Экологические выплаты тем, кто выехал за пределы ВКО, хотят запретить

3 июля 2016, 3:38
Сейчас читают:
Экологические выплаты тем, кто выехал за пределы ВКО, хотят запретить Экологические выплаты тем, кто выехал за пределы ВКО, хотят запретить
Экологические выплаты тем, кто выехал за пределы ВКО, хотят запретить
По мнению казахстанских юристов, экологические доплаты и отпуска могут получить вообще все, кто живет сейчас в бывшей зоне воздействия полигона
Фото Виктор Абакумов

Бывший житель Усть-Каменогорска просит "узаконить" экологические отпуска и надбавки к зарплате для тех казахстанцев, которые выехали за пределы "зоны поражения" Семипалатинского испытательного ядерного полигона (СИЯП). Сейчас активист живет в Алматы. В это же время в Астане суд вынес решение в пользу бывшего устькаменогорца, который уже три года не получает льгот. В ответ в Министерстве здравоохранения и социальной защиты готовят законопроект. Госмужи хотят раз и навсегда определить статус пострадавших от воздействия СИЯП. В таком случае экологическое удостоверение уже наверняка будет действовать только в пределах нескольких областей., передает корреспондент YK-news.kz.

Буква закона

Закон "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне", пожалуй, один из самых неоднозначных нормативных актов в стране. Разбирательства о том, кому положены, а кому нет ежемесячные надбавки и отпуск по 13-й статье закона, не раз доходили до Верховного суда. Зачастую добиться ответа на острый вопрос могут лишь самые целеустремленные и юридически подкованные граждане.

Напомним, согласно закону, вся территория бывшей Семипалатинской и прилегающие к полигону районы Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей признаны зонами, пострадавшими от его воздействия. Усть-Каменогорск в тексте документа отнесли к зоне повышенного радиационного риска. Пострадавшим устькаменогорцам положены единовременная компенсация, 10 дней в году дополнительного оплачиваемого отпуска и 1,5 МРП (3 181 тенге) доплаты к основному заработку ежемесячно.

Тут начинается самое интересное.

Согласно статье 2 закона, его действие распространяется на граждан, проживающих в районах и городах Семипалатинской области и соответствующих районах Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами вследствие испытаний ядерного оружия и выехавших из указанных районов и городов на другое место жительства на территории Республики Казахстан.

А вот в статье 13, где речь идет конкретно об отпусках и надбавках, указано, что право получать социальную поддержку имеют граждане, проживающие на территориях. Получается, что тех, кто жил в Усть-Каменогорске раньше, а теперь уехал, эта поддержка не касается. Зато ее вполне могут получить те, кто переехал в ВКО, скажем, год назад и не имеет экологического удостоверения.

Без бумажки...

Об этих противоречиях говорят и специалисты Генеральной прокуратуры РК.

"Результаты анализа данного закона в 2012 году показали невозможность его однозначного толкования, — говорится в официальном письме главного надзорного ведомства страны. — По закону гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний, статус которых подтверждается удостоверением, предусмотрены гарантии и компенсации, а населению, проживающему на перечисленных в законе территориях, — меры социальной поддержки. Генеральной прокуратурой неоднократно направлялись письма в Правительство Республики Казахстан о необходимости внесения изменений и дополнений в закон".

По мнению казахстанских юристов, экологические доплаты и отпуска могут получить вообще все, кто живет сейчас в бывшей зоне воздействия полигона. Неважно, находился ли человек тут в 1949 — 1990 годах или нет и есть ли у него экологическое удостоверение.

— Люди, которые не проживали в Усть-Каменогорске во время испытаний, но проживают сейчас, получают эти льготы, хотя у них нет экологического удостоверения, — комментирует управляющий партнер Казахстанской лиги юристов Ануарбек Скаков. — Суд исходит буквально из трактования нормы, где написано "проживающие имеют право". На основании этого буквального значения он всем обязывает предоставлять эти льготы. Положена и надбавка, и дополнительные дни отпуска. По этому поводу есть немало судебных решений: когда работодатель отказывается от выплат, суд обязывает их производить.

Сами мы не местные

Если же житель ВКО решится переехать в другой регион страны, то он рискует лишиться привычных "экологических" и 10 дополнительных дней отпуска сверх положенных 24.

— Я перебрался в Астану из Усть-Каменогорска три года назад, — рассказывает Ануарбек Скаков. — Новый работодатель не выплачивал мне доплату. Мы от имени Казахстанской лиги юристов неоднократно обращались за разъяснениями норм закона в профильное министерство, в прокуратуры Астаны, ВКО, в Генеральную прокуратуру. Они не могли дать нам внятного объяснения. Также мы посылали запросы в специальные научные учреждения, которые занимаются изучением вреда от радиационного излучения, в частности, в НИИ Семея. В заключении специалистов сказано, что если человек пострадал от ядерных испытаний, проживая в тот период в зоне экологического бедствия, то негативный эффект сохраняется до конца жизни. То есть неважно, живет ли он в настоящее время в зоне загрязнения или нет, он всю жизнь будет считаться пострадавшим. Мы подали в суд, и он удовлетворил наш иск, обязав работодателя выплатить мне надбавку и предоставить оплачиваемый отпуск.

Ход этого процесса повлек бурные обсуждения в социальных сетях, особенно среди людей, которые, уехав из ВКО, лишились законных прав.

— Дело рассмотрел суд первой инстанции, — поясняет господин Скаков. — Работодатель наверняка обжалует решение в вышестоящей инстанции. Мне много пишут в соцсетях. Люди, оказавшиеся в подобной ситуации, тоже готовы подать в суд, они ждут отклика по нашему иску.

Если юристы идут по судебному пути, то дипломаты стараются решить проблемы на законодательном уровне.

— Я заинтересовался этой темой, когда учился в университете по специальности "международные отношения", — рассказывает свою историю бывший житель ВКО Равиль Будуков. — У меня была дипломная работа, посвященная нераспространению ядерного оружия. Я устроился на работу в Алматинской области, два года назад хотел воспользоваться экологическим отпуском. Но мне отказали, сославшись на то, что действие закона не распространяется за пределы пострадавшей от полигона зоны. Я написал в Министерство здравоохранения и социального развития, Мажилис, Сенат и администрацию президента. И всюду получал один ответ: льготы действуют только в зонах, пострадавших от полигона. После того как покидаешь территорию, соцподдержка теряется.

Тогда активист опубликовал в соцсети открытое обращение к президенту страны с просьбой распространить действие 13-й статьи закона на всех жителей зоны воздействия полигона: и нынешних, и тех, кто уже покинул эти места.

Ответный жест

В Министерстве здравоохранения и социального развития сейчас готовят концепцию по внесению изменений в "полигонный" закон. Мы ознакомились с ее основными положениями.

"Действующие нормы дают возможность получения льгот гражданам, не только проживающим на предусмотренных законом территориях, но и выехавшим на постоянное место жительства в другие регионы страны, — гласит документ, подготовленный в министерстве. — Следовательно, любой гражданин, прибывший на предусмотренные законом территории для временного проживания, подпадает под его действие. Указанные лица, впоследствии выехав в другие регионы, могут претендовать на предусмотренное материальное обеспечение на равных условиях с пострадавшими (гражданами, имеющими удостоверение). Таким образом, действующие нормы закона о СИЯП дают возможность получения указанных льгот любому гражданину республики независимо не только от статуса, но и от фактического проживания, что впоследствии может привести к необоснованным по существу и значительным по размеру бюджетным затратам".

Проще говоря, госмужи предлагают четко прописать в нормативных актах, что люди, уехавшие с территории воздействия полигона, пострадавшими больше считаться не должны.

— Государственные органы стоят на страже государственных интересов, — комментирует Ануарбек Скаков. — Если всем будет положена эта компенсация, значит, из бюджета должны выделяться деньги. Люди ведь работают не только в частных компаниях, но и на государственной службе, где им также сейчас не выплачивают эти средства. Мы считаем, что по смыслу закона, по его духу, льготы положены всем пострадавшим, а слова, написанные в статьях по-разному, — это уже технический момент.

Зарина Жумагалиева

Также читайте