Правительство отказалось регулировать цену на АИ-92/93. Что дальше?

13 сентября 2015, 1:37
Сейчас читают:
Правительство отказалось регулировать цену на АИ-92/93. Что дальше? Правительство отказалось регулировать цену на АИ-92/93. Что дальше?
Правительство отказалось регулировать цену на АИ-92/93. Что дальше?
Фото Андрей Верба

Через две недели после того, как правительство отпустило курс национальной валюты в свободное плавание, вслед за отчалившим тенге госмужи решили отправить в "круиз" и стоимость популярного горючего. Власти больше не регулируют цену на бензин: девяносто второй уже скакнул до 125-130 тенге. То ли еще будет? Отплывут ли вслед за "бензиновым танкером" от "берега стабильности" и ценники на основные продукты питания? Почему стоимость горючего влияет не только на тариф на проезд, но даже на цену арбузов? 

Коридора не будет

Ветер экономических перемен, поднявший паруса национальной валюты пару недель назад и направивший родной тенге к неведомым берегам, вновь наведался в гавань казахстанской экономики. В свободное плавание капитаны финансовой системы на сей раз решили отправить один из главных товаров — бензин. 

— Правительством было принято решение: в целях исключения дефицита бензина АИ-92/93 на внутреннем рынке отказаться от государственного регулирования цен на бензин этой марки (прежний коридор — до 108 тенге за литр — прим. ред.), — заявил первый заместитель премьер-министра страны Бакытжан Сагинтаев на совещании в Астане. — Производство, которое мы имеем в стране, полностью не покрывает наши внутренние потребности, поэтому бензин мы в основном завозим из РФ.

Попытался вице-премьер ответить и на сакраментальный вопрос: почему при постоянном снижении цены на нефть стоимость горючего все растет и растет?

— В связи с тем, что мы перешли на плавающий курс тенге, соотношение рубля и тенге резко изменилось. Бензин нам приходится закупать у партнеров из России. Если мы будем так дальше продолжать, в скором времени получим большой дефицит в стране.

Во что обойдется "топливный заплыв" и не вызовут ли цены горючих слез, попытались тут же выяснить представители министерств.

— До какой цены он (бензин) может подняться, конечно, никто не ответит. Может быть, это будет 140, может быть, 150 — где-то в этом районе. Конечно, может быть некий всплеск, но потом мы ожидаем, что вся эта ситуация выровняется. Правительство, конечно же, не допустит злоупотребления и на этом (дать) кому-то заработать, — объяснил республиканским СМИ министр энергетики Казахстана Владимир Школьник.

Но если тенге и бензин уже "отплыли", стоит ли ждать с моря погоды?

Как изменились цены на бензин?

В Усть-Каменогорске сразу после судьбоносного заявления вице-премьера возник ажиотаж - у бензоколонок скапливались очереди по 20-30 автомобилей. Водители спешили заправиться по старой цене. Уже в субботу ценники со 108 тенге массово сменились на 130-135. Мы посетили некоторые городские заправки и сравнили цены. В среднем стоимость одного литра бензина АИ-92 достигла 127-130 тенге. Добавим, что на бензин марки АИ-80 и дизельное топливо правительство по-прежнему удерживает розничную цену, которая не может быть выше 89 и 99 тенге за литр соответственно.

Корреспонденты YK-news.kz попытались отследить, как менялись ценники на топливо в Усть-Каменогорске.
2011 год. АИ-92т — 102 тенге за литр. Дизтопливо — 87 тенге.
2012 год. АИ-92т — 106 тенге. Дизтопливо — 90 тенге.
2013 год. АИ-92 — 115 тенге. Дизтопливо — 102 тенге.
2014 год. АИ-92/93 — 115 тенге. Дизтопливо — 115 тенге. 
2015 год. АИ-92/93 — 99-109 тенге за литр. Дизтопливо — 107 тенге.
В конце 2009 года в Казахстане впервые начали регулировать цены на дизельное топливо. Тогдашний министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев придерживался позиции, что цены на другие виды топлива государству держать в узде не стоит. Высокий чиновник полагал, что такой бензин приобретают только обеспеченные слои населения.  
Однако спустя пару месяцев государство все-такие стало регулировать цены и на АИ 92/93, цену установили — 82 тенге за литр.

Как изменятся цены на товары?

Вслед за отправленными в длительный круиз ценами на горючее отшвартоваться от пристани мягко регулируемых цен могут десятки "шхун"-продуктов. Самое неприятное, что тихой гавани при "свободном плавании" курсов валют и расценок на топливо не наблюдается.

— Вслед за долларом и бензином поднимутся коммунальные тарифы, — рассуждает руководитель профсоюза работников малого и среднего бизнеса Галина Казанцева. — Предпринимателям придется платить долларовые кредиты по новому курсу, больше тратить на закуп товара, его доставку и содержание предприятия. Предугадать дальнейшее поведение рынка сложно. Но что это потянет за собой подорожание всех категорий товаров — это однозначно.

Даже забота властей о гражданах может в конечном счете выйти боком казахстанцам, считают эксперты.

— Опять начнется давление на предпринимателей, чтобы они не повышали цены на товары первой необходимости, — продолжает Галина Сергеевна. — Это значит, что бизнесмены поднимут еще больше цены на остальную продукцию. Ведь основная цель предприятий, как ни крути, — зарабатывать прибыль.

Принципиально иная точка зрения в отделе предпринимательства. Здесь пояснили позицию властей.

Подорожал бензин марок АИ-92 и 93, — комментирует руководитель ведомства Бауыржан Нургазин. — А вся продукция в основном завозится на автомобилях, которые заправляют соляркой. Ни она, ни так же востребованный АИ-80 не выросли в цене. Так что на потребительских товарах изменения сказаться не должны. К примеру, на днях позвонил житель города и рассказал, что на оптовом рынке "Дина" арбузы стали продавать вместо 25 тенге по 35 тенге за килограмм. Наши специалисты выехали на место, провели беседу с администратором и продавцами. Объяснили, что подорожание бензина никак не сказывается на дизтопливе, которым заправляют КамАЗы, доставляющие продукты. После разговора предприниматели вернули прежнюю цену на товар. Измениться может разве что стоимость услуг такси.

Ожидать ли дефицита и дальнейшего подорожания топлива?

Цена на бензин выросла, но власти по-прежнему рассуждают о дефиците горючего этой осенью. Будет ли бензин не просто дорогим, но еще и недоступным?

— Вряд ли дефицит возможен, так как единственное, что могло бы привести к такому варианту, — это нерентабельность деятельности заправщиков, — рассказал нам представитель одной из крупных компаний по поставке топлива. — Хорошо, что цену отпустили. Ведь на Павлодарском нефтеперерабатывающем заводе из-за ремонта значительно снизились объемы производства, а российские поставщики на протяжении всего лета постоянно увеличивали цены. В начале прошлой недели нам уже невыгодно было заключать сделки с Россией, а в Казахстане бензин не найти.

— Сейчас цена АИ-92 на местных заправках установилась на уровне 127-130 тенге за литр. Возможно дальнейшее подорожание?

— Если ажиотаж, образовавшийся на городских АЗС после заявления правительства, докатится до зарубежных поставщиков, то вполне возможно, что уже со следующей партии они захотят спекулировать на цене. А у них это, я так понимаю, никак не контролируется. Даже если цены подрастут, то к ноябрю они должны заметно упасть — на дорогах, как правило, уменьшается количество транспорта, а местные нефтепереработчики наберут обороты после завершения ремонта.

Изменятся ли цены на проезд в общественном транспорте?

После повышения стоимости бензина одним из самых интригующих стал вопрос: поднимется ли тариф на поездки в общественном транспорте? Несмотря на то, что горючее медленно плывет в сторону подорожания, перевозчики пока не спешат договариваться о повышении стоимости проезда. 

В ТОО "VOSCA" убеждены, что горячие новости не обернутся горючими слезами для перевозчиков или пассажиров. 

— Для нас это не имеет никакого значения, — уверенно заявил директор компании Марат Калелов. — Автобусы ездят на дизельном топливе, его стоимость по-прежнему регулируется. Считаю, никаких поводов для беспокойства нет.

А вот в ТОО "РОСТ" оптимизма коллег не разделяют. 

— Отказ от госрегулирования цен на бензин повлияет на все сферы жизни. В том числе и на перевозки, — убежден директор товарищества Евгений Клеин. — Во-первых, затраты на горючее — основная статья расходов в автобусных парках. Не все автобусы ездят на солярке, соответственно, покупка топлива может стать дороже. Во-вторых, есть риск того, что из-за скачка цен на бензин поднимется стоимость запчастей, которые привозят в город. По этой причине вырастут расходы на техническое оснащение транспорта. Сейчас нельзя сказать, приведет ли это к увеличению тарифа на проезд. Но такой вариант не исключен.

Как будут следить за ценами на бензин и продукты питания?

В департаменте по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по ВКО сообщили, что запросили у розничных продавцов ГСМ информацию о закупочной цене бензина. А если "пираты" от бизнеса решат взять на абордаж беззащитную стоимость бензина, выброшенного в море бурного казахстанского рынка, их ждет "черная метка". В случае выявления необоснованного роста цен предпринимателям грозят крупные штрафы, заверяют госслужащие.

— Мы провели совещание со всеми продавцами ГСМ, — прокомментировал руководитель департамента Кайрат Уразбаев. — По случаям повышения цен на бензин марок АИ-92, АИ-95 в пятницу мы сделали запросы на все крупные заправки. Поэтому они сегодня и снизили стоимость топлива. Запрашиваем и закупочные цены, и отпускные. Они дают обоснование, и мы рассматриваем, насколько аргументированно удорожание.

Напомним, бензин популярных марок на городских заправках резко вырос в цене после того, как в пятницу в Министерстве энергетики объявили о прекращении государственного регулирования его стоимости. На некоторых АЗС АИ-92 достиг стоимости в 130 тенге за литр.

Евгений Фоминых, Зарина Жумагалиева, 
Елена Балова, Андрей Верба

Также читайте