Чем обернётся для Казахстана реформа высшего образования?

В Казахстане оптимизируют работу вузов — это часть реформации высшей школы. На днях законодатели определили размер государственного образовательного гранта на ближайшие три года. Приятная неожиданность — он не увеличился, оставшись в рамках 440 тысяч тенге. Величина гранта влияет и на платное обучение. Однако захотят ли жители ВКО отдавать эту сумму за курс при условии, что местные вузы вскоре начнут выдавать дипломы собственного образца? Будут ли они котироваться? Смогут ли их обладатели без проблем трудоустроиться? И не получится ли так, что в результате продолжающейся реформы высшее образование в нашей стране окажется непозволительной роскошью для рядовых граждан? В этих вопросах попытался разобраться корреспондент YK-news.kz.

25 апреля Мажилис Парламента РК одобрил законопроект, расширяющий академическую, управленческую и финансовую свободу отечественных вузов. Он призван справиться с кризисом высшего образования в Казахстане — сделать его качественным и конкурентоспособным. Не секрет, что солидная доля выпускников наших вузов не может устроиться на работу. Не решена и проблема утечки мозгов за границу — в первую очередь в РФ. Абитуриенты голосуют ногами, потому что в российских университетах предпочтительнее условия поступления, больше возможностей получить грант, да и что греха таить, знания даются более фундаментальные.

Кроме того, у родителей выпускников существует небезосновательное опасение, что перестройка отечественной альма-матер заставит вырасти и так немаленькую плату за учебу. Отметим, что реформируемое в рамках Болонского процесса высшее образование должно базироваться на школьной 12-летке, которую безуспешно пытаются ввести в Казахстане в течение вот уже ряда лет.

Способна ли решить все эти проблемы вялотекущая реформа или казахстанцам придется платить за красивую вывеску — и только?

Нужны служащие — готовьте!

Академическая свобода предполагает, что обучаться наш студент станет тому, что позволит в дальнейшем хорошо трудоустроиться. Именно поэтому с 2016 года в процесс "раздачи знаний" включились работодатели. Академический совет вуза совместно с ними решает, какие дисциплины нужно ввести в тот или иной курс, дабы у будущего специалиста сформировались навыки, потребные на рынке труда.

Договариваться с работодателями, как нас заверили, готовы и вузы ВКО.

— Границы академической свободы расширяются на всех образовательных ступенях: в бакалавриате (до 70 процентов вместо сегодняшних 55), магистратуре и докторантуре. Госстандарт будет носить рекомендательный характер. То есть вузы будут самостоятельно создавать образовательные программы, исходя из потребностей работодателей, — рассказала проректор по воспитательной работе ВКГУ имени С. Аманжолова Ирина Ровнякова. — Только они нам могут сказать, какая специальность сейчас актуальна, какие навыки необходимы для того, чтобы выпускник мог реализовать себя на рынке услуг и в будущем был успешно трудоустроен. Работодатели готовы предоставить специалисту, подготовленному по их программам, гарантированное рабочее место.

Выпускники получат не диплом государственного образца, а диплом университета. Кроме того, в стране появится единый реестр вузовских программ и будет поправлена база существующих специальностей — неактуальные из нее исключат. Это отразится на механизме получения лицензии: если раньше вуз брал ее на каждую специальность, то теперь лицензируется направление подготовки кадров. Аккредитацию качества преподавания отдадут на откуп специальным агентствам, в том числе международным. Все сведения о вузах будут выложены в единой информационной системе образования, которую сейчас разрабатывает МОН.

Ориентация на студента

А готовы ли сами студенты к тому, чтобы плавать в этом море возможностей, как рыба в воде? Чаще всего первокурсники смутно представляют себе не только конъюнктуру рынка, но и собственную траекторию обучения. Где уж тут выбрать нужные дисциплины, чтобы обеспечить себе рабочее место!

Поэтому в вузах появится особый специалист — эдвайзер. Он поможет самостоятельно определить предметы, которые наряду с общеобразовательными дисциплинами будут необходимы молодому человеку для получения желаемой профессии.

Эдвайзер предлагает студенту, магистранту или докторанту целый спектр учебных предметов из международного каталога дисциплин по выбору. Студент останавливается на тех, которые помогут ему стать специалистом в выбранной отрасли. Затем он просматривает конкретные курсы, которые предлагают ему преподаватели, в виде электронных презентаций. Кроме прочего, молодым людям будет доступна информация о самих преподавателях, их стаже и достижениях. В результате они смогут выбрать не только конкретный курс, но и профессора, записаться к нему на лекции.

За каждый прослушанный курс студент получает зачетные единицы — крЕдиты (с кредитами в экономике этот термин не имеет ничего общего). Необходимую сумму единиц обучающийся может набрать и в другом вузе, а его собственный вуз обязан их зачесть. Теоретически это дает возможность продолжить образование даже за границей.

Более того, кредитная система, как рассчитывают разработчики реформы, способна изменить сроки обучения в вузах, а также усилить их материальную базу и преподавательский состав.

— Большая финансовая свобода, которая им дается, направлена на осуществление эффективного использования бюджетных и небюджетных средств, а также на обеспечение материально-технической и социальной базы. В связи с чем необходимо отойти от финансирования самой специальности и в течение четырех лет перейти к кредитному финансированию без привязки к срокам обучения, — цитируют республиканские СМИ министра образования Ерлана Сагадиева.

Заграница нам поможет?

Практика показывает, что дипломированные бакалавры проигрывают в борьбе за лучшие рабочие места тем, кто окончил магистратуру. Как быть, если нехватка профессуры или образовательных программ не позволит ему завершить учебу в родном вузе? Будет ли диплом местной альма-матер котироваться в национальном университете или за пределами страны?

— Базовые и профилирующие дисциплины рекомендуются всем вузам, независимо от формы собственности и статуса, — успокоила нас госпожа Ровнякова. — Кроме того, мы выдаем приложение — транскрипт европейского образца. В нем на трех языках указаны изученные предметы и количество кредитов, полученных за них. Для того чтобы студент мог продолжить учебу по окончании бакалавриата, его базовый набор дисциплин в транскрипте должен соответствовать международным требованиям. Это нужно для принятия его на следующую ступень обучения: в магистратуру и докторантуру. Своего рода гарантия, что вуз самостоятельно не урежет количество часов и не выпустит недоучку. То есть, получив диплом бакалавра ВКГУ, студент может поступить в магистратуру, например, в Чехии, а потом получить степень доктора в США. Потому что у него диплом европейского стандарта.

Вопрос тут только один: многие ли студенты из рядовых казахстанских семей смогут воспользоваться возможностью завершить образование за рубежом? Даже при условии получения образовательного гранта необходимо еще обеспечить себе проживание, питание и медицинское обслуживание, что далеко не каждому по карману.

Дорого да мило?

По данным социологов, именно высокая стоимость обучения в РК вынуждает многих выпускников наших школ отправляться за знаниями за пределы страны. Не получится ли так, что в рамках расширения свобод вузы вольны будут повышать плату по собственному усмотрению? В Министерстве образования и науки подтвердили, что установление стоимости обучения действительно является прерогативой учебного заведения. И, согласно Закону "Об образовании", плата за обучение не может быть ниже размера образовательного гранта (на ближайшие три года — 443 300 тенге за курс).

— В целях обеспечения доступности высшего образования на платной основе Закон "Об образовании" будет пересмотрен, — пояснил пресс-секретарь министра образования Арман Жунусов. — Уже выработан законопроект, согласно которому эта норма будет исключена.

От более подробных комментариев на эту тему чиновники министерства воздержались. Поэтому мы переадресовали вопрос Ирине Ровняковой.

— Плата не повысится, — заверила она. — Никакие изменения, связанные с процессами расширения финансовой свободы вузов, не влияют на повышение стоимости. Наоборот, появляется возможность гибкой системы оплаты, в вузах вводится система льгот и скидок. А увеличение количества грантов по направлениям подготовки расширяет доступность образования. Есть гранты, которые распределяются из местного бюджета, исходя из потребностей области в специалистах определенного профиля.

Сами с усами

Реализовывать на практике предоставленные вузам свободы призван ректор учебного заведения. Отметим, что в Казахстане предусмотрена возможность назначать руководителей университетов и институтов через открытый конкурс. Цель этого нововведения — сделать политику вузов более открытой и подотчетной обществу.

Ректоров высших учебных заведений выбирают в два этапа. Сначала особый орган самоуправления вуза — наблюдательный совет — рассматривает программы развития, представленные кандидатами на должность. Кстати, главой его обычно назначается предыдущий ректор, который хорошо знает проблемы и потребности учебного заведения. Затем документы изучает республиканская комиссия, состоящая из чиновников, депутатов Парламента и представителей общественных организаций. После собеседования с кандидатами комиссия выносит решение, на основе которого и назначается руководитель вуза.

С него и спрос — будет ли вузовское образование конкурентоспособным и ориентированным на современный рынок труда? Станет ли оно социальным лифтом для молодого гражданина страны? Или будущие специалисты в очередной раз получат ворох возможностей, которыми не смогут воспользоваться?

Елена Мацковская