Почему одна и та же история болезни в пересказе пациента выглядит иначе, чем в медицинских документах?

11 сентября 2016, 4:18
Сейчас читают:
Почему одна и та же история болезни в пересказе пациента выглядит иначе, чем в медицинских документах? Почему одна и та же история болезни в пересказе пациента выглядит иначе, чем в медицинских документах?
Почему одна и та же история болезни в пересказе пациента выглядит иначе, чем в медицинских документах?
81-летняя Нина Кострицына потратила несколько месяцев, чтобы выяснить, что ей всё-таки полагались помещение в стационар и бесплатные лекарства
Фото Зарина Жумагалиева

В марте этого года 81-летняя Нина Кострицына перенесла операцию на глазах, чтобы навсегда избавиться от катаракты. Сейчас женщина признает: если бы знала, какие мытарства ей придется перенести, то вряд ли решилась бы на это. Пенсионерка по-прежнему плохо видит. По словам Нины Митрафановны, спустя два часа после хирургического вмешательства ее буквально выставили на улицу! Вдобавок оказалось: история лечения, рассказанная пациенткой, разительно отличается от того, что указано в медицинских документах. YK-news.kz задался вопросом, почему врачебной документации нельзя верить безоговорочно, и неожиданно выяснил, что казахстанским пациентам практически невозможно узнать, как их должны лечить по нормативам.

"Заходите, следующий"

Зимой Нина Митрафановна поняла, что больше нельзя откладывать операцию, которую рекомендовали сделать врачи, чтобы улучшить зрение. Хирургическое вмешательство под названием "экстракапсулярная экстракция катаракты" должно было помочь ей навсегда распрощаться с болезнью глаза. Участковый врач выписал направление в офтальмологическое отделение областной больницы, где удаляют катаракту.

— Там перед направлением на операцию больных осматривал врач. В очереди было много пожилых людей, которые готовились к удалению катаракты. Из кабинета вышла медсестра и вручила каждому памятку: как готовиться к госпитализации и что необходимо делать после операции. В ней значились и несколько препаратов, которые следовало приобрести. Многие удивились, почему нужно покупать лекарства за свой счет, если операция бесплатная, — излагает свою версию событий Нина Кострицына. — Ответа на этот вопрос нам не дали, как и дополнительных пояснений. Знаю, что некоторые мои товарищи по несчастью купили лишние препараты. Так получилось, потому что часть лекарств из списка можно было покупать на выбор: одно или другое, но старики с плохим зрением не разглядели слово "или". Мне удалось этого избежать, потому что я стала задавать врачу вопросы, какие именно препараты надо купить, как правильно их принимать. На медикаменты я тогда потратила больше пяти тысяч тенге.

Нина Митрафановна говорит, что дома готовилась к операции, добросовестно принимала все прописанные препараты. 29 марта пенсионерка собралась в больницу. Женщина была убеждена, что ее положат в стационар. Как оказалось, напрасно.

— Через два часа после операции мне сказали, что пациентов много, мест мало и мне надо уходить, — делится своей версией событий Нина Митрафановна. — Я объяснила, что практически ничего не вижу, у меня нет близких, которые могли бы меня забрать. Каким образом я могу дойти до дома? В ответ вновь повторили: вам положено уйти, выписку заберете потом. Благо я живу недалеко, решила, как-нибудь доберусь до квартиры. Оказалось, я переоценила свои силы. Почти на ощупь дошла до ближайшего здания и облокотилась на его стену: поняла, что не могу сориентироваться в пространстве. Незнакомая женщина увидела меня, взяла под руку и довела до дома.

Дома Нина Митрафановна стала проводить послеоперационное лечение по памятке, выданной в больнице: капала в глаз сразу несколько видов капель, купленных за свой счет.

— В глазах двоилось, едва-едва могла разглядеть надписи на флаконе с каплями, — вспоминает пенсионерка. — На лице у меня была повязка, выйти на улицу — проблема, боялась сослепу упасть. И вот в таком состоянии в течение десяти дней я ходила в больницу, чтобы забрать выписку. Каждый день мне говорили — приходите завтра.

Внимательно изучив полученный наконец документ, пожилая пациентка сделала сразу несколько открытий.

— Оказывается, я три дня лежала в стационаре! — удивляется Нина Митрафановна. — Да ладно бы только это. В выписке перечислили, какие лекарства мне там давали! Из десяти препаратов на самом деле я получила один. Куда делись остальные девять? Я была возмущена не только тем, что меня не положили в стационар и не выдали лекарства, но и тем, что в выписке указали недостоверную информацию. Еще и выдали эту справку мне. Ведь я же знаю, что это неправда!

Нина Митрафановна решила выяснить, что же все-таки произошло, и пошла к лечащему врачу.

— Доктор разговаривала со мной не слишком вежливо, толком ничего не объяснила и ушла, — излагает свою версию событий Нина Кострицына. — Я обратилась к заведующей отделением, результат оказался таким же. Итог всех разговоров: вам же сделали бесплатную операцию, чем вы еще недовольны? Я обратилась к заместителю главного врача, чтобы тот выяснил, куда запропастились лекарства, которыми меня якобы лечили. Он объяснил, что не в курсе произошедшего, пригласил заведующую отделением и лечащего врача и посоветовал разобраться в ситуации с ними. Довод, что я уже беседовала с этими специалистами, не возымел действия. Круг замкнулся.

Не в полном объёме

После того, как Нина Митрафановна сполна "насладилась" аудиенцией с врачами и их начальниками, она решила прибегнуть к эпистолярному формату общения. В первую очередь пенсионерка направила письмо руководству областной больницы.

Наша справка
Что полагается людям, посещающим дневной стационар (официально это называется стационарозамещающей помощью)? В рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи стационарозамещающая медпомощь включает:
1) осмотры, консультации специалистов;
2) медицинские услуги (за исключением платных), лекарственное обеспечение в соответствии с лекарственными формулярами по медицинским показаниям;
3) раннюю и продолженную медицинскую реабилитацию для всех категорий граждан по показаниям, включая физио­процедуры и лечебную физкультуру, согласно стандартам.

"Ваше письменное обращение рассмотрено на заседании комиссии по разбору жалоб, — указано в письменном ответе в адрес заявительницы. — Комиссия провела расследование, не выявила грубых нарушений стандартов лечения. При этом с персоналом проведена беседа о соблюдении этики".

В управлении здравоохранения ВКО жалобщицу также заверили, что в данном случае все было чин по чину и никаких нарушений не выявлено. Это же ведомство подтвердило, что лекарства и до операции, и после нее нужно покупать за свой счет.

— Операцию мне сделали в марте, давно наступило лето, но не было никаких улучшений, я по-прежнему плохо видела, — сетует пенсионерка. — Мне вдвойне было плохо от того, что вмешательство не помогло, и от несправедливости.

В поисках правды женщина отважилась обратиться в областной департамент контроля медицинской и фармацевтической деятельности. Специалисты ведомства провели собственную проверку — и жалобы Нины Митрафановны наконец-то нашли подтверждение. Впрочем, не все. Как ни странно, по итогам проверки обнаружилось, что пациентка лежала-таки в стационаре. Правда, в дневном.

"Согласно медицинской документации, вы находились на лечении в условиях дневного стационара", — довели ревизоры до сведения Нины Митрафановны.

Дневной стационар подразумевает, что пациент днем находится в больнице, получает необходимое лечение, а вечером направляется к себе домой.

— Меня даже пытались убедить, что я действительно лечилась в дневном стационаре! — рассказывает пенсионерка. — Доктора сказали: мы каждый день вас видели. Я только диву давалась: я же за выпиской приходила десять дней подряд!

Оказалось, что горожанке полагался не только дневной стационар, но и лекарства. Комиссия выяснила, что медикаментами занемогшую горожанку обеспечили не в полном объеме.

— Я связалась со специалистом департамента, спросила, почему не указали, что из десяти положенных мне лекарств я получила лишь одно? — говорит пенсионерка. — Сотрудник коротко ответил: они просто указывают "не выдали в полном объеме". А сколько именно препаратов мне не досталось, неважно. Так я и не узнала, куда пропали эти медикаменты.

Также комиссия отметила, что пациентке обязаны были выдать выписку сразу же, а не через несколько дней.

"За выявленные нарушения к врачу применены меры дисциплинарного взыскания", — резюмировали в ответе.

"Стандарт должен служить человеку"

Так и осталось загадкой, на какую же помощь в действительности должна была рассчитывать женщина. За ответом на этот вопрос YK-news.kz обратился к экспертам.

— В нашей стране медики руководствуются стандартами и клиническими протоколами, — пояснила Бахыт Туменова, президент общественного фонда "Аманcаулык", занимающегося вопросами здравоохранения. — В каждом из них указано, как следует лечить человека в том или ином случае, обозначены сроки пребывания пациента в стационаре, препараты, которые ему положено принимать.

— Значит, пожилую женщину действительно имели право выписать через два часа после хирургического вмешательства?

— Если в стандартах это обозначено, то да. Однако здесь есть два важных момента. Больную должны были заранее предупредить о том, через какое время после операции положено покинуть больницу. Точно так же поступают, когда человека госпитализируют в стационар: ему обязаны сообщить, сколько дней он будет лежать в больнице. Разумеется, в процессе лечения сроки могут меняться, о чем пациента тоже должны информировать. Самое главное, в случае необходимости доктор вправе корректировать стандарт. Ведь у больного могут быть индивидуальные особенности, потребности, с которыми необходимо считаться. Не надо укладывать пациента в прокрустово ложе стандарта. В данной ситуации медикам стоило обратить внимание на то, что пациентке даже уже не шестьдесят лет. Исходя из этого, по-человечески, не стоило через два часа после операции отправлять домой пациентку столь почтенного возраста.

— Нормально ли, что пациент должен ждать выписку несколько дней подряд?

— Нет, не нормально. Выписку обязаны выдавать сразу же, как больной покидает стационар. Положено делать именно так, потому что в выписке указаны рекомендации врачей, которые следует соблюдать. Человеку может потребоваться дальнейшее лечение, например амбулаторное. Если нет выписки, как пациент сможет грамотно пояснить, какое лечение он получил? Разумеется, информация в выписке должна полностью соответствовать действительности. Ведь это документ, по которому другие специалисты получают важную информацию, например узнают, какие препараты назначали пациенту ранее и так далее.

Несмотря на все старания, корреспонденту YK-news.kz не удалось в открытом доступе обнаружить стандарт или протокол, по которому положено действовать в случае удаления катаракты.

— Основополагающим принципом казахстанской медицины должна быть полная информированность пациента о состоянии его здоровья и методах лечения, — подчеркивает Бахыт Туменова.

Итак, в сфере казахстанской медицины — полная открытость. Однако стандарты почему-то оказались засекреченными. Любопытно, что в России все эти нормативы представлены на сайте Минздрава. Читай - не хочу. Наших граждан от этой информации свято оберегают. Может быть, чтобы излишне внимательно не читали медицинские документы?

***

После получения ответа из департамента контроля медицинской и фармацевтической деятельности Нина Митрафановна сложила оружие. У 81-летней женщины больше не осталось сил тягаться с бюрократической системой. Лето закончилось. Однако бабушка по-прежнему едва-едва видит глазом, на котором провели операцию.

— Возможно, это связано с тем, что сразу после операции я сама капала множество капель, которые порекомендовал врач, — сетует Нина Митрафановна. — Думаю, если бы меня действительно положили на пару дней в стационар, где все необходимые процедуры проводили бы медики, этого бы не произошло. Я благодарна, что мне сделали операцию бесплатно. Но никакого эффекта я от нее, увы, не получила.

Елена Балова, Зарина Жумагалиева

Также читайте