Полтора десятка лет жители дома в Усть-Каменогорске живут без отопления и горячей воды

29 ноября 2015, 12:16
Сейчас читают:
Полтора десятка лет жители дома в Усть-Каменогорске живут без отопления и горячей воды Полтора десятка лет жители дома в Усть-Каменогорске живут без отопления и горячей воды
Полтора десятка лет жители дома в Усть-Каменогорске живут без отопления и горячей воды
Дом, в котором развернулась "холодная война"
Фото Виктор Абакумов

В их квартирах ледниковый период наступает в ноябре и продолжается до поздней весны. У каждого в шкафах две пары валенок — в одних ходят по улице, в других — в квартире. Окна приходится часто менять, потому что рамы сгнивают от сырости. С потолка течет вода, а из кошелька утекают деньги — обогрев жилища теплофонами обходится в 20 тысяч тенге ежемесячно. Так переживают уже пятнадцатую по счету зиму жители дома № 5/1 по улице Грибоедова, передает корреспондент YK-news.kz.

Владельцы квартир в злополучном доме в прошлом работали на предприятии "Алтайсвинецстрой". В "эпоху" до ледникового периода тепло в жилье поступало от котельной компании. В конце девяностых годов прошлого века производство закрылось вместе с котельной. С этого дня и началась во всех смыслах слова холодная война жильцов с коммунальными проблемами, а заодно и с властями.

Надежда Кузнецова: сезон осень-зима приходится встречать в валенках

Под одной крышей живут сорок пять семей. Принять ванну для них — предел мечтаний, для этого воду приходится нагревать в многочисленных тазах и ведрах. Холодильники зимой почти не нужны, их вполне заменяют покрытые коркой льда подоконники. Такой быт по-своему уникален — в госорганах не смогли назвать ни одного дома в Усть-Каменогорске, где жители больше пятнадцати лет живут в режиме "все выключено".

Пол в квартире 71-летней Надежды Кузнецовой застелен половиками, кусками материи и коврами в несколько слоев. Сама хозяйка ходит в валенках. На первый взгляд это кажется лишним. Но через пару минут понимаешь: стоять на полу холодно даже в сапогах.

На втором этаже чуть теплее, — будто оправдывается женщина. — Отопления нет, горячей воды тоже. Окна и входную дверь пришлось поменять — они сгнили от сырости, потому что крыша протекает с третьего этажа до первого. В прошлом году мы собрали деньги и частично залатали кровлю. Надо менять всю, но часть жителей не хочет вкладываться в ремонт. А как их заставишь?

На втором этаже действительно теплее. Хотя сырости больше — из-за "плачущей" крыши отсырели стены, начисто облезли обои и штукатурка. Пол по весне во всех смыслах плывет. Именно такая "картина в духе маринистов" в квартире 78-летней Зинаиды Ригель. На зиму бабушка занавешивает окна шерстяными одеялами, но, несмотря на это, в доме пенсионерка ходит в пуховом платке и валенках.

Зинаида Ригель показывает на свой "плачущий" потолок

Мы обращались во все инстанции, куда только можно, — рассказывает труженик тыла Зинаида Ивановна. — Признано, что дом находится в санитарно-защитной зоне, обещали нас переселить — не переселили. Потом говорили, сделаем смету и проведем отопление — не провели. В итоге нам велели делать ремонт здания по программе термомодернизации. У нас больше половины квартир сдаются внаем на летнее время, и их владельцы не собираются вносить деньги. Как нам быть?

Местные власти уверены, что сезон вечной мерзлоты наступил в доме по вине самих жильцов и спасение замерзающих — дело рук самих замерзающих.

Подключить дом к централизованной системе теплоснабжения технически невозможно, — пояснили в отделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска. — Рассматривали вариант подключения к отоплению от ТОО "Ульбакомплекс". Для этого нужно прокладывать трубы. Однако пока внутридомовую систему отопления не приведут в порядок, нет смысла начинать работы по прокладке труб. На общем собрании жильцы отказались собирать деньги. Чтобы признать дом аварийным, собственникам квартир нужно обратиться к экспертам в организацию ТОО "Восток Инжиниринг" или в ТОО "Восток СТД".

Юристы уверены, что решить проблему жители дома смогут только сообща.

— Жильцы должны понять: никто не отремонтирует им дом, пока они сами за это не возьмутся, — уверен юрист Алексей Божков. — В ином случае отопление так никогда и не появится. Необходимо проводить собрание жильцов. Неважно, состоит дом в КСК или нет. Если придут не все жители, то нужно собираться повторно, тогда уже не имеет значения, сколько человек присутствует, и принимать решение о сборе средств на ремонт дома. На тех, кто уклоняется от уплаты, жильцы могут подать в суд и обязать их внести средства. Только так можно решить эту проблему.

Сейчас в холодных квартирах дома по улице Грибоедова ведутся горячие дискуссии и готовятся обращения в многочисленные инстанции. Правда, жильцы еще не определились, в какие конкретно ведомства станут писать, чтобы дом наконец официально признали непригодным для жилья.

Елена Балова

Также читайте