Что делать, если в путешествии вы попали в непредвиденную ситуацию. Часть вторая

16 июля 2017, 12:07
Сейчас читают:
Что делать, если в путешествии вы попали в непредвиденную ситуацию. Часть вторая Что делать, если в путешествии вы попали в непредвиденную ситуацию. Часть вторая
Что делать, если в путешествии вы попали в непредвиденную ситуацию. Часть вторая

Мы продолжаем рассказывать о том, как действовать, если в дороге возникла нештатная ситуация, и что стоит знать, отправляясь в путь.

Первую часть читайте по ссылке: Что делать, если в путешествии вы попали в непредвиденную ситуацию

Что обязан сделать перевозчик, если рейс задерживается?

Правила пассажирских перевозок предусматривают для воздушных и наземных видов транспорта штраф в пользу пассажира за опоздание: три процента от стоимости проезда за каждый час просрочки. В общей сложности сумма штрафа не должна превышать стоимость билета и выплачивается по заявлению пострадавшего в кассе автовокзала, железной дороги или аэропорта. Правда, если перевозчик докажет, что задержка случилась под давлением обстоятельств непреодолимой силы (например, если самолет задержали из-за нелетной погоды), про штраф придется забыть.

Если опаздывает поезд

Если отправка поезда задержится более чем на десять часов, перевозчик обязан поселить пассажиров за свой счет в гостинице. Причем специально оговаривается, что питание для инвалидов должно учитывать их потребности.

Если задерживается самолет

Задержки вылета самолетов случаются чаще всего, и этот параграф правил проработан наиболее подробно. Если самолет не вылетел вовремя по вине перевозчика или рейс отменили вследствие позднего прибытия воздушного судна, застрявшие в аэропорту пассажиры могут рассчитывать на дополнительные услуги со стороны авиакомпании.

  • Рейс задержали больше чем на два часа — можно два раза бесплатно сделать звонок длительностью пять минут (в том числе и за границу) или отправить два имейла. Кроме того, пассажирам предоставляются прохладительные напитки.
  • Задержка составила более четырех часов — путешественников обеспечивают горячим питанием, причем днем в этом случае кормят через каждые шесть часов, а ночью — через каждые восемь часов.
  • Отправки рейса придется ждать больше восьми часов? Можно рассчитывать на место в гостинице. Если задержка пришлась на ночное время, то гостиницу предоставляют и при задержке самолета на шесть и более часов.
  • Ну а если самолет не вылетел по вине перевозчика в течение десяти часов, то авиакомпания должна либо отправить своих клиентов ближайшим рейсом до пункта назначения, либо вернуть полную стоимость билета (либо, если задержка произошла при пересадке — стоимость того отрезка пути, который не был проделан).

Что будет, если автобус или вагон поезда вышли из строя прямо в дороге?

Общий принцип: пассажиров все равно должны доставить до места. Пересадить на другой рейс, в другой вагон, выделить отдельный автобус — как угодно, но довезти людей туда, куда договаривались. Разумеется, независимо от условий ни о какой дополнительной плате речь не пойдет, даже если пассажиров общего вагона переселят в спальный. Другое дело, если все случится наоборот: почтенных обитателей "люкса" разместят в плацкарте. Тогда им вернут разницу в стоимости билетов. Но в любом случае работники службы перевозок должны помочь всем переместиться на новые места и перенести ручную кладь.

Как вариант, перевозчик может вернуть пассажирам деньги за билет: полную стоимость, если автобус вернулся, откуда выезжал, либо за вычетом той части дороги, которую транспорт уже проделал, пока не сломался.

Куда жаловаться на нарушение правил?

Несколько полезных телефонов:

  • колл-центр Генпрокуратуры — 115, бесплатно с любого телефона;
  • управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО — 702-354;
  • инспекция транспортного контроля по Восточно-Казахстанской области — 25-22-06;
  • телефон доверия Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан — 8 (7172) 754-547.

На какие услуги пассажир вправе рассчитывать в дороге?

В автобусе

Температура воздуха в автобусах (как в городских, так и междугородних) зимой не может опускаться ниже +14°С. Кроме того, правила говорят, что на каждом автовокзале или автостанции должны быть:

  • комната матери и ребенка — для пассажиров с детьми до пяти лет и беременных женщин;
  • медпункт и аптечный киоск;
  • беспроводные точки доступа к интернету;
  • видеонаблюдение в пунктах посадки и высадки пассажиров, зале ожидания и на площадках для стоянки автобусов;
  • комната для совершения религиозных обрядов.

Автовокзалы и автостанции должны быть приспособлены для инвалидов. Это значит, что на входах должны размещаться пандусы, инвалидам обязаны предоставить специализированные билетные кассы, особые кабинки в туалетах, места в зале ожидания для колясочников, а при необходимости — и дежурное кресло-коляску. Для инвалидов по слуху и зрению на автовокзалах должны присутствовать сигнальные устройства и средства связи. Для машин инвалидов на стоянке должно быть предусмотрено как минимум одно парковочное место, которое не занимает никто, кроме людей с ограниченными возможностями. Оно обозначается специальными дорожными знаками.

В поезде

Температура воздуха в вагонах должна поддерживаться в пределах +20 — 24 градусов зимой и +22 — 26 градусов летом. Если работает кондиционер, он должен подавать в вагон воздух не ниже +16оС.

Вагон и купе должны убирать по мере необходимости, но не реже двух раз в сутки, санузлы — не реже четырех раз в сутки.

В поезде должна быть бесплатная аптечка для пассажиров.

Проводник должен в любое время дня и ночи предупредить пассажира о приближении к станции.

Инвалидам, больным, престарелым, пассажирам с малолетними детьми проводники обязаны постелить постель (в поездах "Talgo" постель застилают для всех).

Пассажирам с ограниченными возможностями в поезде и на вокзале должны предоставить дежурную инвалидную коляску, а состав обеспечить вагоном с подъемными устройствами для таких колясок и специализированными местами для инвалидов. В туалетах на вокзале должны быть предусмотрены специальные кабины для пассажиров на инвалидных колясках.

Для проведения религиозных обрядов пассажиру могут предоставить служебное купе проводника на 5 — 10 минут. Однако проводник вагона вправе оставаться здесь же.

В поездах "Talgo", кроме прочего, бесплатно выдают газеты, журналы и электронные планшеты.

В самолете

Температуру воздуха в салонах обеспечивают не ниже +18 и не выше +25 градусов.

Там, где позволяет конструкция самолета — ставят и оснащают детские люльки.

Если нужно отправить на самолете ребенка от шести до 16 лет без сопровождения, за ним могут присмотреть стюардессы (такая услуга разрешена только на дневных рейсах со временем вылета с 6:00 до 23:00). Для отправки потребуется письменное заявление родителей или опекунов, а если ребенка отправляют за границу — еще и нотариально заверенное согласие на вывоз несовершеннолетнего. Малыша передадут с рук на руки человеку, который является либо родителем/опекуном, либо имеет на руках нотариально заверенную доверенность на получение чада.

Авиакомпания "Эйр Астана" берется за дополнительную плату перевезти в багаже такие неформатные грузы, как лыжи, сноуборды, велосипеды, каноэ, доски для серфинга и даже водолазное оборудование. Это стоит от пяти до семи тысяч тенге на внутренних рейсах и от девяти до 15 тысяч тенге — на международных (на вылет из Казахстана). Казахстанские правила перевозок позволяют инвалидам сдавать кресла-коляски в багаж бесплатно. В аэропорту или самолете можно воспользоваться дежурным креслом от авиакомпании.

Любители особой кухни (аллергики, вегетарианцы, люди, которые имеют ограничения в еде по религиозным причинам, и другие) могут заказать себе соответствующее меню заранее, если авиакомпания предоставляет такие услуги. Об этом можно спросить в авиаагентстве или заглянуть на сайт перевозчика.

Что надо знать заранее, собираясь в полёт?

Есть несколько случаев, о которых авиакомпанию лучше предупредить заранее, чтобы не возникло проблем у стойки регистрации в аэропорту.

Беременная пассажирка. Правила перевозок позволяют принимать на борт будущих мамочек на сроке до 32 - 34 недель. Но для этого после 22 недели надо иметь на руках справку от врача о сроке беременности и хорошем состоянии здоровья. После 34-й недели при одноплодной и 32-й недели при многоплодной беременности одной справкой не обойдешься, так что придется обращаться во врачебно-консультационную комиссию (ВКК) за месяц до полета. Но и это не панацея. Если роды ожидаются в ближайшие семь дней, будущую мамочку не пустят в самолет даже с заключением от ВКК на руках.

Молодая мама и малыш. По правилам женщины после родов и новорожденные не допускаются к перевозке в первые семь дней жизни малыша. Но и позднее каждому младенцу, рожденному раньше срока при многоплодной беременности, требуется справка с допуском к авиаперелетам.

Также заранее (как минимум за сутки) надо предупредить авиакомпанию, если вы хотите везти маленького ребенка в автокресле. Это удобнее, чем несколько часов держать сверток на руках. Но тогда придется платить половину цены за билет (поскольку малышу предоставят отдельное место, и непременно у окна), а кресло должно быть сертифицировано и оснащено инструментами для фиксации в самолете.

Инвалид в кресле или больной на носилках. С коляской главная проблема — выяснить, поместится ли она в самолете или свою лучше сдать в багаж, а воспользоваться "транспортом" авиакомпании. Это нужно сделать не позднее чем за 24 часа до отправления рейса. И за трое суток (72 часа) необходимо сообщить, что в полет отправляется больной на носилках. Ему предоставят столько мест, сколько займут носилки, но все их придется оплатить. При этом пациента должен сопровождать в поездке как минимум один человек.

Ссылки на нормативные документы

1. Приказ исполняющего обязанности министра по инвестициям и развитию РК от 26.03.2015 № 349 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом".

2. Приказ министра по инвестициям и развитию РК от 30.04.2015 № 545 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений" (на железнодорожном транспорте).

3. Приказ министра по инвестициям и развитию РК от 30.04.2015 года № 540 "Об утверждении Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте".

Ольга Пинэко-Скворцова

Также читайте