Терминальная стадия

16 ноября 2013, 5:38
Сейчас читают:
Лотерейные автоматы оказались вне закона. Или над законом?
В Усть-Каменогорске для лотерейных терминалов наступил конец игры. Финансовая полиция и надзорные органы массово вывозят из магазинов, с заправок, авто- и железнодорожных станций ставшие невероятно популярными среди молодежи автоматы. По факту организации незаконного игорного бизнеса под видом электронной лотереи возбуждено уголовное дело. Почему сетевой лототрон чуть не превратился в лохотрон? Для кого звон монет сменится бряцаньем наручников и почему азартные игры могут в обход всех законов вновь вернуться в города, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Это он, это он – электронный лототрон!

Игровые устройства, напоминающие платежные терминалы, появились в нашем городе в начале этого года. "Окно" в чарующий и запретный мир азарта "прорубили" в магазинах и барах, супермаркетах и автозаправочных станциях. На свидание с капризной Фортуной в ближайшее кафе с "лототроном" заспешили сотни молодых парней: еще бы, появился шанс разжиться тысячей-другой тенге!

После серии публикаций в СМИ на эту тему вплотную заняться удачей и определить, кто же получает баснословные прибыли с новых устройств, решили в прокуратуре Восточного Казахстана.

Терминалы пристально изучили и пришли к выводу, что устройства не подпадают под термин "игровой автомат", поскольку внутри корпуса аппарата "отсутствует устройство, определяющее выигрыш". Но вместе с тем, отметили в надзорном ведомстве, данный вид игровых устройств, согласно Закону РК "Об игорном бизнесе", не классифицируется, поэтому их использование на территории республики запрещено.

Вы – банкрот!

В Усть-Каменогорске владельцы лотерейных автоматов доигрались одними из первых по всей стране: устройства стали массово арестовывать сотрудники финансовой полиции.

– В настоящее время нами изъято более 70 единиц этой техники, – прокомментировал начальник следственного отдела ДБЭКП по ВКО Олжас Оралбеков. – До принятия законного решения терминалы будут находиться на специальном хранении.

– Откуда были завезены терминалы к нам в город и кто является их владельцами?

– Собственники – это и индивидуальные предприниматели, и представители ТОО. В некоторых случаях оборудование регистрировалось на подставных лиц. Приобретались терминалы в Алматы у нескольких фирм: "Мегатрон", "Лото-дистрибьюшн" и других.

– Владельцам игровых терминалов предъявлены какие-либо обвинения?

– Пока их статус в этом деле не определен. Куда больше вопросов вызывает деятельность тех фирм, которые продавали это оборудование и устанавливали на него программное обеспечение. Когда следственная группа приехала в Алматы, руководителей этих организаций уже на месте не было. Сейчас их личности устанавливаются.

– Можете ли сказать, какой доход в день приносил один такой терминал?

– Это зависело от местоположения и проходимости. В среднем выручка с одной модели начиналась от 500 тысяч тенге.

Двойная игра

Жанна Ефремова (имя и фамилия изменены) работала на одного из усть-каменогорских владельцев сети игровых терминалов. Девушка выполняла функции бухгалтера, курьера, а порой и инкассатора. После "терминальной зачистки", устроенной финансовыми полицейскими, она потеряла работу, однако согласилась рассказать свое видение изнанки азартного бизнеса.

– Жанна, эти автоматы называют лотерейными, но никаких купонов, по которым впоследствии можно получить выигрыш, они почему-то не выдают...

– Какие еще лотерейные билеты? Они (терминалы – прим. авт.) даже чеки не выдавали, хотя в устройстве это было заложено.

– Возможно ли на таком автомате выиграть крупную сумму денег?

– Скорее проиграть, чем выиграть. Помню, был случай, когда мужчина проиграл миллион за один вечер. Все деньги спустил на одном из автоматов, установленном на АЗС. Инкассатор утром пришел кассу снимать, а парень сидит понурый. С горя свою историю и рассказал. Понимаете, терминалы были так устроены, что владельцы имели доступ к интерфейсу и могли менять настройки, как им вздумается. Можно было устроить так, чтобы автомат вообще не позволял выигрывать.

– Сколько примерно людей за день пользовались автоматом?

– Это зависит от проходимости. К примеру, в каком-нибудь замшелом баре играли не больше десяти человек, а вот в крупном торговом центре – минимум двести. По городу у нас было тридцать точек. Во время проверки у хозяина изъяли четыре терминала, остальные он спрятал. Но говорит, что все равно их поставит, найдет решение. В день с одного терминала можно было снять до полумиллиона тенге – умножайте на тридцать.

– А какова стоимость одного такого терминала?

– От трех тысяч долларов. Но сейчас из-за всей этой шумихи цены на них начали падать.

Поднимаем ставку

По словам финансовых полицейских, владельцы устройств – всего лишь звено в цепочке устроителей игорного бизнеса. Сейчас следователей волнуют каналы поставки оборудования в Казахстан. Есть вопросы и к Министерству финансов, и к Агентству по физической культуре и спорту, выдававшим государственные лицензии на подобную деятельность.

Нам удалось взять комментарий в одной из фирм, занимающейся распространением автоматов. ТОО "Лотос НС" в лотерейной войне заняло оборонительную позицию и даже выиграло несколько "сражений" с правоохранительными органами.

По словам заместителя генерального директора организации Нины Тюриной, их техника значительно отличается от попавших в опалу электронных терминалов. По постановлению Акмолинской транспортной прокуратуры была проведена государственная экспертиза аппаратов фирмы "Лотос". Эксперт пришел к выводу, что устройства типа "Звезда" не имеет какого-либо программного обеспечения, как другие электронные терминалы, а потому не может выполнять функции игрового.

– Это автоматы по продаже лотерейных билетов, а не игровые автоматы, хотя внешне они могут быть похожи, – прокомментировала госпожа Тюрина. – Наша техника запатентована в России. Мы оформили все документы перед тем, как начать бизнес в Казахстане.

– Но правоохранительные органы особо не разбирались и для проверки изъяли и ваше оборудование тоже...

– Да, оборудование было изъято в Астане, Рудном, Костанае и Кызылорде. Однако, разобравшись во всем, органы прокуратуры этих регионов вынесли отказы в возбуждении уголовных дел.

– То есть вы можете работать спокойно?

– Мы и раньше работали спокойно. Наша деятельность правомерна и защищена законом.

– Вот вы говорите, что терминалы служат для продажи мгновенной лотереи. Но мы играли на таком, однако никаких билетов не получили... Весь процесс сводился только к сбрасыванию денег в терминал.

– У нас есть представитель в Семее, он поставил там несколько терминалов. Говорил, что собирался установить оборудование и в Усть-Каменогорске, но я не знаю. Возможно, кто-то просто использует наш бренд?

* * *

Чем закончится эта азартная история, покажут итоги расследования. Сорвут ли владельцы электронных лотерей "джек-пот" или останутся банкротами, покажут итоги расследования.

Мы попытались получить комментарий в Агентстве РК по делам спорта и физической культуры, которое несет ответственность за распространение лотереи в стране. Но там отвечать на вопросы о прокурорской проверке не захотели, попросили оформить письменный запрос. Единственное, что отметил руководитель управления игорного бизнеса и лицензирования Алмаз Сулейменов, это то, что все проблемные вопросы на эту тему будут отражены в редакции нового Закона РК "О лотереях и лотерейной деятельности", в разработке которого специалисты агентства принимают активное участие.

Анастасия Куприянова

Также читайте