Чьи имена высечены на каменных готических крестах в Катон-Карагае?

3 октября 2016, 3:45
Сейчас читают:
Чьи имена высечены на каменных готических крестах в Катон-Карагае? Чьи имена высечены на каменных готических крестах в Катон-Карагае?
Чьи имена высечены на каменных готических крестах в Катон-Карагае?
Историк из Австрии Руслана Берндл и Тибо де ля Рош сняли фильм о военнопленных, построивших старо-австрийскую дорогу
Фото предоставлены областной библиотекой имени Пушкина

Руслана Берндл из Австрии на собственные деньги сняла документальный фильм про пленных австрийцев, которые строили дорогу в Катон-Карагайском районе. В прошлом году старой "австрийской" дороге исполнилось сто лет, но ее по-прежнему используют местные жители. Документальная кинолента об этом рукотворном горном серпантине получила призы на кинофестивалях в Италии, Австрии и на Украине, но тайна строителей трассы пока остается неразгаданной. Руслана, докторант института истории в Вене, снова приехала в Восточный Казахстан. Она надеется найти хоть какие-то сведения об отряде австрийских военнопленных, что прожили на границе с Китаем несколько лет, но в документах об этом практически не упоминается. Словно их и не было...

С киркой по скалам

Старо-австрийская дорога, как значится в Википедии, — это дорога, которая была построена австрийскими военнопленными после Первой мировой войны. Прежде она соединяла село Шынгыстай в Катон-Карагайском районе с селом Теректы в Курчумском. Сегодня можно проехать только по той части, что ведет от Урунхайки до Теректы. Считается, что австрийцы строили эту дорогу бригадным подрядом за сдельную оплату: чем скорее сделаешь, тем больше получишь. Вероятно, это правда. Потому что трасса в суровейших условиях была вручную построена за два года. При этом пленные не только прокладывали путь сквозь горные перевалы и бурные реки, не только сами возводили для себя бараки в снегу, но и проектировали извивы горных серпантинов, по которым и теперь проехать страшно.

— С одной стороны — скала, с другой — обрыв. Едешь, а камешки из-под колес в пропасть катятся, — вспоминает в фильме Русланы Берндл тракторист, житель здешних краев.

Документальная картина, которую Руслана отсняла за считанные дни, состоит исключительно из пейзажей в национальном колорите и прямой речи местных жителей. Старики из Катон-Карагая и Курчума рассказывают о том, что слышали от своих дедов о той истории. Кто-то вспоминает, что строителей из числа военнопленных практически не охраняли. Бежать из той дикой местности было некуда: с одной стороны — Китай, с другой — Алтай. Кто-то добавляет, что взрывчатку при устройстве трассы не применяли: прошли по горам с киркой и лопатой. У кого-то в прокладке пути участвовали дед или прадед. Оказывается, русские на той стройке тоже работали.

Унесённые ветром

После революции, как рассказывают, весь австрийский отряд отправился назад, на родину. Что стало с ними, не известно. Говорят, возвращались через Омск и Дальний Восток, участвовали в боях вместе с Колчаком. Но правда ли это или только легенда, похожая на сюжет из романа?

— Мне не удалось найти никаких списков, — признается Руслана Берндл. — Никаких имен.

На показе фильма в областной библиотеке  имени Пушкина

Ну, практически никаких. Как рассказала Лана, был Людвиг Фрицен, который женился на сельской учительнице из Катон-Карагая Нине Терентьевой и остался на Алтае. Сохранилось фото: он с усами и в канотье, она - в шляпке с вуалью... Людвиг был расстрелян после революции как враг народа и немецкий шпион.

Был еще Ян Мицу. Его потомки уехали в Тульскую область и не выходят ни на какие контакты. Вот и все...

— Я читала немало мемуаров австрийских пленных, которые работали в Туркестане, — говорит собеседница. — После возвращения в Австрию они общались друг с другом, устраивали "туркестанские праздники", наряжались в национальные халаты и готовили восточные блюда, с которыми познакомились на юге Казахстана. Есть даже довольно много сведений о пленных, которые работали в Усть-Каменогорске, Риддере, Зыряновске. Но о тех, кто строил дорогу – ничего... А мне интересно узнать именно про них.

Дорога как символ

Это увлечение возникло почти случайно. Руслана рассказывает, что однажды прочла в немецком путеводителе по Казахстану, что на Востоке есть некая австрийская дорога.

— Меня это заинтриговало, — вспоминает историк. — Почему австрийская? И дорога — это же такой символ!

Желание выяснить подробности о событиях столетней давности еще больше возросло, когда Руслане не удалось найти в Австрии никакой информации об этих людях из официальных источников. Ни-че-го. Тогда она решилась на отчаянный шаг. В 2014 году уговорила своего приятеля — шеф-повара из французского ресторана в Вене Тибо де ля Роша — поехать с ней в качестве видеооператора в алтайские горы снимать фильм. После возвращения из "глубины сибирских руд" кино монтировали еще четыре месяца. Все — на чистом энтузиазме.

— Никто не оплачивал нам эту работу, — пояснила Лана. — Фильм мне обошелся в 15 тысяч евро.

Но деньги не пропали даром. Про работу историка написала влиятельная австрийская газета "Стандарт". После публикации откликнулись те, кто хоть что-то знал о людях, побывавших на вершине Евразии. Но автор фильма надеется, что она сможет узнать что-нибудь о пленных от нас, жителей Восточного Казахстана. Ведь несколько военнопленных отдали этому строительству свою жизнь. В фильме один из сельчан вспоминает, что еще в детстве видел каменные надгробья с красивыми готическими буквами. Что там было написано? Сохранилось только название: австрийское кладбище. В фильме упоминается, что именно те каменные кресты и дали начало погосту, которым катонкарагайцы пользуются до сих пор...

— А можно дать мои контакты на сайте? — спрашивает Лана. — Может быть, кто-то откликнется?

Выполняем просьбу историка.

Руслана Берндл, телефон +43-660-310-02-19, Skype: mura19, e-mail: lana.berndl@gmail.com.

Ольга Пинэко-Скворцова

Также читайте