Эксперты о новых правилах ПДД: Депутаты сами себе противоречат

15 февраля 2017, 9:52
Сейчас читают:
Эксперты о новых правилах ПДД: Депутаты сами себе противоречат Эксперты о новых правилах ПДД: Депутаты сами себе противоречат
Эксперты о новых правилах ПДД: Депутаты сами себе противоречат

Законопроект о новых правилах дорожного движения разрабатывают депутаты Мажилиса Парламента РК. Документ содержит порядка 80 позиций, часть из которых отменяют или изменяют уже действующее законодательство. Корреспондент Today.kz поинтересовался у экспертов, насколько обоснованы эти поправки.

Одними из основных планируемых поправок в ПДД является снятие запрета пассажирам покидать авто в случае остановки полицейским без его разрешения, установление новых санкций и смягчение либо усиление уже действующих, а также обязательное прохождение обучения в автошколе для получения водительских прав.

Кроме того, депутаты хотят законодательно закрепить разрешение на видеосъемку сотрудников полиции, а также обязанности пешеходов и риски медицинских организаций.

Так, по мнению председателя казахстанского Независимого автомобильного союза Эдуарда Эдокова, этими поправками законодатели сами себе противоречат, одобряя какие-то нормы, а после отменяя их.

"Учитывая общий уровень подготовки наших курсантов в автошколах, вы видите, что творится на дорогах. Большие вопросы возникают, не говоря уже о самостоятельной подготовке — это намного хуже. Я об этом говорил, говорю и буду говорить. Это в очередной раз показывает крайне низкий уровень профессионализма. Никто не думает, не анализирует и не смотрит, как это повлияет в дальнейшем на жизнь людей", — сказал Эдуард Эдоков.

По его словам, за последние несколько лет в Казахстане это не первый случай, когда уже принятые нормы отменяются или дорабатываются по причине кулуарного обсуждения.

При этом нелогично, по мнению эксперта, выглядит планируемая поправка в части разрешения покидать салон авто пассажирам при остановке машины полицейским.

"Это немного странное решение. В отношении водителя, в принципе, нормально, что ему запрещается без разрешения инспектора покидать салон, а в отношении пассажиров все не так однозначно. Если это дети, женщины или престарелые люди, то сейчас им приходится ждать, пока инспектор оформит протокол, а это процедура, бывает, занимает до 40 минут. Я считаю, что не нужно было это и вводить. Теперь при отмене — это выглядит немного нелогично, потому что запрет вводился для обеспечения безопасности самих полицейских. Получается, водитель должен сидеть, а, к примеру, четверо мужчин, которые находятся в салоне, могут выйти. О какой безопасности тогда может идти речь? В этих нормах нет логики", — добавил Эдоков.  

В свою очередь, другой эксперт — редактор журнала "Автомир" Елена Никитенко считает, что поправки в ПДД повлекут за собой принятие новых подзаконных актов.

"Порой складывается такое мнение, такое ощущение, что у нас законопроекты принимаются, когда кому-нибудь что-то взбрело в голову, а потом начинают думать, а как же это претворить в жизнь. То же самое было с запретами парковки, под которые попадал весь город. Была принята такая норма, когда парковаться в городе было запрещено, и тут же через месяц ее отменили, когда поняли, что приняли что-то не то. Это очень странная практика, и таких примеров очень много. Сначала нужно проводить исследовательскую работу, изучить вопрос, а потом говорить, что мы принимаем это, но почему-то так у нас не поступают. Сначала эту идею кто-то выдвинет, ее примут, не думая, а потом возникают проблемы, и их начинают решать отменой своих же решений и запретами. Начинают выпускать какие-то подзаконные акты, которые регламентируют либо просто отменяют их. Это нехорошая практика", — поделилась Елена Никитенко.

Одна из самых важных поправок в ПДД — запрет на получение водительских прав в обход автошкол — вызвала разделение мнений между самими депутатами и представителями МВД РК.

Так, депутат Канат Мусин — руководитель рабочей группы, которая и планирует инициировать ряд поправок, считает эту норму обоснованной.

"Данные поправки были инициированы в связи с растущим беспокойством казахстанцев возможным всплеском аварийности из-за недостаточной подготовленности водителей. Была серьезная реакция профессиональных объединений автомобилистов. И, в целом, вопрос потребовал обсуждения именно в таком формате на заседании рабочей группы. Следует отметить, что качество самостоятельной подготовки кандидатов в водители остается, действительно, невысоким. В связи с чем депутатами было внесено предложение об изменении пункта 1 статьи 74 Закона РК "О дорожном движении", тем самым сделать обучение в автошколах обязательным для допуска к экзаменам на получение права управлять транспортом", — сказал Канат Мусин.

Он отметил, что, по данным МВД РК, с момента введения этой нормы всего 20 процентов из почти трех тысяч самостоятельно подготовившихся кандидатов успешно сдали экзамены и получили водительские права. Тогда как кандидаты, окончившие водительские курсы, а их не менее 500 тысяч человек, получают права в 50 процентах случаев.

В свою очередь, представители МВД РК считают, что требования для самостоятельной сдачи экзаменов являются достаточно жесткими и исключают получение прав лицам с недостаточной подготовкой.

Начальник управления госавтоинспекции Комитета административной полиции Мурат Иманбаев сообщил, что тесты по теории содержат 40 вопросов, из них 32 — по правилам ПДД, четыре — по основам безопасности и по два вопроса — по медицинской подготовке и знанию законодательства.

"Когда эта норма была введена, мы провели пресс-конференцию и предложили журналистам самостоятельно сдать теоретический и практический экзамен на автоматических автодромах в спецЦОНах. По результатам тестирования из 12 принявших участие в тестировании только два смогли успешно сдать экзамены. Это свидетельствует о том, что требования жесткие. В плане сдачи практического экзамена — автодромы работают в автоматическом режиме, и человеческий фактор максимально исключен", — рассказал Мурат Иманбаев.

Он подчеркнул, что, согласно мировому опыту, право самостоятельной подготовки разрешено только по "любительским" категориям А-A1 и B-B1, а по всем остальным — исключительно обучение в автошколах.

Стоит отметить, что планируемые поправки в ПДД разрабатываются депутатами с 2015 года. Всего было проведено 29 заседаний. Ожидается, что документ будет вынесен на рассмотрение в Мажилис Парламента РК к началу марта 2017 года, и остается надеяться, что парламентарии учтут опыт предыдущих подобных поправок.

Также читайте