По каким правилам госпитализируют казахстанцев

Читатели YK-news.kz часто жалуются в редакцию на медобслуживание. То из сельской больницы роженицу отправляют в роддом в областной центр, но добираться предлагают на своей машине или автобусом. То в республиканском центре нейрохирургии родным лежачего пациента из Усть-Каменогорска заявляют, что выпишут больного, потому что по дороге в столицу тот подхватил воспаление легких и операцию в таком состоянии ему делать невозможно. Как быть в подобных случаях? Ответы можно отыскать в Правилах госпитализации, утвержденных приказом министра здравоохранения и социального развития РК № 761 от 29.09.2015.

Пациенту на заметку

Рекомендуем внимательно изучить весь текст Правил госпитализации (они есть в интернете), чтобы получить представление, на что вы имеете право в качестве пациента стационара. Если возникнет спор относительно порядка и сроков пребывания в клинике, перевода в другое отделение или медучреждение, вы всегда можете сослаться на то, что предписывают правила, и настаивать на их исполнении.

Еще совет: в любой непонятной ситуации не стесняйтесь обращаться к руководству больницы, в частности к заместителю главного врача, возглавляющему службу внутреннего аудита. Эта служба разбирается со всеми жалобами пациентов, находящихся на лечении.

Будьте вежливы, излагайте претензии по существу дела, а еще лучше — переводите общение в письменный формат. Если устное заявление могут проигнорировать, то изложенное на бумаге — нет.

Не устроил ответ руководства медучреждения? Можно обратиться в управление здравоохранения (улица Гоголя, 36, телефоны: 52-32-11, 52-32-14, сайт densaulik.gov.kz). Для подачи обращений в электронном виде есть ссылка на портале облздрава call-centervko.kz. Можно пожаловаться и в департамент охраны общественного здоровья по ВКО (проспект Независимости, 17). Телефон отдела контроля за качеством медицинских услуг — 76-74-14.

Это клиника

Если выяснилось, что вам требуется круглосуточное врачебное наблюдение, то вам могут предложить лечь в больницу в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Сейчас лечение в стационаре, если есть на то показания, доступно для всех граждан Казахстана и оралманов за счет бюджета. С введением системы обязательного медицинского страхования ситуация изменится, но об этих нововведениях мы сообщим читателям в свое время.

Пока же каждого казахстанца могут положить в больницу как в плановом порядке — по направлению от терапевта СВА или поликлиники, так и экстренно. Во втором случае направление не требуется. В следующей части мы более подробно расскажем, на что вы имеете право, если вас привезли в больницу на "скорой". А сейчас мы поговорим о том, что должно происходить непосредственно в стационаре при плановом обращении.

Этап первый: приёмный покой

Если вы прибыли в приемное отделение в плановом порядке (то есть по направлению и в день, который был определен на республиканском портале бюро госпитализации), то твердо можете рассчитывать, что в рабочее время вас должны обслужить в течение получаса.

Первым делом на вас заполнят медкарту с листом назначений, куда запишут все ваши жалобы, историю болезни, данные объективного осмотра, предварительный диагноз и прочее. Важно, что в той же медкарте вы должны письменно подтвердить свое добровольное согласие на лечебные и диагностические мероприятия, которые вам предлагают.

Оказание медицинской помощи без согласия допускается в отношении лиц, находящихся в шоковом, коматозном состоянии, не позволяющем выразить свою волю; страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, или тяжелыми психическими расстройствами; с психическими заболеваниями и совершивших общественно опасное деяние. Оказание медицинской помощи без согласия граждан продолжается до исчезновения вышеуказанных состояний. Когда в стационар поступает несовершеннолетний, согласие за ребенка подписывает его родитель или опекун.

Еще одна отметка обязательно проставляется в медкарте за вашей подписью: что вы ознакомлены с правилами внутреннего распорядка больницы. Прочтите эти правила внимательно. Нарушение больничного распорядка может стать законной причиной для преждевременной выписки непослушного пациента.

Бывает, что прибывший на лечение находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения — в этом случае доказательства неадекватного состояния тоже должны быть занесены в медкарту (анализы, свидетельства врачей).

Правила четко требуют от врачей, чтобы перед началом лечения вам ясно и понятно рассказали:

  • о том, в каком вы состоянии — о диагнозе, прогнозе на будущее и плане лечебных мероприятий;
  • какое лечение вам предлагается (включая сведения о возможных рисках и преимуществах именно этих процедур и альтернативных методов лечения);
  • о том, что может случиться, если вы откажетесь от предписанных медицинских мероприятий.

Если случится, что доктора примут решение выписать вас или перевести в другую больницу, то вам должны и тут внятно разъяснить причины такого решения.

Этап второй: стационар

Лечить, кормить и ухаживать за больным в стационаре должны с момента его поступления.

Если у пациента подозревают инфекционное заболевание, ему обязательно делают санитарную обработку — полную или частичную, в зависимости от состояния. Заразных пациентов и психических больных, опасных для окружающих, помещают в отдельные боксы.

Как часто должен проводиться осмотр больных?

В первый же день новичка осматривает лечащий врач, прописывает ему необходимое лечение и рассказывает о назначенных процедурах и лекарствах. Потом этот врач должен проводить осмотр ежедневно, кроме выходных и праздничных дней (тогда осмотр поручается дежурному доктору). Тяжелых больных могут осматривать чаще, в зависимости от состояния, но не реже чем через каждые три часа. Все результаты осмотра и изменения в состоянии пациента, а также новые назначения заносятся в медицинскую карту.

Новенького в день поступления осматривает и заведующий отделением. Потом заведующий приходит к тяжелобольным каждый день, к пациентам с заболеванием средней тяжести — не реже раза в неделю и ко всем — перед выпиской. Результаты осмотра пациентов с диагнозом и рекомендациями руководитель отделения заносит в медкарту и подписывает.

Установка диагноза

По правилам клинический диагноз определяется в первые три дня и тут же заносится в медкарту. Если случай сложный, в медицинской карте указывается причина задержки постановки диагноза и назначаются дополнительные исследования и консультации специалистов. При неясном диагнозе или в случае, когда больной долго не выздоравливает, заместитель руководителя по медицинской части (в нерабочее время — ответственный дежурный врач по стационару) организует:

  • консультацию (чтобы пациента осмотрел специалист более высокой квалификации или другого профиля);
  • консилиум (когда пациента осматривают не менее трех специалистов более высокой квалификации или другого профиля с проведением дополнительного обследования).

Можно ли перевести пациента в другую больницу до завершения лечения?

Это возможно по медицинским показаниям и по согласованию руководителей обеих медицинских организаций. Также больного можно направить в другие медучреждения для проведения консультации и дополнительной диагностики.

Дети в стационаре

Родители или другие лица, которые ухаживают за ребенком, могут бесплатно оставаться с ним в стационаре с получением больничного листа, если:

  • ребенку меньше трех лет;
  • ребенок до 16 лет — тяжелобольной и по заключению врачей нуждается в дополнительном уходе.

При этом родителям предоставляют только спальное место. Обеспечивают горячими обедами за счет государства только кормящую мать ребенка до года.

Пребывание на больничной койке — не повод пропускать уроки. По правилам детям школьного возраста на период лечения создаются условия для непрерывного образования в условиях стационара. А всем юным пациентам дают возможность поиграть и отдохнуть от скучных процедур.

Этап третий: выписка

Пациента могут выписать:

  1. В случае так называемых "общепринятых исходов лечения" (выздоровление, улучшение, без перемен, перевод в другую медицинскую организацию, смерть).
  2. До окончания курса лечения — по письменному заявлению пациента или его законного представителя, если нет непосредственной опасности для жизни больного или окружающих его людей. Но при этом врачи обязаны донести до выписанного, чем чревато непролеченное заболевание.
  3. Если пациент нарушал правила внутреннего распорядка или отказывался лечиться сам и мешал другим выздоравливать. Тогда, если нет угрозы для жизни буяна, его выписывают по письменному распоряжению руководителя медицинской организации или его заместителя по медицинской части, о чем делается запись в медицинской карте.

При выписке из стационара пациенту на руки выдается бумага, в которой указываются полный клинический диагноз, проведенный объем диагностических исследований, лечебных мероприятий и рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению. Электронная версия выписки высылается в семейную врачебную амбулаторию по месту прикрепления.

Ольга Пинэко-Скворцова
(Продолжение следует.)

Добавить комментарий

Условия размещения комментариев.

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением администрации сайта. Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев.

Редакция YK-news.kz оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие действующее законодательство, в том числе высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан.

Кроме того редакция YK-news.kz оставляет за собой право удалять комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, оскорбляют авторов комментируемого материала, а также содержащие ненормативную лексику и ссылки на источники информации, не имеющей отношения к обсуждаемой теме.

Обращаем ваше внимание, что максимальное количество знаков в сообщении не может превышать 500 символов.