Содержание сернистого ангидрида зашкаливает во всех районах Усть-Каменогорска от Защиты до КШТ

6 ноября 2014, 11:02
Сейчас читают:

За последние 15 месяцев концентрация одного из основных веществ-загрязнителей воздуха в Усть-Каменогорске подскочила практически вдвое. Экологически чистым теперь нельзя назвать ни один район города. "Облако" сернистого ангидрида за пару часов накрывает областной центр целиком. Дальше – больше. Предприятия рапортуют, что работают в прежних темпах, но концентрация вредного диоксида серы в атмосфере все выше и выше! На ставший сакраментальным вопрос "кто дымит?" и экологи, и представители промгигантов только руками разводят. Может ли обычный уголь, который используют жители частного сектора, отравить воздух и бывает ли дым без огня, разбирались корреспонденты YK-news.kz.

На минувшей неделе специалисты всех мастей пытались в очередной раз ответить на вопрос: кто же виноват в выбросах в Усть-Каменогорске? Новые данные неутешительны. А очередные версии, которые излагают спецы, порождают больше вопросов, чем ответов. Приводим лишь выдержки из выступлений экспертов.

Данные экологического мониторинга

Наталья Ушакова, инженер-химик Восточно-Казахстанского филиала РГП "Казгидромет": "Средние концентрации диоксида серы за 2014 год стабильно держатся на уровне двух с небольшим ПДК (предельно допустимых концентраций – прим. автора). Для сравнения: в прошлом году этот показатель был на уровне 1,3 ПДК. Недавно мы установили автоматические посты на пересечении улицы Ворошилова с проспектом Абая и в районе улицы Питерских Коммунаров. Максимальный уровень диоксида серы по первому из постов чаще всего приходится на 8-9 часов утра. В 10-12 часов точно такие же превышения оказываются на Питерских Коммунаров. Независимо от того, есть или нет НМУ".

РАИСПЭМ – региональная автоматизированная измерительная система промышленно-экологического мониторинга.

Вадим Шевченко, технический директор ТОО "Центр экологической безопасности", курирующего работу РАИСПЭМ: "Мы также фиксируем превышения диоксида серы в Усть-Каменогорске. Если смотреть графики, соотношение силы ветра связано с уровнем сернистого ангидрида в воздухе. Без НМУ загрязнение снижается, отсутствие ветра, несомненно, влияет. Бывает, что сначала мы регистрируем превышение по диоксиду серы на тех постах, которые ближе к промплощадке, следующими срабатывают те анализаторы, что подальше. А есть дни, когда все посты разом срабатывают, – находятся ли они возле промзоны или вдалеке от нее. В конце августа, к примеру, посты на Питерских Коммунаров показывали даже большие концентрации, чем на Стройплощадке.

Геннадий Корешков, директор ТОО "Центр экологической безопасности": "Даже при южном ветре, когда из промзоны все сдувает в сторону аэропорта, мы регистрируем превышения по всему городу. У нас сегодня постов более чем достаточно: пять ручных и два автоматических у Казгидромета плюс девять пунктов РАИСПЭМ. Нужно выяснить, почему город накрывает всюду – и КШТ, и Октябрьский район, и Защиту, и трамвайный парк".

Версия первая. Промышленная

Ни для кого не секрет, что основную долю выбросов в Усть-Каменогорске дают крупные металлургические предприятия. Некоторые специалисты предполагают, что и в повышенном содержании диоксида серы в воздухе над областным центром виноваты местные производства.

За. Татьяна Чернышова, представитель областного Совета общественности: "Если наибольшие значения по загрязнению диоксидом серы приходятся на 7-8 часов утра, значит, причина в залповых выбросах Казцинка по ночам. Вывод напрашивается один".

Против. Казтай Такеев, главный эколог ТОО "Казцинк": "Казцинк профинансирует ночные замеры, если нужно. Чтобы снять вопрос и убедиться, есть ли залповые выбросы по ночам. Надо подтягивать промышленников. Мы должны сказать, какие были технологии, объемы производства. Тогда видно будет влияние. Мы готовы предоставить такую информацию".

Анатолий Чурсин, руководитель общественного фонда "Биосфера": "Проверки ночью ничего не дадут. Производственный процесс идет стабильно, никто ночью не выбрасывает больше, чем днем. Бывают залповые выбросы, может, раз-два в год. Мы будем гадать на кофейной гуще, пока не будет проведено серьезное исследование, температурно-ветровое зондирование, например. Замерять ветер у земли, как сейчас делают, бесполезно. Нужны наблюдения хотя бы на телевышках, на высоте 50-100 метров. Пока мы не сделаем скрининга, так и будем домысливать".

Версия вторая. Автомобильная

Диоксид серы выделяется при сгорании любого из видов углеводородного топлива. Среди ученых и просто горожан немало тех, кто уверен в опасном влиянии увеличившегося в разы городского "автопарка".

За. Татьяна Нетунаева, руководитель молодежного центра "Кругозор": "Я живу рядом с постом Казгидромета на КШТ. Сотрудник снимает пробы утром, когда все водители прогревают двигатели и выезжают на работу. Отсюда и рост показателей по сравнению с предыдущим годом. Ведь если еще весной в нашем дворе стояло 50-70 машин, то сейчас около 500, у каждого подъезда паркуются".

Против. Геннадий Корешков, директор ТОО "Центр экологической безопасности": "Автомобильный транспорт по вкладу диоксида серы в общем выбросе составляет всего 0,3-0,8 процента. Если мы знаем, что 60 процентов диоксида азота в воздух выбрасывают выхлопные трубы, то в ситуации с сернистым ангидридом свалить вину на автотранспорт никак нельзя".

Версия третья. Печная

Пока окончательное решение не найдено, специалисты проводят мозговой штурм и рассматривают все возможные причины "утечки" сернистого ангидрида, включая дым от частных печей.

За. Дмитрий Слободин, начальник отдела охраны окружающей среды АО "УМЗ": "Город опоясан частным сектором, что объясняет повсеместное загрязнение воздуха. Сбрасывать это со счетов нельзя. Превышения осенью в 7 утра объясняются тем, что люди топят печку на ночь, чтобы спать в тепле. Нужно использовать передвижные установки. Выбрать время замеров так, чтобы ветер дул не с промплощадки, а в другую сторону, и проверить. Если там обнаружится сернистый ангидрид, значит, не только предприятия влияют на ситуацию".

Против. Даулет Асанов, представитель научно-исследовательской лаборатории "Атмосфера" при ВКГТУ имени Д. Серикбаева: "В частном секторе источники выбросов не очень высокие, порядка пяти-шести метров от земли, и обуславливать разовые загрязнения всей площади города они просто физически не могут. Чад от печей оседает рядом. В нашей ситуации должен быть очень мощный источник, причем с сильным потоком на выбросе, чтобы за два часа преодолеть такое расстояние. Поэтому распыляться и тратить деньги на анализы частного сектора нет смысла. Определить вклад печных труб можно и теоретически, взяв у наших топливных складов данные о том, сколько угля купили горожане".

Геннадий Корешков: "Изменения произошли за последние 15 месяцев, частный сектор работал и вчера, и позавчера, и в 2009 году. Данные же по загрязнению диоксидом серы были примерно на одном уровне до прошлого мая".

Версия четвертая. Турбинно-топливная

Вслед за индивидуальным отоплением подозрения экологов пали на централизованное. Немало вопросов появилось у специалистов относительно работы усть-каменогорских ТЭЦ.

За. Даулет Асанов: "Качество угля на ТЭЦ контролируют собственные лаборатории, подотчетные организации. К тому же ТЭЦ с прошлого года увеличили свои мощности, поставили дополнительные турбины. Понятное дело, что это вынужденная мера. Потребность в энергии растет, открываются предприятия, строятся жилые районы. Однако новые турбины обусловили увеличенный расход угля и растущие выбросы. Надо сдать уголь в частную независимую лабораторию и проверить сернистость топлива".

Геннадий Корешков: "Надо посмотреть, что изменилось по сравнению с 2012 годом. Может, качество угля другое. Например, новый пласт начали разрабатывать на самом месторождении. А дымят действительно все: и частный сектор, и Согринская ТЭЦ, и Усть-Каменогорская ТЭЦ, и 90 городских котельных".

Против. Анатолий Чурсин: "Выбросы в городе стабильные: какие объемы были раньше, такие и остались. А вот метеорологическая ситуация у нас очень нехорошая. Это и способствует накоплению вредных веществ".

* * *

К окончательному выводу экологи областного центра пока не пришли. "Поисковую" работу взялся курировать Центр экологической безопасности, в который стекаются для проверки все возможные "загрязняющие" варианты.

Альтернативная точка зрения на ухудшающееся качество атмосферы у председателя общественного объединения "LIFE" Эдуарда Датчикова.

– У этой проблемы решения нет. Даже узнав о причинах, мы не сможем изменить ситуацию, – прокомментировал Эдуард Викторович. – Я предлагаю перейти на повсеместное экологическое страхование. Это позволит возмещать ущерб тем, кто пострадал от состояния окружающей среды в городе. Выплаты следует направить именно на оздоровительные процедуры и лечение.

Зарина Жумагалиева

Также читайте