Последние из могикан

14 апреля 2012, 3:05
Сейчас читают:
Почему сельским детям легче попасть на прием к узкому специалисту, чем городским
Направление к детскому узкому специалисту в Усть-Каменогорске означает, что вы вступили на "тропу войны" - долгий, изнуряющий путь талонов, очередей, нередко - разговоров на повышенных тонах с врачами или родителями, тоже пытающимися показать своего ребенка лору или аллергологу. Консультации врачей узкой специализации входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. Но часто в регистратуре нам прямо и честно говорят: "Идите к платному врачу. Ищите как-нибудь сами".

По-стахановски

Почему врачи не справляются с нагрузкой?

Все просто: по штатному расписанию, сохранившемуся неизменным еще с советских времен, число узких специалистов не зависит от количества детей, прикрепленных к поликлинике. Положено, к примеру, по одному хирургу и аллергологу, два лора и нефролог на полставки, так и формируется штат. А то, что на каждую из двух детских консультативных поликлиник города приходится по 25-26 тысяч детей, это никто не учитывает.

Конечно, совсем без нормативов узких специалистов не оставили.

- Лор-врач должен принимать 3,5 человека в час. То есть за день - 27 детей, - рассказывает заведующая первой детской консультативной поликлиникой Гульмира Боранбаева. - Это норматив на ставку. А врач принимает каждый день по 70 человек. В дни здорового ребенка - по сто с лишним. Когда приезжают с проверками, спрашивают: вы почему так много детей принимаете? Разве может так работать врач? Где ваше качество?

Кроме всего прочего нагрузки на врачей существенно возросли и по другим причинам. Во-первых, добавились обязательные профосмотры по возрастам. Во-вторых, дети стали болеть чаще.

- Сейчас пиелонефрит, как ОРЗ, - у каждого второго ребенка. Тем более с нашей экологией, - продолжает Гульмира Абзылкановна. - Сами знаете, сколько аллергических детей. А нам положен один аллерголог. Но у нас и его нет!

С ней согласен заведующий второй детской консультативной поликлиники Александр Осколков.

- К окулисту попасть невозможно. Раньше патологий зрения было очень мало, а сейчас они у 50 процентов детей, - говорит Александр Сергеевич.

При этом разговор о доплатах врачам за переработку никто не поднимает.

Не имеете права не принять!

Родителям все равно, что нормативы не меняли и что врачи принимают в два раза больше детей, чем положено. Потому что их сокровище болеет, и врач должен его осмотреть. Однако много в лечении вашего ребенка зависит от того... где вы живете.

Например: детям Ульбинского района легче попасть к аллергологу – у них есть такой специалист. Однако, сейчас врач на больничном. Есть у них шанс попасть и к гастроэнтерологу. Правда, 6 апреля запись на этот месяц уже была закончена. Теперь с 30 числа будет формироваться список на май. В Октябрьском же районе единственный гастроэнтеролог уже три месяца на больничном. И так по всем специалистам. Где-то лучше с одними врачами, где-то с другими.

Когда ребенок болеет, ждать приема по три-четыре недели невозможно. Многие начинают отстаивать свои права.

- Одного не примешь - все, пошел писать жалобы, - говорит о наболевшем Гульмира Абзылкановна. - Мощность поликлиники 240 человек в день, а мы обслуживаем 700! Как я могу заставить человека принимать всех, если ей положено на ставку работать? И больше не заплатят. Врачи работают с такой нагрузкой, и еще каждый кричит, на нервы действует.

Неудивительно, что все меньше остается в детских больницах специалистов.

- Наша лор ушла в частную клинику, гинеколог - во взрослый стационар, - рассказывает Александр Осколков. - Пульмонолог уже много лет назад на пенсию оформилась. Абсолютно всех врачей не хватает.

По нолям

Есть у двух поликлиник и общие проблемы. В них нет ни одного детского ортопеда, гинеколога, нейрохирурга, уролога, пульмонолога. В этом случае варианта у родителей два: либо обращаться в платные клиники, либо в консультативную поликлинику Центра матери и ребенка (ПЦМиР).

В первом случае все просто - плати и будешь принят. Никакой бюрократии.

Правда частный врач - удовольствие недешевое. Например, стоимость одного приема детского лора колеблется от 1600 до 2100 тенге, гастроэнтеролога - от 2000 до 2100 тенге. И процедуры, и анализы в частных клиниках тоже платные. И лекарства они выписывают недешевые. Но, чтобы вылечить ребенка, отдашь последнее.

Во втором случае прием врача бесплатный. Но много условий.

Сперва четко разграничим врачей по их нагрузке в ПЦМиР.

Многие специалисты совмещают работу в поликлинике и стационаре. На четверть ставки там работают гастроэнтеролог, гинеколог, аллерголог. К ним городские дети не попадают.

Не на полную ставку работают гематолог, ревматолог, эндокринолог. Здесь, по словам заведующей ПЦМиР Саркыт Мусабековой, однозначного подхода нет.

- Решается индивидуально - если это серьезный, тяжелый больной, состоит на учете, то можем принять, - говорит Саркыт Бектасовна.

Что касается врачей, работающих на ставку. Попасть к ним на прием можно. Если в вашей поликлинике нет соответствующего узкого специалиста, то направление выдает педиатр. Причем направление должно быть "правильное" - с обязательным указанием предварительного диагноза. Плюс обязательно обследование по данному профилю, которое можно сделать в своей поликлинике. Хотя бы общий анализ крови и мочи.

Прекрасное далеко. Очень далеко

Это картина дня сегодняшнего. Треть узких специалистов детских поликлиник уже на пенсии, еще половина - предпенсионного возраста. Кто придет им на смену?

- Мы каждый год ездим на распределение очередного выпуска врачей, - рассказывает Гульмира Боранбаева. - Другие регионы могут что-то им предложить, а мы нет. Нам же акимат не помогает. Ни деньгами, ни квартирами. Выделили две квартиры, мы их уже отдали. Нам сейчас нужен хирург, а мы ничего не можем предложить. Прошлый выпуск весь ушел в сельские районы. Там открыли новые больницы, заманили их большими подъемными.

- Мы заявки на врачей постоянно подаем в облздрав и на распределение. Но выпускников сразу интересует квартирный вопрос, где они будут жить. Интересуют подъемные. И того, и другого у нас нет, - говорит Александр Осколков. - В прошлом году дали, наконец, квартиры, мы приняли педиатров. В этом году насчет квартир ничего не известно. А распределение будет уже через две недели. Вопрос на уровне акимата до сих пор не решен.

Впрочем, руководство облздрава уверяет, что "мероприятия, направленные на снижение дефицита врачей, проводятся".

- Ежегодно все руководители лечебно-профилактических организаций области участвуют в "Ярмарках вакансий", проводимых в медицинских университетах, - сообщила нам заместитель начальника областного управления здравоохранения Сауле Мукушева. - Городским и районными акиматами молодым специалистам предоставляется жилье и подъемные средства.

Но ярмарки не решают проблем. Из-за отсутствия жилья и подъемных молодые врачи не едут в Усть-Каменогорск. А из-за низких зарплат не идут и в узкие детские специалисты.

В рамках "Зарплатного проекта" мы рассказывали об окладах и доплатах медикам. Получались неплохие суммы, особенно у хирургов и работников участковой службы. Чего совсем не скажешь о начинающих узких специалистах. Им положена одна доплата - экологическая. И оклад в 42 тысячи тенге. Только через пять лет они имеют право подать на вторую категорию и будут получать дополнительно 17 тысяч.

- Детские врачи получают меньше всего, у нас нет платных услуг, нет материальной заинтересованности, - считает Александр Осколков.

- И дежурства молодым специалистам по-минимуму оплачиваются, - продолжает Гульмира Боранбаева. - Они должны пять лет работать за сорок тысяч. Кто пойдет на такую зарплату?

И это еще не все. Пять лет назад по всей стране закрыли педиатрические факультеты. В этом году будет последний выпуск педиатров. Теперь врачей готовят по новым правилам.

- Пять лет студенты учатся на общемедицинском факультете, - рассказывает нам заведующая кафедрой педиатрии Семипалатинского медицинского университета Куляш Джаксылыкова. - Затем, чтобы стать педиатрами, проходят два года интернатуры и два года резидентуры по педиатрии. То есть выйдут из стен университета врачами лет через 9-10. Чем уже специальность, тем дольше они учатся. По предварительному анкетированию студентов только пять процентов из них хочет идти в педиатрию. Это большая ответственность, очень много жалоб, низкая зарплата, - считает завкафедрой.

И можно предположить, что только абсолютные подвижники, готовы учиться 10 лет, чтобы потом работать за мизерную зарплату.

Вывод. Сложившаяся ситуация с детскими узкими специалистами вполне закономерна.

А отсюда вопросы. Как долго продлиться эта ситуация? Собираются ли чиновники от медицины решать эту проблему координально? Иначе складывается впечатление, что кто-то сознательно стремится перевести детскую медицину на платную основу.

Также читайте