Требование установить тахографы на междугородних автобусах перевозчикам пришлось не по карману

26 декабря 2011, 5:28
Сейчас читают:

Напомним, что министерство транспорта и коммуникаций Казахстана решило обезопасить пассажиров междугородних рейсов и обязало мелких и крупных перевозчиков установить на автотранспорте тахографы - регистраторы труда и отдыха водителей. Эти приборы отслеживают скорость движения, длительность пути, промежутки остановок и следования автобуса по маршруту.

Международные и межобластные перевозки давно осуществляются под надзором регистраторов. Эта мера прописана в законе об автомобильном транспорте и действует с 1995 года. Именно тогда Казахстан присоединился к европейскому соглашению, которое требует установки бортовых самописцев на пассажирском транспорте.

Однако междугородних перевозчиков, которые проводят за баранкой не больше четырех часов, эта мера не касалась, пока министерством транспорта и коммуникаций в закон не были внесены поправки. С 1 июля 2011 года все автотранспортные средства, которые перевозят пассажиров и опасные грузы на расстояние свыше 50 километров, должны быть оборудованы тахографами. Иначе перевозчик не получит лицензию.

Нерентабельно

Перевозчики заявляют, что попали в замкнутый круг. С одной стороны, им не дают повышать цены на билеты, с другой, - заставляют установить недешевые приборы.

- В начале года у нас состоялся тендер, где мы определили размер тарифов. То есть цена на билеты уже была зафиксирована. А затем нас обязали устанавливать тахографы. Мы просто не рассчитывали на эти затраты. Мне, например, предложили оформить кредит. Но почему я должен кормить банкиров? Министерство ссылается на европейское соглашение. Но промежуток пути свыше 50 километров нигде не прописан, - говорит директор ЗАО «Серебрянское пассажирское автотранспортное предприятие» Александр Литвинов.

У этого перевозчика всего тридцать автобусов, и только четыре из них - с тахографами. Каждый прибор стоит около тысячи долларов. Чтобы установить их на весь автопарк, нужно, как минимум, три миллиона тенге. Причем найти регистраторы подешевле почти невозможно. В Усть-Каменогорске их реализует только одна фирма - ТОО «Транс-Тахограф-Восток». Новый регистратор вместе с установкой стоит 155 тысяч тенге. Подержанный ненамного дешевле - 110 тысяч. Можно приобрести прибор в рассрочку. Правда, некоторые перевозчики и это не могут себе позволить, считает директор усть-каменогорского автовокзала Галина Рындина.

- Тахограф стоит немало. Иногда его цена превышает стоимость автобуса. К примеру, мелкие населенные пункты обслуживают старые ПАЗики. Пассажиропоток небольшой, оплата мизерная. Другой автобус сюда не поставишь, да и много на таком маршруте не заработаешь. Поэтому если покупать тахограф, бизнес становится нерентабельным. Я считаю, что правильнее учитывать не расстояние - 50 километров, а время в пути. Если оно превышает, к примеру, три с половиной часа - тогда и нужно требовать установку тахографов.

С этим мнением согласен и директор ТОО «РОСТ» Мурат Сандыбаев.

- Я дошел до вице-министра транспорта. Говорил ему, что это абсурд - устанавливать тахографы на промежутке свыше пятидесяти километров. Они нам не нужны, потому что есть промежуточные населенные пункты, где водитель отдыхает. Так сильно, как на межобластных маршрутах, он не устает. Но когда стали штрафовать, нам, конечно, пришлось установить тахографы. Где-то закупили новые, где-то отремонтировали. Сейчас 70 процентов транспорта с регистраторами. Но на ПАЗики, которые дальше ста километров не ездят, мы аппаратуру устанавливать не стали. Это невыгодно.

Закон есть закон

В Межрегиональной инспекции транспортного контроля по Восточно-Казахстанской и Павлодарской областям понимают, с какими трудностями столкнулись перевозчики. Однако не могут не требовать исполнения закона. По словам специалиста отдела контроля на транспортно-коммуникационном комплексе Муратхана Аскарова, тахограф дисциплинирует водителя. К примеру, позволяет отслеживать, на каком участке пути шофер превысил скорость.

С этим нельзя не согласиться. Перевозчиков должны привлекать к ответственности за возможную угрозу безопасности пассажиров. И уже привлекают. Ежедневно на пути следования автобусов дежурит мобильная группа инспекции транспортного контроля. Если в салоне отсутствует тахограф, составляется протокол о нарушении труда и отдыха водителей. В этом случае перевозчик выплачивает штраф в размере от 10 МРП и выше.

Однако от этого могут пострадать и сами пассажиры. По информации начальника отдела контроля на автомобильном транспорте инспекции транспортного контроля Ерсына Музапарова, инспектор вправе отправить автобус обратно на вокзал и поставить его на штрафстоянку. Пассажиры должны будут освободить транспорт. Такие случаи, по словам начальника отдела, уже были. Можно только догадываться, как люди добирались до места назначения и кто возвращал им деньги за билеты.

И волки сыты, и овцы целы

Ситуация довольно неоднозначная. С одной стороны, перевозчики должны отвечать за безопасность пассажиров и устанавливать тахографы. С другой, им приходится покупать бортовые самописцы за свой счет. Государство в этом участия не принимает. Может получиться так, что мелкие предприятия обанкротятся и межрайонные перевозки будет обслуживать некому.

Перевозчики Восточного Казахстана не стали откладывать дело в долгий ящик и обратились в Министерство транспорта и коммуникаций с просьбой увеличить промежуток пути, на котором полагается устанавливать тахографы. Либо вовсе изменить условия - вместо учета расстояния контролировать время труда и отдыха водителей.

Эта просьба была услышана. Как нам рассказал эксперт комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Максут Кименгер, промежуток пути в 50 километров изначально согласовывался с ассоциациями перевозчиков в Астане. Но, видимо, были учтены не все пожелания.

- Сейчас мы понимаем, что нужно вносить изменения в закон и готовим свои предложения в части установки тахографов. Я думаю, в ближайшее время будет найден какой-то компромисс.

Также читайте