" Сунгат Беркутов.

Автомобилями Сунгат увлекался еще в детстве. Школу закончил в 16 лет. До призыва в армию было еще далеко, и Сунгат пошел работать в автопарк. Там приметили старательного и талантливого ученика моториста и предложили ему пойти учиться, дали целевое направление в Усть-Каменогорский строительно-дорожный институт. Закончив факультет "Автомобильный транспорт", Сунгат вернулся в свой автопарк и трудился инженером до призыва в армию. После службы работал некоторое время диспетчером в Алматы, но всё равно вернулся в Усть-Каменогорск. И вот Сунгат на заводе.

— Меня поразили идеальная чистота, высочайшая культура производства. Проходя через участок испытаний, я даже не мог и подумать, что через некоторое время стану его руководителем. Приняли меня техником, я занимался текущим операционным контролем, разбраковкой комплектующих изделий, приемкой автомобилей.

Оставался после работы, много читал специальной литературы. Были организованы кружки качества, для нас проводили занятия, знакомили с методологией оценки качества.

В декабре 2004 года Сунгата Беркутова назначили мастером участка.

— К этому времени мне удалось освоить текущий контроль, контроль производства и окончательный контроль. После того как познал "Ниву", настало время изучать Skoda — первую иномарку, к выпуску которой начали готовиться на заводе.

В преддверии запуска Сунгат Беркутов поехал на обучение в Чехию в составе большой группы заводчан.

— Мы находились на учебе 6 недель. Изучали приемку, контроль, оценку автомобиля, всё, что входит в понятие автомобильного аудита.

По окончании учебы предстояло сдать экзамен. Очень волновались. Экзамен принимали представители Volkswagen. В течение 3 дней нам нужно было давать оценку качества автомобилей. Потом нашу работу перепроверяли.

Вопреки всем волнениям результат Сунгата Беркутова оказался блестящим — 98%! Ему выдали сертификат автомобильного аудитора № 1 в Казахстане. По сей день этот бесценный документ находится на почетном месте в кабинете Сунгата Алтайкановича.

— Конечно, я испытывал радость. Сам проект еще не был запущен, но мы уже возвращались домой окрыленные.

Сертификат аудитора бессрочный. Тем не менее Сунгат Алтайканович не единожды подтверждал свой сертификат, который, кстати, дает право проводить аудит на любом заводе концерна Volkswagen.

Наконец-то пришло время запуска нового проекта по выпуску Skoda на "АЗИЯ АВТО".

— Для нас все было впервые. Первая машина была собрана и испытана в присутствии представителей Skoda. Был сделан аудит процесса и аудит автомобиля. Провели дорожные испытания, автомобиль проехал по нашим дорогам 10 000 километров. Все прошло удачно, и мы получили разрешение на серийную сборку. Завод начал выпускать Skoda Octavia А4. Мы хорошо отработали. Все требования были выполнены.

После стали готовиться к началу совместного с General Motors проекта по выпуску автомобилей Chevrolet. Схема запуска была такая же. К нам приехали специалисты GM, они обучали как сборке, так и аудиту по методике GM. А все дальнейшие этапы были нам уже знакомы: сборка нулевой серии, испытания, аудит, дорожные испытания, аудит процесса, разрешение на серийное производство. Результат всегда был хороший.

Непременное условие концерна Volkswagen — обязательное проведение аудита. Поскольку Сунгат Беркутов был в то время первым и единственным аудитором, эту работу приходилось проводить ему.

— Я работал одновременно и мастером, и аудитором. Оставался после работы для проведения оценки. Требование было жесткое — проводить аудит одного автомобиля еже-дневно. Только чуть позже меня перевели полностью на это направление работы, был создан испытательный центр. Позже сертификат аудитора получил еще один специалист "АЗИЯ АВТО" Александр Репин.

А между тем Сунгата Беркутова ждало новое назначение - начальником отдела системы качества.

— К тому времени завод уже прошел сертификацию по системе качества. Моей задачей было поддержание этой системы. Это достигается внутренним аудитом процесса. В каждом подразделении есть работник, ответственный за систему качества. Все они входят в группу внутреннего аудита, который проводится раз в год. По итогам аудита вносятся предложения по улучшению системы качества. Особенность нашего завода в том, что он мультибрендовый. Здесь нужно учесть и свести вместе требования по системе качества всех наших технологических партнеров.

Нас обучали представители сертифицирующей организации, были курсы в национальном центре сертификации по подготовке аудиторов системы менеджмента качества.

Осенью 2008 года меня назначили начальником отдела технического контроля. Я вернулся к тому, с чего начинал.

Работа ОТК была уже хорошо отлажена. Определилась структура: бюро входного контроля, участок испытаний, технический контроль, центр аудита. Важно было совершенствовать эту деятельность, правильно распределить людей.


Участок испытаний и технического контроля завода "АЗИЯ АВТО"

Вскоре мы успешно запустили производство автомобилей четвертого бренда — KIA. Наладили контакты с корейскими коллегами, изучили требования по качеству. Побывали в Украине, в Ильичевске, где уже был налажен выпуск KIA. Посетили и Китай, где проходил семинар по обмену опытом автомобилестроителей стран — членов Шанхайской организации сотрудничества.

Сунгат Алтайканович ответственно заявляет:

— Качество автомобилей, выпускаемых на заводе "АЗИЯ АВТО", нисколько не уступает качеству на заводах партнерских брендов. Я побывал на всех головных предприятиях SKODA, Chevrolet, KIA и, конечно, LADA, поэтому ситуацию знаю не понаслышке, могу сравнивать.

Коллега Сунгата Беркутова, директор по производству Сергей Екимов, когда-то возглавлявший отдел системы менеджмента качества, а после и отдел технического контроля, считает:

— Система менеджмента качества, как и все производственные процессы на заводе "АЗИЯ АВТО", сертифицирована в рамках стандарта ISO 9001, а это значит, что при запуске каждой новой модели автомобиля или при изменении каких-то ее технических характеристик вендоры-партнеры проводят у нас полный аудит. Поэтому мы не только непрерывно совершенствуем уровень производства. А это возможно только за счет профессионального развития каждого отдельно взятого работника.

Собственно, такой кадровый подход и является одной из наших сильных сторон, сделавших завод "АЗИЯ АВТО" самым эффективным машиностроительным производством в стране — таковы оценки независимых экспертов. В частности, агентства "Интерфакс-ЭРА".

Сунгат Алтайканович уверен — команда службы качества готова к любым задачам.

— У нас большой коллектив и я уверен в каждом. Это уникальные специалисты, мастера своего дела.

Самое запоминающееся для Сунгата Беркутова за годы работы — запуск новых моделей.

— Каждый запуск — это выдох. Получилось, теперь можно передохнуть. Но передохнуть не получается. Сразу же начинается подготовка к выпуску новых моделей. На месте мы не стоим, двигаемся только вперед.

Запомнился Сунгату Алтайкановичу и 10-летний юбилей завода.

— Кроме награждения юбилейным знаком "АЗИЯ АВТО", я получил еще и звание "Почетный машиностроитель Казахстана".

А незадолго до первого заводского юбилея Сунгат Беркутов приобрел машину производства "АЗИЯ АВТО".

— Машина у меня была всегда. Когда стал работать на заводе, сразу для себя решил — буду брать только новый автомобиль и только нашего производства.

— 14 лет работы на "АЗИЯ АВТО" пролетели как один миг, — говорит Сунгат Алтайканович.

— Все эти годы были для меня увлекательными и вместе с тем гиперответственными, так как ежедневно приходится давать оценку работе своих коллег, по сути, оценку качества работы всего предприятия. Это каждый раз волнительно. Но в то же время приятно осознавать свою непосредственную причастность к великому таинству, которое происходит, здесь в стенах завода, — появлению на свет нового автомобиля!

По мнению напарника Сунгата Беркутова, сотрудника АО "АЗИЯ АВТО", получившего звание второго аудитора в Казахстане, Александра Репина, глобальная задача любого автомобилестроителя в том, чтобы двигаться к идеальному автомобилю. В Вольф-сбурге, на заводе "Volkswagen" он видел под стеклом идеальный образец:

— Там стоит автомобиль с идеальными параметрами, вплоть до микрон. Он исполнен в разрезе, так, что видны все узлы и агрегаты, плотное стекло лишает машину какого-либо внешнего воздействия. Это эталон. В реальности сделать такой автомобиль, конечно, непросто, влияют многие факторы, в первую очередь человеческий. Но стремиться к этому необходимо...

Также читайте