Фронтовикам выделили квартиры на окраине Усть-Каменогорска без воды, электричества и телефонной связи
Ветеранам Великой Отечественной войны вручили ключи от квартир, в которых невозможно жить. Когда старики вошли в дом по улице Кокжал Барака, 22/1 (19 микрорайон), в нем не было ни света, ни воды, ни телефонной связи. До ближайшего продуктового можно добраться разве что на машине – рядом ни остановки, ни магазина, ни аптеки. Подобраться к подъезду и вовсе лучше всего на вездеходе: после дождя на здешних неасфальтированных дорогах буксуют даже грузовики. Примечательно, что среди новоселов – отец заместителя акима города Михаил Яковлевич Головатюк, передает корреспондент YK-news.kz. При этом власти называют ситуацию некритичной: со временем, говорят они, все обустроится. Только времени у девяностолетних фронтовиков нет.
Церемония вручения ключей от новых квартир в преддверии 9 Мая в городском акимате получилась очень праздничной. Вспышки фотокамер, на столе – пирожные и бутерброды с красной икрой, за столом – ветераны. "Сегодня мы вручаем вам новые квартиры, и ваши прежние дома тоже вам останутся!" - торжественно объявил аким города Темирбек Касымжанов и даже подарил вместе с ключами каждому ветерану по микроволновке. "Можете заселяться в любой момент. Повезем, все покажем", - и фронтовики со слезами на глазах благодарили за внимание, за то, что их не забыли.
Война с проблемами
Похоже, что домашнему очагу в виде даренной микроволновки пока не суждено зажечься: в доме попросту нет электричества.
- Когда я сказала дедушке, что ему квартиру дали, он так обрадовался! - рассказывает Тамара Терунова, сноха бывшего артиллериста Михаила Григорьевича Терунова. - Ведь он всю войну прошел, с первого до последнего дня, и потом всю жизнь только на себя рассчитывал. Квартира неплохая, однокомнатная, а площадь – 45 метров. Доделывать, конечно, много придется – линолеум поднимать, пол ровнять, и на лоджии выбоины. Кажется, еще хуже, чем на улице... Да это бы все ничего, только воды-то нет! Ни горячей, ни холодной. С ведрами, что ли, бегать на улицу? Когда Михаил Григорьевич понял, что заселиться нельзя, расстроился. "Ну как так?" - говорит...
Другой новосел, участник войны с Японией Иван Петрович Попов, не сомневался в том, что День Победы встретит в новом жилище, и сразу же заказал железную дверь.
- Все-таки первый этаж... Как без двойной двери? Привез. Хотел и на лоджию решетки ставить. А как? Электричества нет! С тех пор я уж четыре раза на квартиру ездил, думал, может, уже подключили. Дверь-то надо установить. Столько нервов потратил!
Несмотря ни на что, Иван Петрович отправился заключать договор с коммунальными службами.
- Пришел, а мне говорят: нет такого дома! - жалуется ветеран. - У них его еще даже в базе нет! Ключи дали, а дом не записали? Получается призрак, а не дом! Как это вообще возможно! Мы воевали, после войны разруха была, а такого бардака не видел!
Так и остались бывшие пулеметчик и танкист в своих старых домах.
Отложенный подарок
Иван Малафеевич Федоров прошел всю Европу до Берлина, служил в Австрии и Чехословакии, хорошо ориентировался даже в горной тайге под Лениногорском, где после войны работал в леспромхозе. А вот нового дома, в котором ему выделили квартиру, в родном городе отыскать не смог.
Дом, оказавшийся в центре скандала |
- Ездили, ездили – не нашли, - жалуется он. - Только со второго раза дочь обнаружила дом. Говорит, шла всю дорогу от проспекта Карла Маркса, кое-как добрела. Квартира понравилась. Но во дворе такая непролазная грязь – машинам не проехать!
Иван Малафеевич участвовал в штурме многих городов, но брать приступом собственный дом, пробиваясь через "бастионы" грязи в девяносто лет, – это уж слишком. Впрочем, почему же "собственный"?
- Нет, квартиру отцу не подарили! – вздыхает Вера Иванова, дочь еще одного новосела - Макара Родионовича Харина. - Это арендное жилье, в договоре и арендная плата указана - 2 215 тенге в месяц. Приватизация возможна, но надо похлопотать. А с отцом нотариусы связываться не хотят – он глухой, с ним трудно работать.
Всего новые квартиры получили шестеро ветеранов: четверым, заселенным в дом по Кокжал Барака, 22/1, аким вручил ключи в торжественной обстановке. Двоим – в том числе и Михаилу Яковлевичу Головатюку, отцу заместителя акима Усть-Каменогорска Владимира Головатюка - принесли счастливую весть на дом. Они будут жить в другом здании, которое сдается позже. У многоэтажки пока даже нет адреса, а лишь номер позиции - 68. Этот дом не в километре от остановки, как первый, а буквально рядом с ней.
Терпите и обрящете
Как выяснилось, дом по Кокжал Барака, 22/1, к моменту вручения ключей еще не был сдан в эксплуатацию. Здание вообще оказалось проблемным. Как признался застройщик, дом планировался к сдаче еще два года назад.
- Работы остановили, потому что к дому не подвели инженерные сети, - рассказали нам в подрядной организации ТОО "Аза-Би". - Это же новый микрорайон. Две зимы здание стояло почти построенное. Содержали его себе в убыток - за электричество платим, за охрану платим. Дефолт прошел – сколько писал в акимат, все без толку. Дом на совесть построен, вот и все.
Ветераны вынуждены обходиться без воды |
А вот у госмужей – своя правда.
- Сейчас сети водоснабжения, энергоснабжения к дому подведены, - поясняет заместитель акима города Владимир Головатюк. - Сети телефонизации в проекте не предусмотрены, АО "Казахтелеком" выполняет их за свой счет. Дорожный проезд находится на стадии проектирования. Что касается того, почему именно в этом доме выделили квартиры... Его можно приватизировать при желании.
– А электроэнергия и вода в дом не подается, потому что КСК не заключил договор с коммунальщиками, - сообщил нам начальник отдела строительства Усть-Каменогорска Бауыржан Кудияров. - Я их сейчас, можно сказать, отругал – сколько можно тянуть с оформлением документов?
У Владимира Головатюка другое объяснение:
- Акт раздела с Тепловыми сетями находится в стадии подписания. После этого жители должны будут заключить индивидуальные договоры с тепловиками – только тогда можно будет подать в дом теплоноситель. А то потом скажут: "Я тут не жил, не буду платить". Мы такое уже проходили!
- Вы не опасаетесь, что и ваш отец, которому досталась квартира в пока еще недостроенном доме, может столкнуться с теми же проблемами, о которых говорят другие ветераны? Он уже видел свое жилье?
- Я не вижу необходимости его туда возить, там ведь пока нечего показывать. Когда доделают все работы, тогда и можно будет везти. Не думаю, что будут проблемы. Все, о чем мы говорили, – это все решаемо.
Нам не впервой!
Пять лет назад газета «Мой Город» уже писала о том, что к 65-й годовщине Победы ветеранам в Усть-Каменогорске выделили квартиры в таком состоянии, что жильем их назвать было бы сложно. Арендные квартиры с возможностью приватизации. Впрочем, если изучить хронику подарков ветеранам, нашим старикам и вправду грех роптать. Карагандинским фронтовикам к семидесятилетию Победы выделили жилье без центрального отопления, водоснабжения, да еще и с видом на кладбище.
- Это давняя проблема, о которой СМИ не раз сообщали, - говорит правозащитник Анель Жунусова. - Приходит распоряжение: обеспечить ветеранов жильем. Акиматы на местах спешат выполнить поручение, а нормального жилья попросту нет. Вот и получается, что дарят либо ключи от квартир в еще недостроенных домах, либо от жилья, не пригодного для жизни. И эта ситуация повторяется каждый год – все мы знаем, как принимаются такие дома и как они строятся. С одной стороны, акимат – лишь исполнитель в этой цепочке. С другой, каждый такой случай отлично характеризует, насколько формальный подход у нас ко всему. Отчитались, что дали ключи, а дальше – хоть погибайте в жилище без света, воды и тепла.
Самое интересное, что старикам достались апартаменты даже без связи. Случись что – звонить в "скорую" попросту неоткуда. Проблемный дом не только не телефонизирован – в областной дирекции телекоммуникаций нам сообщили, что строительство оптоволоконной сети (для интернета и цифровой телефонии) по улице Кокжал Барака еще только планируется. До следующего года к услугам девяностолетних жителей - телефон беспроводного радиодоступа CDMA или услуга "Универсальный номер" через мобильник.
- Что-что? Какая, вы говорите, технология? Беспроводной телефон? – не понял моих объяснений Иван Петрович Попов. - А городской телефон не будет работать?
Продуктовых магазинов в округе нет. Ивану Петровичу, который будет жить в новой квартире один, придется запасаться продовольствием надолго – каждый день не станешь ходить за хлебом за километр до продуктового или ближайшей остановки.
- Ну что вы поднимаете ажиотаж! – возмутился Владимир Головатюк. - Мы по госпрограмме не строим магазины, это все частные инвестиции. И автобусные маршруты сейчас там не окупаются – вот будет пассажиропоток, тогда и запустим. На Карла Маркса мы построили дома три года назад – уже все там есть. И тут будет. Ситуация не критичная.
Месяц назад на торжественном вручении вместе со своим супругом радовалась новому дому Людмила Никитична Харина. Труженица тыла, она всю жизнь проработала в лесхозе. Как сообщила нам дочь Людмилы Никитичны, недавно пожилая женщина слегла и почти не встает. Увидит ли она свою новую квартиру?
Ольга Пинэко-Скворцова