Старые конденсаторы могут вызывать у устькаменогорцев рак - эксперты

3 сентября 2014, 10:29
Сейчас читают:

Экологическая обстановка, пожалуй, самый болезненный вопрос для областного центра. Никого из горожан сегодня, к сожалению, не удивишь повышенной концентрацией сернистого ангидрида в воздухе, тяжелых металлов в воде или фонящими пятнами грунта. Однако промышленное "наследие" Усть-Каменогорска не исчерпывается общеизвестными проблемами. Лишь несколько групп местных ученых всерьез занимаются изучением загрязнения жилых зон стойкими органическими загрязнителями. Токсичные вещества из старых, образовавшихся еще в советские времена, отходов конденсаторного завода продолжают распространяться даже через годы после смены технологий и уже достигли района Куленовки. Откуда в жире полярных медведей усть-каменогорские токсины? И почему обезвреживать местные отходы приходится во Франции? Это выясняли корреспонденты YK-news.kz.

Концентрация тревоги

Четвертый год группа из 10 молодых ученых под руководством ведущего научного сотрудника национальной научной лаборатории ВКГУ Саны Кабдрахмановой изучает территорию вокруг конденсаторного завода. Именно здесь находится эпицентр опасного загрязнения.

- К стойким органическим загрязнителям относятся некоторые хлорсодержащие летучие соединения, девять групп пестицидов и полихлорированные бифенилы. В отходах усть-каменогорского завода содержатся последние. Эти токсины не менее опасны, чем выбросы местных заводов, - излагает свою версию Сана Канатбековна. - Такие вещества накапливаются в живых организмах и не выводятся. Длительное их воздействие вызывает рак. Нам известно, что проводилось специальное медицинское исследование. Результаты оказались неутешительными: у жителей районов, соседствующих с местами складирования отходов, злокачественные новообразования встречаются гораздо чаще, чем у тех горожан, кто воздействию токсинов не подвергается.

По данным ученых, стойкие органические загрязнители содержались в старых моделях трансформаторов и конденсаторов, которые до 90-х годов выпускали на усть-каменогорском предприятии. Отходы производства сбрасывали и сливали в пруды-накопители. Один из них расположен на территории самого завода, второй находится на промплощадке в районе УМЗ. Несмотря на то, что выпуск "грязных" изделий свернули больше 20 лет назад, концентрация опасных веществ, по данным специалистов, за это время не уменьшилась. В материалах исследователей значится, что в почве вокруг завода предельно допустимые значения одного из веществ-загрязнителей превышают норму почти в 29 тысяч раз!

- Мы взяли пробы грунта, воды, растений и жировой ткани рыб, - рассказывает руководитель группы. - Во всех образцах найдены опасные концентрации токсинов. Причем, сравнивая наши результаты с исследованиями прошлых лет, мы обнаружили, что опасность не становится меньше. Эти токсины очень быстро переносятся на дальние расстояния. Те же вещества, которые обнаружили возле конденсаторного завода, находили в жире белых медведей и других обитателей Арктики.

Судя по схеме распространения загрязнения, которую составили ученые, пострадали почва и вода уже далеко вниз по течению Иртыша. Крайне высокие концентрации, по данным исследователей, обнаружены от территории конденсаторного завода до Пристани.

- Я думаю, что загрязнение распространилось и на противоположный берег реки и достигло Куленовки, - рассуждает Сана Канатбековна. - Для этих веществ не существует границ или стен. Отходы, содержащие опасные вещества, попадали не только в пруд на территории самого завода, их вывозили в накопитель в районе промплощадки и на городскую свалку. К слову, исследования на мусорном полигоне никто не проводил до сих пор.

В Центре матери и ребенка не отрицают связь между загрязнением окружающей среды и заболеваниями детей.

- Специальных исследований, чтобы выявить влияние стойких органических загрязнителей, мы не проводили, - поясняет заместитель руководителя центра Юлия Попович. - Ведь здоровье ребенка зависит от целого комплекса факторов, включая экологический. Несомненно, связь между тем, чем дышит и питается человек, и его физическим развитием и самочувствием есть. Однако определить роль каждого из факторов - зачастую очень сложная задача. Ею должна заниматься наука, врачи же призваны лечить детей.

***

В 2007 году Казахстан присоединился к так называемой Стокгольмской конвенции, по условиям которой до 2017 года страны обязуются полностью прекратить производство, использование, выбросы и хранение имеющихся запасов стойких органических загрязнителей. По данным ученых, на территории нашей республики все еще хранятся 116 трансформаторов, свыше 50 тысяч конденсаторов и 250 тысяч тонн отходов, содержащих полихлордифенилы (один из самых опасных видов стойких органических загрязнителей). При этом около 80 процентов этих запасов сейчас находится в ВКО.В Центре экологической безопасности рассказали, почему так сложно избавиться от этого грязного "наследства".

- Нормативные документы говорят, что стойкие органические загрязнители нельзя даже хоронить, их надо только уничтожать, - комментирует директор центра Геннадий Корешков. - Но на сегодняшний день установок по переработке таких отходов нет. Насколько нам известно, оборудование только планируют установить в Курчатове. К тому же эти вещества при неправильном сжигании могут превратиться в еще более токсичные. Перерабатывать их крайне опасно.

Сложности утилизации, впрочем, не ограничиваются техническими проблемами.

- Насколько мне известно, работа по инвентаризации пока проведена достаточно поверхностно, - рассказывает Геннадий Леонидович. - Для того, чтобы заменить все старое оборудование, которое используют наши промышленные гиганты, нужны миллиарды тенге.

Медленно, но верно

Пессимизма местных ученых в акимате не разделяют. В департаменте экологии уверены: все работы выполнят в срок, и Казахстан исполнит условия конвенции.

- Основная работа в этом направлении ведется ПРООН (Программа развития ООН – прим. автора), - комментирует заместитель руководителя департамента Канапия Бахаев. - До конца года специалисты закончат инвентаризацию загрязненного оборудования и определят пути его утилизации.

Пока ни в ВКО, ни в других регионах республики нет технологий для переработки таких веществ, местные отработанные конденсаторы "путешествуют" по миру.

- На недавнем мероприятии в Астане представители ПРООН говорили, что какую-то часть местных отходов вывозят для утилизации во Францию, - рассказывает Канапия Сагатбекович. - Перевозка спецтранспортом на такие расстояния обходится недешево, но, оказывается, переработка на месте обошлась бы нам еще дороже. Поэтому строительство собственной установки пока не планируется. Такой "переезд" сложен еще и с точки зрения оформления всех разрешений, поэтому пока речь идет о небольших объемах.

Насчет оборудования, которое все еще в ходу на местных предприятиях, по мнению чиновников, беспокоиться не стоит.

- Действующая техника опасности не представляет, - объясняет господин Бахаев. - К тому времени, когда она отработает положенный срок, у нас наверняка уже будет готов механизм переработки отходов.

Пока вся забота о местном технологическом мусоре легла на плечи международных организаций.

- Всемирный банк помогает с утилизацией. По этому направлению выбрали отстойник в районе УМЗ, там уже ведутся работы,- говорит госслужащий. - Мы не знаем, сколько средств понадобится на все объекты в общем, поэтому сейчас сложно сказать, продолжат ли международные специалисты работу на других местах захоронения отходов.

К сожалению, нам не удалось оперативно связаться с администрацией конденсаторного завода. К слову, их участие в программе по рекультивации отходов, по информации экспертов, оказалось минимальным.

- Как только стало известно, что оборудование содержит опасные вещества, на заводе прекратили выпускать загрязненную продукцию, - излагает свою версию Канапия Бахаев. - Специальные мероприятия по обезвреживанию силами одного предприятия невозможно провести. Это гораздо более масштабная проблема, поэтому и подключились международные организации.

А пока власти решают, что делать с экологической безопасностью, ученые рекомендуют местным жителям воздержаться от ловли рыбы в Иртыше. Помидоры и огурцы, выращенные на аблакетских огородах, также лучше не подавать на стол.

Глас народа

В прошлом году ученые провели своеобразный соцопрос и выяснили, что абсолютное большинство устькаменогорцев о стойких органических загрязнителях даже и не слышали.

- 65 процентов опрошенных нами горожан не знают о риске, связанном с этими опасными веществами, - комментирует Сана Кабдрахманова. - И это при том, что загрязнители могут легко попасть в организм человека через пищу или с воздухом, который он вдыхает. Если последнее больше относится к работникам вредных производств, то съесть "зараженный" овощ или рыбу может любой. От длительного воздействия страдают прежде всего печень, кожа, пищеварительная, репродуктивная и нервная системы. При этом дети усваивают токсины невероятно быстро. При одинаковых условиях в организме ребенка содержание загрязняющего вещества составит в 100 раз большую концентрацию, чем у взрослого человека.

Зарина Жумагалиева

YK-news.kz

Также читайте